Взаимоотношения России и Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:51, реферат

Описание

Для достижения заданной цели поставим задачи:
1)Рассмотреть основные этапы взаимоотношении РФ и Беларуси;
2) Исследовать экономические предпосылки создания союза;
3)Исследовать политические предпосылки создания союза;

Работа состоит из  1 файл

геополитика беларусия.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)


Введение

      2 апреля 2012 года исполнилось 16 лет с момента подписания Республикой Беларусь и Российской Федерацией Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996г., указами президентов России и Беларуси этот день был объявлен Днем единения народов Беларуси и России.

      За это время оба государства претерпели многое: и хорошее, и не очень. Каким был долгий путь сотрудничества России и Беларуси, каково настоящее положение дел и каковы ближайшие и дальнейшие перспективы российско-белорусских отношений – рассмотреть и проанализировать все это и является целью работы. Актуальность темы работы обуславливается тем, что в последнее время отношения между государствами претерпели некоторые проблемы, однако, Союзное государство Беларуси и России стало примером стабильности и ориентиром для многих стран на постсоветском пространстве. Ключевые задачи Союзного государства успешно решаются. Останутся ли отношения двух государств добрососедскими и какие планы строят два государства на будущее является на сегодняшний день актуальным вопросом, касающимся россиян и белорусов.

      Для достижения заданной цели поставим задачи:

      1)Рассмотреть основные этапы взаимоотношении РФ и Беларуси;

      2) Исследовать экономические предпосылки создания союза;

      3)Исследовать политические предпосылки создания союза;

     

 

 

 

 

1.Этапы взаимоотношений РФ и республики Беларусь

      Важнейшим благоприятным фактором для развития интеграционных процессов является накопленный за многие века опыт интеграции – межэтнического и межгосударственного сотрудничества, преодоления разногласий и конфликтов, поиска взаимоприемлемых компромиссов. Беларусь и Россия одними из первых государств СНГ осознали необходимость более тесной двусторонней интеграции. Этому способствовали следующие факторы:

• историческая и культурная близость Беларуси и России;

• тесные экономические, политические, научные и культурные связи, сформированные во времена СССР;

• общее геополитическое пространство (транспортный коридор, система нефти- и газопроводов, единая система обороны на западном направлении);

• воля народов двух государств.

      После развала СССР республики, которые в него входили, не пошли по пути Центральной Европы конца 80-х годов, где предпочтение отдавалось парламентским республикам. Страны Содружества выбрали президентскую форму правления. Их воля была чётко выражена на Референдуме 17 марта 1991 года, когда более 85% населения России, Беларуси, да и Украины проголосовало за сохранение СССР.

      Сотрудничество между двумя странами отличалось активностью уже с самого начала существования их в качестве самостоятельных государств. В октябре 1991 года Беларусь подписала соглашение об экономическом союзе с Россией. Вообще за 1992-1993 годы между Россией и Белоруссией было заключено 42 соглашения. В частности: соглашение о снятии ограничений в хозяйственной деятельности от 27 января 1992 года, соглашение о принципах сотрудничества и взаимоотношений в области транспорта от 20 июля 1992 года, соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта, о сотрудничестве в области воздушного транспорта, об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти, о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, о транспортировке природного газа через территорию Республики Беларусь и поставки его потребителям Беларуси (все подписаны 20 июля 1992 года). В сентябре 1992 года правительство Беларуси подписало соглашение о военном сотрудничестве с Россией, какое продлило период нахождения российских войск на территории Беларуси до 2000 года. До второй половины 1993 года Беларусь оставалась в зоне действия российского рубля. Наиболее активно шло экономическое сотрудничество. Значительные меры к облегчению торговых отношений были предусмотрены в Соглашении о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и в Соглашении о Таможенном союзе от 5 января 1995 года. Референдум 14 мая 1995 года, проведённый в Беларуси президентом Лукашенко показал, что большинство белорусов (83,3%) поддерживает курс власти на экономическую интеграцию с Россией. А Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Белоруссией от 21 февраля 1995 года подвел некоторые итоги сотрудничества и наметил перспективы на будущее.

      2 апреля 1996 года подписан договор о Сообществе Белоруссии и России. Его целью объявлено объединение материального и интеллектуального потенциалов России и Белоруссии. В Договоре сказано, что Россия и Белоруссия согласовывают свою внешнюю политику, позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью. Победа президента Лукашенко на II референдуме 24 ноября 1996 года, по результатам которого он ввел в стране прямое президентское правление, захватив всю государственную власть, создало условия для преобразования Сообщества в Союз Белоруссии и России (2 апреля 1997 года)[1]. 23 мая 1997 года подписан Устав Союза, в котором было прописано, что каждое государство-участник Союза сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

В Декларации о дальнейшем единении Белоруссии и России, подписанной 25 декабря 1998 года, президенты России и Белоруссии заявляли о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. 8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства, затем ратифицирован парламентами обоих государств и 26 января 2000 года вступил в силу. Четырехлетний период активного сотрудничества двух государств завершился обменом ратификационными грамотами и вступлением Договора о создании Союзного государства в силу. В главе 1 Договора о создании Союзного государства отмечается: «Российская Федерация и Республика Беларусь создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство».

С момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства, подписанного в 1999 году президентами двух стран и ратифицированного парламентами, правовое сотрудничество Беларуси и России проводится по трем направлениям. Это сближение национальных законодательств путем гармонизации и унификации, принятие нормативных правовых актов Союзного государства и заключение международных договоров по различным вопросам сотрудничества. В Договоре выделялось в качестве приоритетной стратегической цели на первоначальном этапе создания Союзного государства формирование единого экономического пространства.  Договор и Программа стали фактически концепцией и стратегией развития всесторонней интеграции двух стран, формирования условий их объединения в рамках Союзного государства. Важнейшее значение процесса создания Союзного государства России и Беларуси заключается, прежде всего, в том, что положено начало формированию принципиально иной геополитической и экономической конфигурации на постсоветском пространстве. Договор о создании Союзного государства вступил в силу 26 января 2000 года. В развитие договора разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов Союзного государства: статус и регламент Высшего Государственного Совета, положения о Совете Министров и Постоянном комитете, Временное положение о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов и ряд других. Был также утвержден бюджет Союзного государства России и Беларуси, который активно используется для финансирования модернизационных, образовательных и социально-культурных программ. Гражданам России и Беларуси предоставляются равные права и равные возможности в деле построения своей социальной судьбы: доступ в высшие учебные заведения обеих стран, возможность участвовать в имущественных отношениях и т.д.

      В Соглашении между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования констатируется, что будут приняты "необходимые законодательные и иные меры по обеспечиванию равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования сторон. Равные условия хозяйствования предполагают унификацию всех аспектов деятельности. Статьи Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан декларируют равные права граждан избирать и быть избранными в выборные органы нового Союза, участвовать в хозяйственной деятельности, получать образование, обмениваться жилыми помещениями, приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом на его территории, равные права на трудоустройство и оплату труда, предоставление других социально-правовых гарантий. Статьи Договора во многом повторяют положения ранее принятых документов Сообщества и Союза России и Беларуси, а также Содружества Независимых Государств и гражданам ничего реального пока не дают.

      Наиболее успешно в рамках Союза идет сотрудничество в сфере обороны и безопасности. Созданы Комитет по вопросам безопасности, Пограничный комитет, совместная коллегия министров обороны, объединенная коллегия министров внутренних дел. Высшим Советом Союза утверждены Концепция совместной оборонной политики, Общие принципы военного сотрудничества и использования элементов военной инфраструктуры. Подписаны Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере. Указанные документы заложили основу механизма принятия согласованных решений по вопросам совместной оборонной политики, создания и обеспечения региональной группировки войск на западном направлении, модернизации объектов военной инфраструктуры. Перспектива образования военно-политического союза России и Беларуси становится важным аргументом внешней и оборонной политики для этих государств

      К весне 2001 г. была подготовлена Военная доктрина Союзного государства. В основу документа легла национальная Военная доктрина РФ. Подкорректированы были лишь некоторые моменты, касающиеся вопросов ядерного сдерживания с учетом безъядерного статуса Белоруссии. Совет министров Союзного государства, проходивший в Москве 29 августа 2001 г., одобрил указанный документ[2]. В сентябре 2003 г. президентами Белоруссии, Казахстана, России и Украины было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Суть его заключается в том, чтобы выработать единые параметры взаимодействия с Европейским Союзом и Всемирной торговой организацией с целью создания единого мирового и европейского экономического пространства. В феврале 2009 г. вступило в силу Соглашение об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. С 1 января 2010 года начал действовать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экономические предпосылки создания союза между РФ и республики Беларусь

Проблемы в белорусской экономике, начавшиеся до образования союза, продолжались и принимали драматические формы. Сам президент говорил, что экономика находится в «свободном падении».

Глубокая экономическая депрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню платежеспособности — дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, — имели  объективные и субъективные причины. Объективные заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые Белоруссия была не в состоянии оплачивать (рисунок 1).

Рисунок 1 - Расходы на энергоносители в Белоруссии (% от ВНП)

 

Кроме того, Белоруссия имела специализацию «советского сборочного цеха» и в высшей степени была включена в систему разделения труда между республиками СССР. Как следствие, после установления таможенных границ между странами СНГ белорусский экспорт в Россию резко сократился с более чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России в Белоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия до конца 1996 г. имела дефицит внешнеторгового баланса в $1.4 млрд., из них только в торговле с Россией — $624 млн. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукции возможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки.

В результате этих, а также иных неблагоприятных факторов можно проследить непрерывное ухудшение экономических показателей Белоруссии до создания союза (рисунок 2).

Рисунок 2 - Основные экономические показатели Беларуси (в % от 1990 г.)

Еще один впечатляющий пример распада экономики — взаимные задолженности предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП.[3]

Исходя из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.

Понимая значимость экономических реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере.[4]

Информация о работе Взаимоотношения России и Белоруссии