Теоретические основы бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать особенности исходной информации для составления бизнес – плана.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- дать общую характеристику бизнес-плана;
- охарактеризовать функциональное назначение бизнес – плана;
- проанализировать элементы качественного бизнес-плана

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
§1. Общая характеристика бизнес-плана……………………………………..4
§2. Функциональное назначение бизнес – плана…………………………….5
§ 3. Структура элементов качественного бизнес-плана……………………..8
Заключение…………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Бизнес-план(теория).doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

    Страница 

Введение………………………………………………………………………..3 

§1. Общая  характеристика бизнес-плана……………………………………..4 

§2. Функциональное назначение бизнес – плана…………………………….5 

§ 3. Структура элементов качественного бизнес-плана……………………..8 

Заключение…………………………………………………………………….12 

Список  литературы…………………………………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

             Создание бизнес-плана, - это общепринятое  средство, используемое предпринимательскими  структурами различных огранизационно-правовых форм для того, чтобы определить цели организуемого производства и определить пути их достижения. Бизнес-план, как правило, составляется на несколько лет (3-5 лет) и служит основой взаимоотношений между инвесторами (держателями акций) и организаторами (предпринимателями).1

             Бизнес-план используется как  основной документ для обоснования  инвестиций и привлечение инвесторов, а так же получение различных  видов финансирования (Правительственных  субсидий, независимых фондов), найма  квалифицированного управленческого и технического персонала. Он может быть использован для установления приоритетов при развёртывании производства.

             Разработка бизнес-плана необходима  с многих точек зрения. План  производит благоприятное впечатление  на всех, кто имеет дело с создателями предприятия, людей, работающих вместе с организаторами, инвесторами, юристов, предполагаемых акционеров и т.п. Бизнес-план способствует предотвращению ошибок, ускорению становления фирмы, увеличению её доходов.

    Цель  работы – проанализировать особенности исходной информации для составления бизнес – плана.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- дать  общую характеристику бизнес-плана;

- охарактеризовать  функциональное назначение бизнес – плана;

- проанализировать элементы качественного бизнес-плана

    §1. Общая характеристика бизнес-плана 

    Как правило, бизнес-план включает следующие разделы: резюме, товар (услуга), рынок сбыта, конкуренция, стратегия маркетинга, план производства, организационный план и т.д.

             Резюме – в нём разъясняются  цели предполагаемого производства, новизна и отличие предлагаемой  продукции от конкурентной, объём  продаж, затрата на производство  и т.д.

             Товар (услуга) – в этом разделе  даётся описание производимой  продукции (услуги) производству которого посвящён проект.

             Рынок сбыта – важнейшая часть  бизнес-плана. Она основывается  на исследовании рынка требует  сбора и обработки большого  объёма информации.

             Конкуренция – в этом разделе  необходимо определить крупнейших производителей – конкурентов аналогичной продукции.

             Стратегия маркетинга – план  маркетинга включает решение  таких проблем, как: схема распространения  товаров (услуг), ценообразование,  реклама и т.д.

             В зависимости от конкурентных обстоятельств – объёмов производства, вида продукции (услуги), её новизны и т.п. – состав и структура плана могут различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения.2

    §2. Функциональное назначение бизнес – плана 

    Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и пр.3

    Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

  • организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;
  • выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон;
  • формирование инвестиционных целей на планируемый период.

В бизнес-плане  обосновываются:

  • общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
  • выбор стратегии и тактики конкуренции;
  • оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения цели предприятия.

    Бизнес-план дает объективное представление  о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможностей прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес-план пользуется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

    В зависимости от направленности и  масштабов задуманного дела, объем  работ по составлению бизнес-плана  может изменяться в достаточно большом диапазоне, т. е. степень детализации может быть различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом, – бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

    Как показывает зарубежный опыт, при составлении  бизнес-плана пользуются услугами консультантов и экспертов. Но также важно, чтобы в этом мероприятии принимал личное участие и сам руководитель. Во всяком случае, это вызывает доверие к фирме или компании.

    Основные  рекомендации в подготовке бизнес-плана  – это краткость, лаконичность, т. е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность  в изучении и понимании, т. е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

    Бизнес-план является принципиально новым для  нашей экономики. В традиционном для отечественного планирования технико-экономического обоснования, оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования, бизнес-план детально характеризует все аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

    Среди отечественных ученых-специалистов методические разработки по составлению  бизнес-плана были сделаны Уткиным Э. А., которым была определена структура бизнес-плана, его оформление, начиная с титульного листа, разделы плана, а также тщательное описание содержания каждого раздела бизнес-плана, а также в практической части бизнес-план предприятия по производству керамического кирпича в Ставропольском крае.

    Тот же Уткин Э.А. в соавторстве с  Кочетковой Л. И. излагают методику составления бизнес-плана.

    На  первое место они ставят определение  личных целей бизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная цель. Затем разрабатывается стратегия, которая представляет собой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план определенные коррективы, которые диктуют реальный ход событий.

    Таким образом, вырабатывается оперативный  план. На основе долгосрочных тенденций и оперативного плана разрабатывается долгосрочный план.

    Надо  отметить, что авторы предлагают различные  структуры бизнес-плана. Например, в ином варианте можно начать с принятия решений, т. к. предпринимательство представляет собой, по сути, процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов. В таком варианте бизнес-план дает основу для принятия рациональных решений, позволяет оформить и анализировать интуитивные предложения.

    При составлении бизнес-плана авторы предлагают различные варианты, в зависимости от того, какую цель ставит перед собой фирма, компания или предприятие. Если фирма преследует цель наиболее полно удовлетворить спрос на ее продукцию или услуги с желаемой нормой прибыли и с учетом ряда ограничений, определяемых внешней средой, которая представлена конкурентами, потребителями и поставщиками, возможен такой вариант бизнес-плана, по которому замысел формулируется в три этапа:

    1) Установление целей.

    2) Определение наиболее выгодной  рыночной позиции для фирмы  (ниши)

    3) Разработку комплекса действий  по достижению поставленных целей.

    Таким образом, как видно из изложенного  выше, варианты бизнес-плана могут  быть различными

    § 3. Структура элементов качественного бизнес-плана 

    Большинство кредиторов или инвесторов не вложит деньги в бизнес, не увидев качественного  бизнес-плана. Инвесторы обращают внимание на "четыре Д" предпринимателя: деловая  репутация, денежный поток по обслуживанию долга, дополнительное обеспечение гарантий и доля собственного капитала, которая должна быть не менее 50%. Для непредпринимательских организаций вместо бизнес-плана может разрабатываться комплексный тактический план. Состав бизнес-плана и качество его разделов определяет предприниматель, либо по его поручению — менеджер.

    Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура  этих документов должна быть примерно одинаковой. Состав бизнес-плана рекомендуется следующий.

1. Оглавление.   

2. Предисловие.

3. Описание  фирмы.

4. Стратегия  маркетинга.

5. План  обновления выпускаемой продукции.

6. План  производства и реализации продукции.

7. План  обеспечения производства.

8. План  обслуживания производства.

9. План  развития производства.

10. Финансовый  план предприятия.

11. Международная  деятельность предприятия.       

12. Развитие системы менеджмента.

13. Организация  реализации бизнес-плана.

14. Приложения.

    При определении содержания разделов бизнес-плана  за основу принимаются соответствующие разделы "Стратегии фирмы", рассмотренные в предыдущем разделе темы. В бизнес-плане уточняются стратегические цели и требования, конкретизируется и расширяется число плановых показателей. Разделы 1-4 в бизнес-план переносятся из "Стратегии фирмы" (при необходимости с уточнениями). Мероприятия из раздела "Стратегия использования конкурентных преимуществ" включаются в раздел "Стратегия маркетинга" бизнес-плана.

Информация о работе Теоретические основы бизнес-планирования