Возможные пути улучшения взаимоотношений России и стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать материал из подобранных теоретических источников по экономическим взаимоотношениям России со странами СНГ.
2. Обобщить смысл и цели экономического сотрудничества на постсоветском пространстве

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Организация экономического сотрудничества……………………..5
1.1. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве…………….5
1.2. Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)…………………………………………………………………...........7
1.3. Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП) как организации региональной интеграции……………………………………8
Глава 2. Регионализация экономического пространства Содружества……….9
2.1 Экономические интересы России в СНГ…………………………………..9
Глава 3. Проблемы торгово-экономического сотрудничества……………..13
3.1 Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения России и СНГ………………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

курсовая Office Word.docx

— 44.82 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Майкопский государственный  технологический университет»

кафедра «Товароведение и  экспертиза товаров»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «СНГ: теория и практика формирования зоны свободной  торговли и Таможенного союза»

Тема: «Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения России и СНГ»

 

 

 

Выполнила: студентка группы ТД 41                                 Мухотина Е.E.

 

Руководитель:                                                                         Яхутль С.М.                                                                                                    

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

Майкоп, 2013 г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Организация экономического сотрудничества……………………..5

1.1. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве…………….5

1.2. Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)…………………………………………………………………...........7

1.3. Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП) как организации региональной интеграции……………………………………8

Глава 2. Регионализация экономического пространства Содружества……….9

2.1 Экономические интересы  России в СНГ…………………………………..9

Глава 3. Проблемы торгово-экономического сотрудничества……………..13

3.1 Возможные пути улучшения  экономического взаимоотношения  России и СНГ………………………………………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Введение

 

Отношения России, с республиками бывшего СССР (за исключением прибалтийских  государств) в настоящее время  оформлены в рамках Содружества  Независимых Государств. Содружество  в целом состоялось как политическая реальность, содействуя каждой стране - его участнице, осуществлению собственной  модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений.

Актуальность  темы обусловлена тем, что в современных условиях перспектива динамичного развития экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом.

Изученность в  литературе. В российской и зарубежной экономической литературе существует значительное число публикаций, посвященных вопросам взаимодействия России и других стран СНГ в развитии экономических отношений. В то же время, проблемы внешнеэкономических связей России со странами СНГ, нуждаются в постоянном изучении и особенно с учетом последних обстоятельств в ее отношениях с рядом этих стран.

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.

Для достижения этих целей  в курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать материал  из подобранных теоретических  источников по экономическим  взаимоотношениям России со странами  СНГ.

2. Обобщить смысл и  цели экономического сотрудничества  на постсоветском пространстве

4

3. Проанализировать эффективность  экономических интеграционных процессов  в СНГ. Экономические интересы  России в СНГ.

4. Установить основные  проблемы и направления дальнейшего  совершенствования Экономического  союза стран СНГ

Объект исследования - экономические отношения России со странами СНГ.

Предметом исследования являются проблемы развития экономических отношений России со странами СНГ и формирование более совершенного механизма экономического взаимодействия в рамках Содружества.

 Объект наблюдения - показатели эффективности торговли в рамках СНГ.

Структура курсовой работы.

В первом разделе курсовой работы рассматриваются вопросы  развития экономического сотрудничества между бывшими социалистическими  республиками, сводившиеся к поддержанию  унаследованных от СССР хозяйственных  связей; возникновение интеграционных процессов на постсоветском пространстве; заключение таможенного союза - Евразийское  экономическое сообщество (ЕврАзЭС); выявляются предпосылки создания Единого  экономического пространства (ЕЭП) как  организации региональной интеграции.

 Во втором разделе  работы проводится анализ важнейших  показателей, характеризующими степень  эффективности интеграционных процессов  во взаимной торговле, объём и  динамика внешнеторгового оборота. 

В третьем разделе проблемы развития экономических отношений  России со странами СНГ и пути дальнейшей координации взаимных интеграционных усилий, формирование более совершенного механизма 

экономического взаимодействия в рамках Содружества в предстоящий  период и на перспективу.

 

5

 

 

ГЛАВА 1. Организация экономического сотрудничества

 

1.1 Интеграционные процессы  на постсоветском пространстве

 

Советский Союз, задолго  до создания Европейского союза (ЕС), отвечал  критериям регионального интеграционного  объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей  силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая  политика, валюта.

Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция республик, входивших  в его состав, совпали по времени  с завершающим этапом европейской  интеграции - заключением валютного  союза. Сразу после распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 г.г. 12 стран подписали между собой  двусторонние соглашения о свободной  торговле, которые провозгласили  на всем пространстве СНГ зону свободной  торговли с минимальными изъятиями. В 1993-1994 г.г. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к созданию на территории всех стран - членов СНГ Таможенного союза.

Экономическое сотрудничество с входящими в Содружество  Независимых Государств странами развивалось  неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние  на первых

6

 

этапах интеграции (1991-1994 г.г.) оказали различия в стартовых  условиях и содержании проводимых этими  государствами экономических реформ.[7,c.91]

В этот период в странах  СНГ преобладали собственные  национальные интересы, приведшие к  существенному ослаблению внешнеэкономических  связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья. В результате при сокращении в этот период суммарного ВВП стран СНГ почти в два  раза товарооборот России с этими  государствами уменьшился более  чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным Государственного таможенного комитета России) 24,4 млрд. долл.[11, c.54]

Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по развитию интеграционных процессов, связанные с началом  формирования более свободных режимов  торговли стран СНГ, позволили обеспечить некоторую стабилизацию экономических  отношений этих государств.

Товарооборот России со странами СНГ в 1997 г. составил 30,9 млрд. долл., или  вырос по сравнению с 1994 г. на 26,6%. Однако сложившаяся в 1998 г. ситуация на финансовых рынках сказалась и  на развитии отношений со странами СНГ, взаимная торговля с которыми сократилась  в 1999 г. до 19 млрд. долл., или на 38% к  уровню 1997 г. [3,c.34]

На дальнейшем развитии сотрудничества России со странами СНГ в 2000-2002 г.г. преимущественное влияние оказала благоприятная  конъюнктура мирового рынка, особенно энергетического. Последовавший в 2000 г. значительный рост товарооборота  с этими государствами до 25,4 млрд. долл. (почти на 34%) сменился в дальнейшем его стабилизацией примерно на том  же уровне. Товарооборот России со странами СНГ в 2004 г. составил 46,1 млрд. долл., в  том числе экспорт - 29,4 млрд. долл. и импорт - 17,7 млрд. долл. Положительное  сальдо России в торговле со странами СНГ 

 

7

 

достигло 11,6 млрд. долл., или  возросло по сравнению с 2001 г. в 1,6 раза. [10, с. 14]

Однако, заполнив образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно успешно решив задачу «цивилизованного развода» бывших советских  республик, СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической  сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями  продвинуться не удалось. В настоящее  время СНГ, несмотря на ряд попыток  его реформирования, по-прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной, плохо управляемой  бюрократической структурой.

 

1.2. Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

 

В середине 1990-х гг. была предпринята  попытка придать новый импульс  интеграционным процессам на постсоветском  пространстве. В 1995 г. было заключено  соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Данное интеграционное объединение  просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское  экономическое сообщество (ЕврАзЭС).[9,c. 112]

При подготовке пакета документов о его создании были обозначены этапы  и конечная цель: Таможенный союз и  Единое экономическое пространство.

Предусматривалась возможность  принятия принципиальных решений голосованием, где каждая страна, в зависимости  от экономического потенциала, имела  определенный процент голосов. Однако не были

 

8

 

зафиксированы и четко  прописаны возможности создания соответствующих институциональных  органов международной организации.

В результате если еще на первоначальном этапе работы над  созданием Таможенного союза (к  концу 1995 г.) были унифицированы ставки таможенного тарифа практически  на 100%, то в последние годы уровень  унификации составляет 56-60%.

Главная причина снижения уровня унификации в том, что все  решения по изменению ставок таможенного  тарифа принимаются национальными  органами стран-участниц, а не единым наднациональным органом.

Тем не менее, ЕврАзЭС - перспективная  региональная организация, построенная  с учетом основных принципов Евросюза, которая имеет четкие экономические  цели и действенную институциональную  структуру.

Именно в ЕврАзЭС создана  полноценная зона свободной торговли без изъятий и ограничений. Товарооборот России со странами ЕврАзЭС составил в 2008 г. 26,5 млрд. долл., увеличившись за пять лет более чем в 2,5 раза.

Сегодня Евразийское экономическое  сообщество наполняется реальным экономическим  содержанием. Реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте.[6,c. 63]

 

1.3. Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП) как организации региональной интеграции

 

 Цели создания Единого  экономического пространства, как  и круг основных его участников  во многом совпадают с целями  создания ЕврАзЭС. Почему объединить  экономики решили именно Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия? Ответ очевиден. На долю этих  государств приходится около  95% общего экономического потенциала  стран СНГ. При этом доля  России составляет 82% совокупного  ВВП, 78 - промышленной продукции, 79%

9

 

инвестиций в основной капитал. Эти страны располагают  наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная  реализация которого требует более  емкого рынка, в них проживает 215 млн. человек и они располагают  огромными природными ресурсами, практически  полностью обеспечивающими свои основные потребности. [11,c. 87]

Немаловажным фактором является наличие значительной части русскоязычного населения и пока еще сохраняющиеся  кооперационные связи между предприятиями, входившими ранее в единый экономический  комплекс Советского Союза.

Одним из мотивов создания Единого экономического пространства была попытка привлечь к более  динамичным процессам интеграции Украину, которая не является членом ЕврАзЭС.[14, c.17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

ГЛАВА 2. Регионализация экономического пространства Содружества

2.1 Экономические интересы  России в СНГ

 

 Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности  интеграционных процессов во  взаимной торговле, являются объём  и динамика внешнеторгового оборота.

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2008 году составил 106,5 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2007 годом на 29,0%, в том числе  экспорт - 69,9 млрд. долл. США (рост на 32,7%), импорт - 36,6 млрд. долл. США (рост на 22,5%).

Информация о работе Возможные пути улучшения взаимоотношений России и стран СНГ