Возможные пути улучшения взаимоотношений России и стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать материал из подобранных теоретических источников по экономическим взаимоотношениям России со странами СНГ.
2. Обобщить смысл и цели экономического сотрудничества на постсоветском пространстве

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Организация экономического сотрудничества……………………..5
1.1. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве…………….5
1.2. Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)…………………………………………………………………...........7
1.3. Предпосылки создания Единого экономического пространства (ЕЭП) как организации региональной интеграции……………………………………8
Глава 2. Регионализация экономического пространства Содружества……….9
2.1 Экономические интересы России в СНГ…………………………………..9
Глава 3. Проблемы торгово-экономического сотрудничества……………..13
3.1 Возможные пути улучшения экономического взаимоотношения России и СНГ………………………………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

курсовая Office Word.docx

— 44.82 Кб (Скачать документ)

Крупным резервом сотрудничества являются экономические связи между  регионами стран СНГ. Поэтому  необходимы адекватные права территориальных  образований в организации торговых, производственных, инвестиционных, научно-исследовательских  и других отношений на региональном уровне. Целесообразны меры по государственной  поддержке межрегионального и приграничного  сотрудничества, созданию благоприятных  организационно-правовых, финансово-экономических, внешнеторговых и других условий  для развития прямых связей между регионами стран СНГ.

В предстоящий период экономическое  сотрудничество России со странами СНГ  будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции  дальнейшего развития Содружества  Независимых Государств и утвержденного  ими Плана основных мероприятий  по её реализации.

Концепцией определено, что  экономическое сотрудничество сегодня  является приоритетом СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере  и выработка Стратегии экономического развития СНГ. Экономической целью  СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

19

 

В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых  представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над  Стратегией уже в этом году. Это  должен быть системный, комплексный  документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.

Основной целью в среднесрочной  перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений  элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для  деятельности российского бизнеса  на этом направлении. Одним из основных вопросов правового обеспечения  интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование  согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена  одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ 5.10.2007 года.[6, c.41]

Принятие Конвенции по межтерриториальному сотрудничеству и создание Конгресса местных  и региональных властей СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических  вопросов, возникающих в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными  органами представительной и исполнительной власти.

Интеграционные процессы в СНГ определяются разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно

20

 

приводящей при наличии  заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого  сделаны. Главами четверки - Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано  соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать  единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться  единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической  интеграции Содружества, - В связи  с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией. К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать работу по  совершенствованию нормативной  правовой базы сотрудничества, дальнейшей  либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана  и элементов единого экономического  пространства;

- предложить странам Содружества  эффективные антикризисные программы,  а возможно и антикризисные  кредиты, направленные на минимизацию  последствий влияния кризиса  на реальный сектор экономики,  финансовую и банковскую сферы; 

- активизировать участие  российских предпринимателей в  приватизационных процессах в  странах СНГ, в том числе  в Украине, 

21

 

Белоруссии (промышленные и  сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную  экономическую повестку двусторонних  отношений, в том числе заседаний  межправительственных комиссий  со странами СНГ (поддержка  реализуемых и намечаемых проектов  с участием российского бизнеса,  создание выгодных условий для  участия российского бизнеса  в процессах приватизации и  конкурсах по государственным  закупкам и др.);

- эффективно использовать  как важное конкурентное преимущество  транспортный и транзитный потенциал  Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным  географическим положением. Речь  идет о развитии системы трубопроводного  транспорта для расширения рынка  сбыта энергоносителей, о создании  международных транспортных коридоров  для приближения регионов, в первую  очередь приграничных, к международным  рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить к разработке  и реализации крупных инвестиционных  проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных  на реализацию конкурентных преимуществ  России и государств-участников  СНГ. Обозначить лидирующую роль  России в их финансировании. [14, c.70]

Таким образом, ближайшие  задачи России и заинтересованных партнеров  из СНГ состоят в отработке  эффективных организационно-правовых и экономических механизмов действенной  региональной интеграции, функционирующей  на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ  нового интеграционного объединения, принципов и механизмов

22

 

двустороннего и многостороннего  сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

Заключение

 

Взаимодействие новых  суверенных государств в СНГ претерпевает целый ряд метаморфоз. Это обусловлено  глобальным противоречием, состоящим  в том, что для суверенитета необходимо отделение, а для выживания - интеграция. Именно эти противоположности определяли ход переговоров на высшем уровне СНГ. Очень быстро, практически с  первого саммита, началось освобождение от иллюзий о возможности единодушных  договоренностей по любому вопросу  экономики, политики, обороны, гуманитарной сферы.

Наибольшее постоянство  в сотрудничестве демонстрировали  Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или  почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время  с самых первых встреч лидеров  СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь, которая поддерживала инициативы в  развитии сотрудничества в СНГ, но в  то же время не приняла участие  в создании военно-политического  союза государств-участников СНГ.

В итоге все чаще суверенные страны остаются один на один со своими проблемами. Как умеют, они пытаются преодолевать неразрешимые противоречия процесса «разделения - интеграции». В  ход идут и договоры некоторых  стран-участников, и образование  блоков в СНГ, попытки расширения сотрудничества с «дальним зарубежьем». Однако все более отчетливо начинает проявляться тенденция к взаимодействию на основе двусторонних договоров разного  типа: от многоплановых договоров  о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, какие, например, заключила Россия с  Казахстаном, Узбеки станом и Кыргызстаном, до договоров более ограниченного  спектра, например о дружбе с Россией, Туркменистаном,

24

 

Беларусью, вплоть до договоров  по отдельным вопросам, например России и Украины о Черноморском флоте  и т.д. Конечно, двусторонние договоры лучше, чем ничего. В определенной мере благодаря им Россия сохраняет  свои позиции как «точки притяжения»  в СНГ. Но, вместе с тем, двусторонние договоры позволяют уже и Украине, и Казахстану тоже претендовать на такую роль.

Региональные связи становятся все более весомым компонентом  двусторонних отношений России с  зарубежными государствами. Существенно  возрос их объем, расширилась география, обогатилось содержание.

Страны СНГ и Содружество  в целом являются для внешней  политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения  с ними, во многом зависит прочность  международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным  условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в  рамках Содружества, прямо скажем, «пробуксовывают», наращивание сотрудничества с государствами-участниками  на двусторонней основе приобретает  для нас дополнительную актуальность. Углубляя межрегиональные связи, субъекты Федерации вносят свой вклад в  решение этой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

 Законодательные акты, директивные и нормативные материалы

1. Решение глав Правительств  СНГ « О Стратегии экономического  развития Содружества Независимых  Государств на период до 2020 года»  (принято в Кишиневе 14.11.2008): [Электрон. ресурс]

http://dic.edu.ru/exhibition/doc

 Статистические источники 

2. Основные макроэкономические  показатели стран Содружества  Независимых Государств. 2005-2006: Стат. сб / Межгос. стат. ком. СНГ. - М.: 2007. -С.243-313.

3. Росстат:[Электрон. ресурс] www.gmcgks.ru

4. Статистика внешней  торговли . ФТС России : Экспорт - импорт России : [Электрон. ресурс] http://yandex.ru/динамика 

 Отечественные и зарубежные  работы 

5. Жуков Е.Ф. Международные  экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -485с.

6. Исингарин Н.К. СНГ:  Проблемы, поиски, решения. - СПб: Паллада-медиа,  СЗРЦ Русич. -2005. -400с.

7. Комплексные проблемы  экономического сотрудничества  России и стран СНГ / Под  ред. В.А. Вашанова. - М.: СОПС, 2004 - 272с.

8. Мировая экономика/Под.  ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2004. -557с.

9. Современное экономическое  и социальное развитие стран  СНГ на рубеже XXI века (проблемы  и перспективы). Ученые и специалисты  Санкт-Петербурга и Лен. обл. - СПб.: С-ПГУ, 2006. -190с.

10. Социально-экономические  проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ. - М.: Наука, 2005. - 65с.

 

 

Периодические издания 

11. Андрианов В. Актуальные  проблемы и перспективы формирования  единого экономического пространства  стран СНГ // Общество и экономика. - 2008. - N 9. - С.112-124.

12. Андрианов В. Перспективы  единого экономического пространства // Экономист. - 2005. - N 12. - С.56-61.

13. Астапов К. Формирование  единого экономического пространства  стран СНГ // Мировая экономика  и междунар. отношения. - 2007. - N 1. - С.95-99.

14. Внешняя торговля Стран  Содружества Независимых Государств // Общество и экономика. - 2008. - N 10-11. - С.274-303.

15. Зевин Л.З. Еще раз  об организации экономического  пространства СНГ / Л.З.Зевин, М.П.Стрепетова // Россия и современ. мир. - 2007. - N 3. - С.60-73.

16. Косикова Л. Экономическое  взаимодействие России со странами  СНГ и реструктурирование постсоветского  пространства: новые условия, тенденции  и задачи // Рос. экон. журн. - 2008. - N 11-12. - С.46-57.

17. Локтева Ж.В. Особенности  развития внешнеторговых отношений  России со странами СНГ: [Электрон. ресурс] http://www.esp-izdat.ru

18. Малинина Е.В. К вопросу  формирования единого валютного  пространства на территории СНГ  // Нац. интересы: приоритеты и  безопасность. - 2009. - N 3. - С.59-62.

19. Об экономическом развитии  в странах Содружества независимых  государств в 2005 году (по материалам  статкомитета СНГ) // Вопросы статистики. - 2006. - N 6. - С.56-61

Информация о работе Возможные пути улучшения взаимоотношений России и стран СНГ