Понятие цены и ее роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 05:59, контрольная работа

Описание

Категория цены представляет собой важнейший элемент рыночной системы хозяйствования. Понятие цены исторически формировалось параллельно развитию отношений обмена. Единого мнения в отношении определения цены не существует. Представители разных школ дают разные определения цены товара или услуги. В теории ценообразования известны два базовых направления: теория трудовой стоимости и теория предельной полезности.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 41.00 Кб (Скачать документ)

                                            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ  В ГОРОДЕ СУРГУТЕ 
 

                                            Контрольная работа

По  дисциплине: «Ценообразование»

Тема: «Понятие цены и ее роль в экономике» 

                                                                

                                                                     Выполнила: студентка Соп

                                                                    2 обр. 2 г.о.специальность: «ФиК»    

                                                                     Проверил:  
 
 
 
 
 
 

Сургут 2011 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ,

  1. Понятие цены и ее роль в экономике………………………..1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие цены и ее роль в  экономике

Категория цены представляет собой важнейший  элемент рыночной системы хозяйствования. Понятие цены исторически формировалось  параллельно развитию отношений обмена. Единого мнения в отношении определения цены не существует. Представители разных школ дают разные определения цены товара или услуги. В теории ценообразования известны два базовых направления: теория трудовой стоимости и теория предельной полезности. Представители каждого направления понимают категорию цены совершенно по-разному.

Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Иногда дается такое определение цены: «Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель -продать». На бытовом уровне цена является очень широким понятием. Оно происходит от славянского корня «наказание», «возмездие». Цены, как правило, постоянно изменяются, однако их изменение не всегда указывает на изменение каких-либо характеристик продаваемого товара. Это может происходить потому, что условия хозяйствования продавца изменились. В цене как экономической категории происходит столкновение интересов продавцов и покупателей.

Давно известно, что продавец стремится  подороже продать, а покупатель старается  его подешевле купить. Процесс  ценообразования является атрибутом  именно сферы сбыта фирм. В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился  по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другими механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.).

Цена  как экономическая категория  является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода. У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время цели ценообразования устанавливаются органами высшего руководства.

В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит средством  для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлений о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

Цена  в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством  и другими его свойствами. В  рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны с расходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).Совершение покупки означает, что продавец и покупатель пришли к согласию.

  Схематично  весь процесс ценообразования можно  представить следующим образом:

  Издержки (себестоимость) предприятия   Прибыль   Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка)   Торговая  надбавка (скидка)

  Выбор потребителя всегда ограничен доходом, а также ценами. Равный полезный эффект для покупателя можно выразить соотношением:

    

  где Па и Пв – предельная полезность товаров А и В,

  Ца  и Цв – цены товаров А и В.

  Покупатель  стремится получить максимальную полезность, покупая такой товар или услугу, для которых отношение предельной полезности к цене одинаково.

Информация о работе Понятие цены и ее роль в экономике