Курс лекций по "Транспорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:32, курс лекций

Описание

Краткий конспект лекций по дисциплине «Технология и оборудование предприятий автосервиса».

Работа состоит из  1 файл

09 Лекции по ТиО пред-й сервиса.doc

— 4.75 Мб (Скачать документ)

                                                   (17)

где Зтр - нормативы удельных затрат на выполнение ТР на 1000 км пробега автомобиля, руб.

Значения Зто и Зтр приведены в справочной литературе.

РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА АТП (АТО)

ТЕМА 4.1. Общие положения

Под производственной мощностью РОП АТП следует  понимать максимально возможный  объем работ по ТО и ремонту автомобилей в установленной номенклатуре и качественных соотношениях на определенном уровне специализации, выполненных АТП при наиболее полном использовании технологического оборудования и площадей по прогрессивным нормам производительности труда, с учетом достижений передовой технологии, организации труда, обеспечения высокого качества работ.

Расчет производственной мощности РОП АТП в человеко-часах  в условиях индустриализации становится неприемлемым в связи с большим  отличием производительности одного человеко-часа на различных участках производства, с неодинаковым уровнем механизации и автоматизации технологических процессов профилактики и ремонта автомобилей. Поэтому при определении производственной мощности РОП АТП следует пользоваться денежными измерителями выполняемой работы.

ТЕМА 4.2. Основные факторы, определяющие величину и степень использования производственной мощности РОП АТП

При определении  производственной мощности РОП АТП  важно установить факторы, влияющие на величину и степень ее использования. Их можно разделить на две группы.

К первой следует  отнести такие факторы, которые  определяют величину производственной мощности, ко второй - факторы, определяющие степень ее использования. Факторы, относящиеся к первой группе, должны соответствовать наилучшему использованию основных производственных фондов. Факторы, относящиеся ко второй группе, будут те же, что и факторы, определяющие саму величину производственной мощности.

Таким образом, факторы, определяющие величину производственной мощности, и факторы, определяющие степень ее использования, представляют собой одну и ту же качественную характеристику тех или иных условий производства, но отличаются по конкретной величине показателей, характеризующих эти условия производства.

Все факторы, влияющие на величину производственной мощности РОП АТП и степень ее использования, можно разбить на основные группы: характеризующие технический уровень производства по ТО и ремонту автомобилей, уровень организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих; местные и природные условия, в которых осуществляется производственный процесс; обеспеченность необходимыми ресурсами.

К группе факторов, характеризующих технический уровень производства, можно отнести: состав и структуру основных производственных фондов ремонтно-обслуживающего назначения; уровень механизации производственных процессов ТО, ремонта и. хранения автомобилей; техническое состояние используемых средств производства по ТО и ремонту автомобилей и др. Как видно, эта группа связана с объемом, составом и характеристикой средств труда, которыми располагает ATП для выполнения ТО и ремонта подвижного состава.

К группе факторов, характеризующих уровень организации труда ремонтно-обслуживающих рабочих, можно отнести режим работы подразделений технической службы, использование основного и вспомогательного ремонтно-обслуживающего оборудования по времени и производительности, организацию труда и заработной платы, ритмичность производственных процессов по ТО и ремонту автомобилей, уровень квалификации ИТР и ремонтно-обслуживающих рабочих, распространение передовых приемов и методов труда.

К факторам, характеризующим  местные и природные условия, в которых осуществляется производственный процесс, следует отнести природно-климатические условия.

К факторам, характеризующим  обеспеченность необходимыми ресурсами, следует отнести: рабочие кадры, запасные части, материалы, обменный фонд агрегатов, жилой фонд и т.п.

Учитывая изложенное, величину М производственной мощности РОП АТП можно представить как функцию ряда различных факторов:

                                               (18)

где X1, Х2, Х3,…, Хn - факторы-аргументы, оказывающие влияние на величину производственной мощности РОП АТП

При определении  производственной мощности РОП АТП следует 
иметь в виду, что на нее не все основные фонды одинаково влияют. 
Наибольшее влияние оказывает активная часть основных фондов 
производства.

Большое значение имеет также состав активных фондов.

Рассматривая  влияние основных фондов РОП и  их активной части на объем выполняемых  ремонтно-обслуживающих работ, следовательно, и на производственную мощность РОП АТП, необходимо остановиться на анализе такого показателя, как фондоотдача.

Фондоотдача f является обобщающим стоимостным показателем использования основных производственных фондов РОП и определяется  по формуле

                                                         (19)

где Р - стоимость   выполняемых работ,  руб.;

Фс.г - среднегодовая стоимость основных производственных фондов РОП, руб.

фондоотдача показывает, какой объем выполненных работ (в руб.) приходится на 1 руб. стоимости  основных производственных фондов РОП.

3аменив в  выражении 18.2 стоимость выполняемых  работ величиной производственной  мощности РОП, получим

                                                            (20)

При такой трактовке  производственной мощности РОП АТП  фондоотдача должна представлять собой не ту величину, которую предприятия имеют фактически, а ту, которую они могут обеспечить при наиболее полном использовании основных производственных фондов РОП, применении прогрессивной технологии и передовых методов организации труда и производства, т. е. максимально возможную величину в конкретных условиям.

ТЕМА 4.3. Основные принципы расчета производственной мощности РОП АТП

Один из основных принципов расчета производственной мощности РОП АТП - выбор из многих факторов, влияющих на мощность и степень ее использования, одного главного, по которому следует определить производственную мощность, а по остальным - возможный коэффициент ее использования.

При расчете  производственной мощности РОП АТП  необходимо также учитывать его особенности (отсутствие стабильных условий и единой технологии производства, непостоянство рабочих мест, перемещение людей средств и орудий труда, влияние климатических условий и т. п.).

Методы расчета производственной мощности РОП АТП должны быть простыми, не требовать больших затрат труда и привлечения квалифицированных специалистов в этой области, которыми не всегда располагают АТП, обеспечивать достаточную степень точности производимых расчетов и не быть излишне детализированными и регламентированными).

Определение фактической производственной мощности РОП АТП. Производственная мощность РОП АТП может быть определена максимально возможным объемом работ, выполняемых собственными силами в год, в денежном измерении, исходя из среднегодовой стоимости активных фондов РОП АТП, и расчетного (прогрессивного) показателя фондоотдачи по формуле

                                                         (21)

где Мр - среднегодовая производственная мощность РОП АТП в расчетном году, тыс. руб.;

Фр - среднегодовая стоимость активных фондов РОП АТП в расчетном году, тыс. руб.;

fр - расчетный (прогрессивный) показатель фондоотдачи с 1 руб. стоимости активных фондов РОП АТП.

Среднегодовую стоимость активных фондов РОП АТП  в расчетном году определяют на основании  данных статистической отчетности, учитывающей  их стоимость на конец базового (начало расчетного) года с учетом ожидаемого поступления и выбытия фондов в течение года по формуле

                                             (22)

где ФН.г - стоимость активных фондов РОП АТП на начало года;

Фп - стоимость активных фондов, поступающих в каждом месяце в течение расчетного года;

t - число месяцев до конца года, в течение которых предусматривается эксплуатация поступающих фондов;

Фв - стоимость активных фондов, выбывающих в каждом месяце расчетного года;

t1 - число месяцев, оставшихся до конца года с момента выбытия фондов.

Прогрессивный показатель фондоотдачи fр на текущий (расчетный) год должен учитывать сложившиеся местные условия деятельности АТП, квалификацию рабочих кадров и др., а главное отражать максимально возможный уровень использования активных фондов и изменения уровня механовооруженности труда.

Исходя из этого, расчетная  величина прогрессивного показателя фондоотдачи  может быть определена по формуле

                                                         (23)

где f0 - фактический показатель фондоотдачи с 1 руб. стоимости активных фондов в базовом году;

К1 - коэффициент перехода от фактического к прогрессивному уровню показателя фондоотдачи, зависящей от резервов, имеющихся в использовании технологического оборудования;

K2 - коэффициент, учитывающий изменение уровня механовооруженности труда.

Фактический показатель фондоотдачи в базовом году определяется по формуле

                                                             (24)

где Р0 - объем ремонтно-обслуживающих работ, выполненный по ТО и ремонту автомобилей АТП собственными силами в базовом году, тыс. руб.;

Ф0 - среднегодовая балансовая стоимость активных фондов используемых в базовом году, тыс. руб.

Определение коэффициента K1. Резерв в использовании технологического оборудования можно определить на основе сравнения фактически отработанных оборудованием часов с плановым режимом их работы. Коэффициент К1 может быть определен по формуле

                                                    (25)

где ТР, ТФ - годовой расчетный (плановый) и фактический фонды времени полезной работы технологического оборудования;

А - коэффициент, учитывающий зависимость между увеличением годового фонда рабочего времени оборудования и фондоотдачей с единицы стоимости активных фондов

По данным практики работы АТП, коэффициент А, в зависимости от соотношений Трф может быть рекомендован в следующих размерах:

Трф

1-1,1

1,1-1,2

Свыше 1,2

А

0,9

0,8

0,7


Определение коэффициента К2. Коэффициент К2, учитывающий влияние изменения уровня механовооруженности труда на расчетный уровень фондоотдачи, может быть определен из выражения

                                                          (26)

где В0 - механовооруженность труда базового года;

ВТР - требуемая механовооруженность труда для обеспечения заданного уровня производительности труда на расчетный год при неизменной структуре работ по ТО и ремонту автомобилей

Фактическая   механовооруженность  труда   В0   определяется   по формуле

                                                            (27)

где Ф0 - среднегодовая стоимость технологического оборудования РОП в базовом году, тыс. руб.;

R0 - количество рабочих, занятых ТО и ремонтом автомобилей в базовом году.

Требуемую механовооруженность  труда ВТР можно определить, исходя из необходимости обеспечения планируемой производительности труда, по формуле

                                                         (28)

где Пп - плановая выработка одного ремонтно-обслуживающего рабочего;

f0 - фактический показатель фондоотдачи в базовом году;

K1 - коэффициент, определяемый по формуле 25.

Определение потребной производственной   мощности РОП АТП. Среднегодовую производственную мощность РОП АТП, необходимую для выполнения планируемого объема ремонтно-обслуживающих работ МП, можно определить по формуле

                                                       (29)

где РП - планируемый годовой объем ремонтно-обслуживающих работ АТП, выполняемых собственными силами, тыс. руб.;

Ки.п - коэффициент использования производственной мощности РОП на планируемый год.

Определить  значение Ки.п на планируемый год можно на основе анализа фактического коэффициента использования мощности в базовом (Ки.б) и расчетном годах (Ки.факт). а также максимально возможного коэффициента использования производственной мощности (Ки.max), выдержав при этом следующие условия:

Информация о работе Курс лекций по "Транспорту"