Интеграция Белоруссии и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:24, реферат

Описание

Союз Беларуси и России – проявление общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Человечеством накоплен опыт политического и культурного сотрудничества, в том числе и через создание союзов. Вызовы времени – борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, распространением наркотиков, экологическая безопасность – придают этой тенденции особую актуальность и значимость. Идя в ногу с мировыми интеграционными процессами, Беларусь и Россия дополняют общеевропейскую идею единения славянским компонентом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. 5
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА 9
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа состоит из  1 файл

реферат политология.docx

— 47.25 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ  И СТАНОВЛЕНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА. 5

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОТРУДНИЧЕСТВА 9

3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ  ИНТЕГРАЦИИ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

ВВЕДЕНИЕ

Союз  Беларуси и России – проявление общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Человечеством накоплен опыт политического и культурного сотрудничества, в том числе и через создание союзов. Вызовы времени – борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией, распространением наркотиков, экологическая безопасность – придают этой тенденции особую актуальность и значимость. Идя в ногу с мировыми интеграционными процессами, Беларусь и Россия дополняют общеевропейскую идею единения славянским компонентом.

Поиски  путей наращивания экономического и военного потенциала республик  постсоветского пространства, недостаточная  эффективность СНГ и отсутствие реальных союзников в Европе создали  крайне неустойчивую ситуацию «геополитического  вакуума», чреватую дальнейшими осложнениями международной обстановки.

На европейском  континенте происходят тщательно маскируемые  и достаточно серьезные геополитические  сдвиги, способные создать потенциальную  угрозу нашим государствам. В этих напряженных условиях Беларусь оказывается  на стыке западной и восточнославянской цивилизаций, на «лезвии бритвы»  обостряющегося противостояния.

Сохранение  восточнославянской цивилизации, подлинного суверенитета Беларуси и России, недопущение  образования «санитарного кордона» вокруг России и сохранение белорусского «окна в Европу» – вот геополитический  смысл нашего объединения.

Взаимовыгодное  сотрудничество двух наших стран  своим примером способно привести к  расширению Союза, базисному закреплению  его в качестве межгосударственного  объединения. Интеграция Беларуси и  России может предопределить возникновение  политических договоренностей о  расширении числа государств-участников Союза за счет других стран СНГ.

В настоящее  время уровень интеграции Беларуси и России очень высокий, партнеры выходят на решение таких задач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветском пространстве уникальными. Ведь, хотя на постсоветском  пространстве за последние несколько  лет был создан целый ряд объединительных  организаций, именно белорусско-российские интеграционные отношения получили наибольшее развитие и приобрели  динамичный характер. Например, топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный –  на 85, сельскохозяйственный – на 65, строительная индустрия – на 80 процентов.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется реалиями сегодняшнего дня: именно экономическая интеграция Республики Беларусь и России способна не только упрочнить уже имеющиеся экономические  отношения, но и дать мощный импульс  экономическому росту в наших  государствах в условиях глобального  финансового кризиса.

 

1.ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ  И СТАНОВЛЕНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА.

 

В середине 90-х годов Беларусь и  Россия одними из первых государств–участников  СНГ осознали необходимость тесной двусторонней интеграции. 6 января 1995 года они заключили Соглашение о Таможенном Союзе. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 26 мая 1995 года у белорусской деревни  Речка был убран символический  пограничный знак, что ознаменовало ликвидацию границы между двумя странами. Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

В соответствии с Договором об образовании  Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 года было решено создать политически  и экономически интегрированное  сообщество в целях объединения  материального и интеллектуального  потенциалов двух государств. 2 апреля 1997 года в г.Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России. В 1997-1998 годах происходило формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществлялись разработка и реализация первых союзных программ. 25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. 8 декабря 1999 года в г.Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. 26 января 2000 года после ратификации Договора парламентами двух стран он вступил в силу.

В настоящее время сформирована и действует система органов  Союзного государства. В соответствии с Договором о создании Союзного государства с 2000 года функционируют  Высший Государственный Совет (Председатель Высшего Государственного Совета – Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко), Совет Министров (Председатель Совета Министров – Президент Российской Федерации В.В. Путин), а также Постоянный Комитет Союзного государства (Руководитель – Государственный секретарь Союзного государства Г.А. Рапота).

С 2000 года состоялось 15 заседаний Высшего  Государственного Совета Союзного государства, рассмотрено более 150 вопросов, принято  около 120 постановлений, директив и декретов, в которых даны соответствующие поручения органам Союзного государства, правительствам, министерствам и ведомствам Беларуси и России по развитию интеграционного процесса между нашими странами.

Широкий круг интеграционных проблем  рассматривается и решается союзным  Правительством. За прошедший период состоялось 36 заседаний Совета Министров  Союзного государства, на которых рассмотрено  около 650 вопросов по различным направлениям союзного строительства. Принято более 380 решений в виде постановлений, директив и резолюций. Абсолютное большинство  принятых высшими органами Союзного государства решений выполнено.

Образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Эти органы состоят из представителей соответствующих республиканских и федеральных органов Беларуси и России и периодически собираются на свои заседания, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующих сферах.

По другим направлениям работа ведется  через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России. Ряд министерств и ведомств государств-участников взаимодействуют путем проведения заседаний соответствующих комитетов, комиссий, советов, рабочих групп.

Эффективно работают объединенные коллегии отраслевых органов Союзного государства: Пограничного Комитета, Таможенного  Комитета, Комитета по гидрометеорологии  и мониторингу загрязнения природной  среды. На регулярной основе проводятся заседания совместных белорусско-российских коллегий министерств и ведомств: внутренних дел, КГБ и ФСБ, обороны, юстиции, иностранных дел, МЧС и  ряда других.

Функции Парламента Союзного государства  сегодня выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России(Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России – Председатель Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлов; Ответственный Секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России С.Г. Стрельченко).

Парламентское Собрание образовано в  соответствии с подписанным 2 апреля 1996 года Договором об образовании  Сообщества России и Белоруссии и  Соглашением о Парламентском  Собрании Сообщества России и Белоруссии от 29 апреля 1996 года. В соответствии со статьей 70 Договора о создании Союзного государства до выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Парламентское Собрание состоит из депутаций, формируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием  Российской Федерации: по 36 представителей от каждого государства-участника  Союзного государства.

Парламентское Собрание для осуществления  своих полномочий образует из числа  своих депутатов комиссии, временные  комиссии и рабочие группы, взаимодействующие  с соответствующими комитетами и  комиссиями палат парламентов государств-участников по вопросам своего ведения, и определяет основные направления их деятельности. Комиссии, временные комиссии и рабочие  группы формируются на основе принципа равного представительства сторон. Каждый депутат Парламентского Собрания имеет право состоять в одной  комиссии. Члены комиссий имеют равные права.

В настоящее время в Парламентском  Собрании действуют восемь комиссий: по законодательству и Регламенту; по экономической политике; по бюджету  и финансам; по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам; по вопросам внешней политики; по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий; по информационной политике.

Контроль целевого расходования союзных  средств обеспечивают Счетная палата Российской Федерации и Комитет  государственного контроля Республики Беларусь.

Проведена большая работа по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. В настоящее время многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Правовые нормы Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере.

Важную роль в становлении Союзного государства играет бюджет Союзного государства, который является эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России.

Бюджет Союзного государства имеет  устойчивую тенденцию к ежегодному росту. В 2012 году в бюджет Союзного государства будет направлено около 4.9 млрд. российских рублей. В частности, предусмотрены такие направления бюджетных расходов как: фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, информатика; военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства; социальная политика, здравоохранение и физическая культура, экология, ликвидация чрезвычайных ситуаций, образование, культура, СМИ.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Перед Беларусью и Россией стоит задача, направленная на дальнейшее повышение реальных денежных доходов и заработной платы. Реальные денежные доходы населения в Республике Беларусь в 2009-2011 гг. выросли на 15 процентов, реальная заработная платы – на 17 процентов, в Российской Федерации соответственно на 10,5 процента и 13,8 процента. При этом в обоих государствах продолжает проводиться однонаправленная политика, ориентированная на сокращение необоснованной межотраслевой и межрегиональной дифференциации оплаты труда, сближения уровня заработной платы в отдельных отраслях и бюджетной сфере.

Совершенствование налоговой системы в странах  Союзного государства направлено преимущественно  на развитие технологического обновления. В то же время налоговая политика Республики Беларусь ориентирована  на снижение давления на экономику  за счет отмены ряда платежей, в Российской Федерации налоговая политика предусматривает изменения структуры налоговых отчислений.

Основными приоритетами в области бюджетной  политики Республики Беларусь в обозначенный период оставались и остаются улучшение  качественного уровня жизни населения, социальное и экономическое развитие страны при безусловном учете  критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, для чего продолжается их концентрация на выполнении важнейших  государственных программ.

Ценовая политика в обоих государствах направлена на сокращение инфляции: в 2009 году в  Республике Беларусь до 9-11 процентов, в Российской Федерации – до 7-8,5 процента, с последующим сокращением  к 2011 году до 5-7 процентов. При этом методы ценовой политики государств различаются. В Республике Беларусь преимущественно  используются методы административного  регулирования с последующим  сокращением сферы ценового регулирования. Это обстоятельство, в итоге, стало  одной из причин того, что инфляция в Беларуси в течение 2011 года составила  практически 100 процентов.

Регулирование инфляции в Российской Федерации  осуществляется преимущественно методами косвенного регулирования, исключение составляют цены на продукцию естественных монополий, которые устанавливаются  в соответствии с решением Правительства  Российской Федерации.

В обоих государствах продолжается реализация мероприятий по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.

В белорусской  экономике в последние годы обеспечивается повышение конкурентоспособности промышленности и расширение производства промышленной продукции на основе приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных отраслей машиностроительного и химического комплексов, имеющих относительно низкую материало- и энергоемкость, а также отраслей, работающих преимущественно на местных сырьевых ресурсах (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая, промышленность строительных материалов), на основе модернизации производства, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов и внедрения в производство современных технологий с учетом энерго- и ресурсосбережения, основанных на этих разработках технологий, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, активизации маркетинговой деятельности и кооперационных связей, финансового оздоровления и перепрофилирования неэффективных производств, диверсификации ресурсного обеспечения, принятия мер по адаптации промышленности к требованиям и последствиям вступления в ВТО. Рост промышленного производства ежегодно составил 10-12 процентов при соответствующем сокращении доли промышленности в ВВП до 24,2 процента.

Информация о работе Интеграция Белоруссии и России