Возможные пути улучшения взаимоотношений России и стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать материал из подобранных теоретических источников по экономическим взаимоотношениям России со странами СНГ.
2. Обобщить смысл и цели экономического сотрудничества на постсоветском пространстве

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Организация экономического сотрудничества……………………..5
1.1. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве…………….5
1.2. Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)…………………………………………………………………...........7
1.3. Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП) как организации региональной интеграции……………………………………8
Глава 2. Регионализация экономического пространства Содружества……….9
2.1 Экономические интересы России в СНГ…………………………………..9
Глава 3. Проблемы торгово-экономического сотрудничества……………..13
3.1 Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения России и СНГ………………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

курсовая Office Word.docx

— 44.82 Кб (Скачать документ)

Для торговли России практически  со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо (по итогам 2008 года размер сальдо вырос  на 10,5 млрд. долл. США или на 46,0% к 2007 году).

       Крупнейшим экономическим партнером на протяжении многих лет остается Украина, доля которой в товарообороте России со странами СНГ в 2008 году составила 37,4%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2008 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно - 32,1% и 18,5%. [8, c. 68-69]

 В целом структура  внешней торговли России со  странами СНГ, в отличие от  торговли с ЕС (основным торговым  партнером), носит более рациональный  характер. Хотя объем торговли  России с Евросоюзом в целом  существенно превышает товарооборот  со странами СНГ, по отдельным  товарам рынки стран Содружества  более значимы. Так, наряду  с продукцией ТЭКа (около 47% общего  объема российского экспорта  в СНГ), важными экспортными позициями  являются поставки машинно-технической  продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости они в три  раза превышают объемы экспорта  аналогичной продукции в Евросоюз.

11

 

Начиная с четвертого квартала 2008 года кризис стал оказывать сильное  негативное влияние на состояние взаимной торговли.

       Объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на конец 2008 года превысил 4,0 млрд. долл. США, а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России составил около 1,8 млрд. долл. США.

Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация  входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах  СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе. Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой  промышленности стран Содружества, в производстве строительных материалов, они активно присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные  инвестиции сосредоточены в банковской сфере. Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.[13, c.43]

 В картине торгово-экономических  отношений России со странами  СНГ в глаза бросается явное  преобладание негативных фактов  и тенденций.

12

 

В таких условиях, казалось бы, единственным интересом России в ближнем зарубежье должно быть стремление получить с этих неплательщиков по долгам. Но у России в ближнем  зарубежье еще сохраняются экономические  интересы.

Первое - это рынки российской продукции. Ни одна страна мира добровольно не расстается с потенциальными рынками такого масштаба. Например, Украина несмотря на все сокращения в товарообороте еще в I квартале нынешнего года на обгоняла второго по величине внешнеторгового партнера России, Германию, по доле в экспорте: соответствующие цифры - 9 и 7,5%.[18]

Кроме того, ни для кого не секрет, что технический уровень  нашей продукции далек от мирового. Страны ближнего зарубежья еще долгие годы будут основной (а в большинстве  случаев и единственной) зоной  реализации

продукции российского машиностроения, станкостроения и электротехники, нефтехимии, легкой промышленности.

Рынок нужен не только для  продукции обрабатывающей промышленности, но и для продукции тех отраслей, которые, казалось бы, могли и в  ус не дуть, потому что вышли на рынки  дальнего зарубежья. Например, для лесной промышленности Сибири и Дальнего Востока  рынки среднеазиатских республик  были бы спасением, потому что именно туда шла продукция так называемых «внутренних стандартов», не имеющая  никаких шансов пробиться на мировой  рынок.

Второе. Россия продолжает сохранять  достаточно серьезную зависимость  от поставок из соседних стран стратегического  сырья (цветных металлов и редкоземельных элементов), которого в наших недрах нет; хлопка, который у нас не растет, и некоторых видов продовольствия. Отказ от импорта этой продукции  не только невозможен в ближайшей  перспективе, но и вообще по целому ряду позиций экономически нецелесообразен.

13

 

По некоторым товарам  импорт из стран ближнего зарубежья  действительно сошел на нет. Но все-таки за счет ввоза из бывших союзных  республик Россия удовлетворяла  свои потребности в продукции  машиностроения на 23%, черной и цветной металлургии - более чем на 1/3, химической и легкой промышленности - на 1/4. По многим товарам развитие импортозамещающих производств тоже пока нецелесообразно, поскольку потребует значительных инвестиций.

Третье. Россию связывают  с внешним миром транспортные коммуникации и магистрали, проходящие по территории стран ближнего зарубежья. Поэтому обеспечение доступа к ним - насущная потребность для России. Иначе и газ не пойдет, и нефть не потечет.

        Четвертое. Существуют еще технологические цепочки и производственная кооперация, поддерживать которые даже при структурной перестройке экономики российским производителям выгодно. [5, c. 23]

Если Россия будет занимать пассивную позицию, эти экономические  интересы могут просто не приниматься нашими соседями во внимание - если это противоречит их интересам. Тогда российские производители попадут в весьма неловкое положение. Совсем недавно стало известно, что непоставки хрома Казахстаном остановили с десяток российских предприятий.

Кроме того, эти интересы могут стать инструментом давления на Россию. Например, Украина любит  пользоваться тем, что газопроводы  проходят по ее территории. Часто используется этот аргумент при попытках указать  ей на накопившуюся задолженность. Тут  можно поторговаться и с могущественным «Газпромом». (Такую торговлю можно  было наблюдать совсем недавно. Аргумент Украины: а мы мало с вас берем  за транзит. Аргумент «Газпрома»: а  мы вам повысим цены на газ. Результат: цены на транзит повышены незначительно, а цены на газ остались прежними.)[4, c.87]

 

14

 

ГЛАВА 3. Проблемы торгово-экономического сотрудничества

 

3.1 Возможные пути улучшения  экономического взаимоотношения  России и СНГ

 

В экономической сфере  взаимодействия не оправдались многие надежды, которые связывались с  появлением нового интеграционного  образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и  двустороннего сотрудничества. Не выполняются  основные условия Договора об Экономическом  союзе стран Содружества, предусматривающего создание общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для  хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения  товаров и услуг, капиталов и  рабочей силы. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного  пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялись Платежный союз, полная, свободная  и взаимная конвертируемость национальных валют. Иллюзорными оказались в  конечном счете расчеты на сохранение былой экономики.

И сегодня отношения со странами - членами Содружества Независимых  Государств неизменно приносят России целую россыпь проблем.

Помимо Украины в последние  годы перед российской политикой  на постсоветском пространстве появились  и другие вызовы. Так, серьезно испортились  отношения с Белоруссией. Ухудшилась политическая обстановка в Молдавии. В Грузии после августовской «пятидневной войны» не ослабли, а наоборот, даже несколько укрепились позиции Саакашвили. Непростыми стал диалог России с государствами  Центральной Азии. В Туркмении, Таджикистане и Узбекистане явно обозначились проблемные зоны.[7, c.66]

15

 

Не урегулированы вопросы  разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что  оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения  на региональном уровне. К их числу относятся:

1. Недостаточное обеспечение  участников межрегионального сотрудничества  нормативно-правовой информацией.

2. Отсутствие данных о  конъюнктуре рынков и ценах.

3. Отсутствие системы  кредитования и страхования внешнеторговых  операций.

Развитие Содружества  в последние годы свидетельствует  о том, что никто не отказывается от сотрудничества в целом и тенденция  к экономическому объединению стран  СНГ в конце концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как  таковое, а господствовавший подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками.

 

3.1 Возможные пути улучшения  экономического взаимоотношения  России и СНГ

 

Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль предпринимательских  структур в развитии экономических  отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты  сотрудничества должны существенно  измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых  условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.

 

16

 

Целесообразно определить приоритетные интеграционные задачи, решение которых  обеспечит поэтапное продвижение  по пути формирования Общего рынка, и  в первую очередь создание благоприятных  условий для развития хозяйственных  связей в рамках СНГ. Речь идет о  программе согласованных мер, учитывающей  процессы, происходящие в экономиках стран СНГ, с их одновременной  интеграцией в систему мирохозяйственных  связей, а также между собой  в субрегиональные союзы. Осуществление  таких мер зависит от степени  согласованности интересов партнеров. Анализ свидетельствует, что они  сегодня совпадают во многих социально-экономических  областях, в первую очередь в топливно-энергетическом, транспортном, агропромышленном комплексах, в создании режима свободной торговли, в развитии производственной кооперации, финансово-банковском секторе, научно-технической  сфере.[19, c.79]

Свободному перемещению  товаров и услуг поможет ускорение  реализации соглашения о создании зоны свободной торговли. Необходимо устранить  технические барьеры и другие ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего рынка. Чтобы создать приоритетные условия  и заинтересованность в торговых связях, требуется установить порядок  взимания косвенных налогов, в том  числе поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих  эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле. [12, c.83]

Для формирования общего рыночного  пространства важно согласование взаимосвязанных  направлений реформирования и структурных  преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические  ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного 

17

 

экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную  перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного  союза, что помогло бы проводить  согласованные изменения в структуре  национальных экономик, облегчить поиск  взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так  и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и финансово-промышленных групп. [20, c.165]

Неотложной задачей является устранение расхождений в действующих  в странах СНГ нормативно-правовых положениях, устанавливающих режим  деятельности совместного предпринимательства. В национальных инвестиционных программах следует предусматривать меры по поддержке и стимулированию на льготных условиях проектов, направленных на обеспечение  взаимодействия предпринимателей стран  СНГ. Важно решить вопросы создания фондов страхования инвестиций, поддержки  крупных проектов и малого бизнеса, в том числе на совместной основе.

Интеграционным связям препятствуют взаимные неплатежи государств и  предприятий, преимущественно бартерный  характер торговли. Поэтому необходим  действенный механизм платежно-расчетных  отношений, основанный на привлечении  потенциала коммерческих банков, использовании  вексельной системы, долговых обязательств, реструктуризации задолженности предприятий.

Нужен также механизм погашения  долгов стран Содружества в имущественной  форме путем их обмена на находящиеся  в государственной собственности  акции предприятий, представляющих взаимный интерес. Важны согласованное  установление официальных курсов валют, их

18

 

поддержка, единообразные  условия их конвертации, содействие банкам в развитии сети филиалов. Целесообразны  взаимная конвертируемость национальных валют, прежде всего в рамках Таможенного  союза, постепенный переход к  совместному регулированию их курсов, что облегчает введение во взаимных расчетах многостороннего клиринга. Опыт создания платежной системы, накопленный  Таможенным союзом, можно использовать для формирования мультивалютных расчетов в масштабах всего Содружества. [5, c. 95]

Информация о работе Возможные пути улучшения взаимоотношений России и стран СНГ