Единая транспортная система: понятие и роль в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:06, реферат

Описание

Формирование и осуществление государственной инновационной политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.

Содержание

1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики
1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Формирование государственной инновационной политики
1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана
2.1 Реализация задач первого этапа cстратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы
2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана
3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана
3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат1.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанский  государственный университет им. М. Козыбаева

Инженерно-технический  факультет

Кафедра «Транспорт и машиностроение»

 

 

 

 

 

 

 

 

СРС №1

 «Единая транспортная система: понятие и роль в экономике страны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Тр-11

Антоненко И. С.

Проверил: преп. каф. «ТиМ»

Колисниченко С.Н.

 

 

 

 

Петропавловск 2013


 

Содержание

1. Теоретические  аспекты индустриальной инновационной  политики

1.1 Сущность  и принципы государственной инновационной политики

1.2 Формирование  государственной инновационной  политики

1.3 Этапы индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан

2. Анализ  развития индустриальной инновационной  политики Казахстана

2.1 Реализация  задач первого этапа cстратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы

2.2 Положительные  результаты в реализации первого  этапа Стратегии индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан

2.3 Отрицательные  результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана

3. Перспективы  развития индустриальной инновационной  политики Казахстана

3.1 Совершенствование  развития индустриальной инновационной  политики в Казахстане

 Список  литературы

 

1. Теоретические аспекты  индустриальной инновационной политики

1.1 Сущность и принципы  государственной инновационной  политики

Государственная инновационная  политика1 представляется в разрабатываемых  правительством РК концепции социально-экономического развития РК на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития РК на среднесрочную перспективу. Государственная инновационная политика РК формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

признание приоритетного  значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

концентрация государственных  ресурсов на создании и распространении  базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные  структурные сдвиги в экономике;

создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

создание благоприятного инвестиционного климата при  осуществлении инновационной деятельности;

активизация международного сотрудничества РК в инновационной сфере;

укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления  инновационной деятельности.

Формирование и осуществление  государственной инновационной  политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.

Политика в области  инновационной деятельности как  элемент системы государственного регулирования имеет:

четко определенные цели и приоритетные направления инновационной  деятельности;

органы управления, реализующие  функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

 

информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;

инструменты регулирования  и поддержки, с помощью которых  органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

Формирование государственной инновационной политики

«Переход РК к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти  в мировое сообщество на равных»2. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы.

 Политика, формируемая Министерством образования и науки РК, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в РК; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

 Управление программой  осуществляется Научно-координационным  советом под руководством Министра. По шести основным научно –  техническим направлениям сформированы приоритеты:

 наноиндустрия и  перспективные материалы;

 энергосберегающие  технологии и альтернативные  источники энергии;

 технологии живых  систем;

 информационно-телекоммуникационные  системы;

 экология и рациональное  природопользование;

 безопасность и противодействие  терроризму.

 

 В новой редакции  программы следует отметить 3 основных  блока, в рамках которых строится  работа: генерации знаний, разработка  технологий и коммерциализация  технологий.

 

 Первый блок –  генерация знаний

 

 В рамках этого  блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных  поисковых исследований фундаментального  характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка  научно–организационного и методического  обеспечения интеграции научной  и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

 Второй блок –  разработка технологий

 Этот блок ориентирован  на поддержку и развитие прикладных  научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. тенге. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

 Третий блок программы  – коммерциализация технологий

 В первую очередь,  здесь следует говорить о создании  и развитии эффективных механизмов  государственного и частного  партнёрства. Хорошими примерами  в этой связи могут стать  реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий РК и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образония и науки РК.

 Важнейший элемент  – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные  и внебюджетные фонды, такие  как: фонд содействия развитию  малых форм предприятий в научно  – технической сфере; казахстанский фонд технологического развития (КФТР).

 КФТР – внебюджетный  фонд, который формируется из  тех отчислений, которые предприятия,  освобождая эти отчисления от  налогов, направляют в отраслевые  фонды, внебюджетные фонды и  головные организации, координирующие  их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

1.3 Этапы индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан

 В реализации Стратегии3  индустриально-инновационного развития  Республики Казахстан определены  три этапа.

 На первом этапе,  в 2003–2005 годы, будут внесены изменения  в законодательство, отраслевые  программы развития, определены  объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

 Второй этап, 2006–2010 годы, предполагает изучение инициатив  частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

 

 На третьем этапе,  в 2011–2015 годы, будет отлажен весь  комплекс организационных мер,  ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

 Общая стоимость  Программы на 2005–2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета – 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета – 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

 Активное проведение  индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8–9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5–3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8–8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

 Результаты от реализации  Стратегии к 2015 году в условиях  интенсивного освоения месторождений  нефти и газа не приведут  к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

2. Анализ развития индустриальной  инновационной политики Казахстана

2.1 Реализация задач  первого этапа cстратегии индустриально-инновационного  развития Республики Казахстан  на 2003–2015 годы

 В Послании народу  Казахстана в 2006 году Президент  определил семь основных приоритетов  продвижения Казахстана в число  наиболее конкурентоспособных и  динамично развивающихся государств  мира.

 Важнейшими приоритетами  в области развития экономики  определены успешная интеграция Казахстана в мировую экономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии страны; дальнейшая модернизация и диверсификация отечественной экономики как фундамент устойчивого экономического роста.

 В связи с этим  возрастают роль и значение реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы4.

 Основной целью Стратегии  является достижение устойчивого  развития страны путем диверсификации  отраслей экономики, способствующей  отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

 

 Основными задачами  Стратегии являются:

 • обеспечение в  обрабатывающей промышленности  среднегодовых темпов роста в  размере 8–8,4%;

 

 • повышение производительности  основных фондов обрабатывающей  промышленности;

 • создание предпринимательского  климата, структуры и содержания  общественных институтов, которые  будут стимулировать частный  сектор и совершенствовать конкурентное  преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

 • стимулирование  создания наукоемких и высокотехнологичных  экспортно-ориентированных производств;

 • диверсификация  экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

 • переход к мировым  стандартам качества;

 • развитие интеграции  с региональной и мировой экономикой  с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы

 Первый этап (2003–2005 годы) Стратегии был направлен, в основном, на реализацию мероприятий подготовительного характера. В целях успешной реализации Стратегии предполагалось внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан, выработка новых законов, создание государственных институтов, обеспечивающих участие государства в инвестиционных и инновационных проектах, подготовка специалистов, выбор эффективных проектов, реализуемых с участием государства.

Информация о работе Единая транспортная система: понятие и роль в экономике страны