Сравнение банковских систем Белоруссии и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:47, реферат

Описание

После Октябрьской революции филиалы действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР.

Работа состоит из  1 файл

Сравнение банковских систем Белоруссии и России.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

            ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
 

Экономический факультет  

Кафедра экономики и финансов   
 
 

«Сравнение банковских систем Белоруссии и России»  

Научно-исследовательское  эссе

по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»  
 

              Выполнила

                                                                студентка группы Ф-302

              Гусейнова Рагима Шуджаат кызы 

              Проверила

                                                                Биткина Ирина Константиновна 
 
 
 
 

                                                        Волгоград 2010

                

                                     Банковская система Белоруссии

        После Октябрьской революции  филиалы действовавших в Беларуси  частных банков были национализированы,  а земельные банки закрыты. 3 декабря  1921 года Совет Народных Комиссаров  БССР принимает постановление  об организации в Минске Белорусской  конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР. В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР. В 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР. Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. 1

        Основным законодательным актом,  регламентирующим банковскую деятельность, является Банковский кодекс Республики Белоруссия.2 Данное законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков (небанковских кредитно-финансовых организаций). В соответствии со статьей 2 Банковского кодекса, банковское законодательство Республики Беларусь – система нормативных правовых актов, регулирующих возникающие при осуществлении банковской деятельности отношения и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

        К актам банковского законодательства относятся: 
· законодательные акты (Конституция Республики Беларусь3, Гражданский кодекс Республики Беларусь4, Банковский Кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь); 
· распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер; 
· постановления Правительства Республики Беларусь; 
· нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь (далее - Национальный банк); 
· нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.

        Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О Кабинете Министров Республики Беларусь» от 30 января 1995г. последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда РБ и его расходованием.5 В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана служба контроля администрации Президента, а в 1997г. – КГК6. Высшим специализированным органом финансового контроля является КГК. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Осуществляя контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. К специализированным органам государственного финансового контроля относится  Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью. Национальная банковская система Беларуси является динамично и эффективно развивающимся сектором экономики, которая формируется в соответствии с задачами социально-экономического развития и учетом международных стандартов и правил.7

        Банковская система республики состоит из двух уровней:

Первый уровень 
        Национальный банк Республики Беларусь – главное звено банковской системы страны, создан в 1991 г., действует на основе Конституции Республики Беларусь, Банковского кодекса и др. 
Он выполняет функции центрального банка страны: осуществляет государственную регистрацию и регулирование деятельности банков, лицензирование банковской деятельности, регулирование кредитных отношений и денежного обращения, определение порядка расчетов и исключительное право эмиссии денег. Органами управления являются Правление (председатель и члены Правления назначаются Президентом Республики Беларусь) и Совет директоров (его члены выбираются Правлением). Эмиссия денег осуществляется Национальным банком в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег. Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Национальный банк тесно сотрудничает с МВФ
(Международный валютный фонд), Мировым банком и ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), имеет корреспондентские счета в ряде зарубежных стран. Национальный банк взаимодействует с МВФ с момента принятия Беларуси в эту международную финансовую организацию (1992 г.). С 1996 г. он входит в Группу банковских надзорщиков из стран Центральной и Восточной Европы (BSCEE Group), которая является региональной структурой Базельского комитета по банковскому надзору, а также проводит работу по установлению и развитию контактов и информационного обмена с органами банковского надзора зарубежных стран. По поручению Верховного Совета или по предложению правительства берет на себя в качестве представителя республики обязательства и осуществляет операции, связанные с участием Беларуси в работе международных организаций. В состав Национального банка входят шесть головных управлений в каждой области республики и в г. Минске, тринадцать подведомственных им отделений, Центр международных и межбанковских расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный техникум.

Второй уровень 
 
        Коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. На 1 января 2009 г. банковский сектор включал 31 банк. Его филиальная сеть за отчетный год сократилась с 365 до 323 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками их региональных структур, ликвидацией убыточных филиалов, переходом на современные технологии управления.8 
На территории Республики Беларусь находились 8 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии, а также представительство Межгосударственного банка. 
Иностранный капитал присутствовал в уставных фондах 25 банков, в 8 из которых он составлял 100 процентов. 
В 2008 году зарегистрировано 4 банка, из них 3 банка с преобладающим участием иностранного капитала: ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" (Великобритания, Нидерланды, США и другие инвесторы), ЗАО "Цептер Банк" (Швейцария), ЗАО "ТК Банк" (Иран).

        В целях минимизации неблагоприятного  воздействия мирового кризиса  в стране был принят и реализован  целый  ряд  оперативных  и  долгосрочных  мер. Прежде  всего  были  предприняты  шаги  по  корректировке и повышению гибкости курсовой политики. Была проведена 20-процентная корректировка курса  национальной  валюты. За  счет  корректировки  курсовой политики Национального  банка  была  обеспечена  ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта,  что в определенной мере компенсировало негативное влияние  падения  внешнего  спроса  на  отечественную продукцию. Важную  роль  в  поддержании  макроэкономической  стабильности  в  Республике  Беларусь  сыграло сотрудничество  с  Международным  валютным  фондом, в том числе его финансовая поддержка, предоставленная  в  целях  восстановления  сбалансированности платежного баланса. Международные резервные активы (в международном  измерении)  выросли  почти  до 5,7 млрд  дол. США,  их  прирост  равен 2,6 млрд  дол. США, или 84,7%. Валютная  политика  была усилена мерами процентной политики. С 8 января 2009 г.  ставка рефинансирования  была  повышена  на 2 процентных  пункта до 14% годовых. Важно  отметить,  что  принятые  Национальным банком меры в области валютной и процентной политики наряду с ужесточением Правительством налогово-бюджетной  политики  привели  к  замедлению  в 2009 г.  инфляционных  процессов.  Прирост индекса потребительских цен за  данный  период  составил 10,1%.  Это ниже  соответствующего  показателя  за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%). Ситуация  на  денежном  рынке в 2009 г.  характеризовалась дефицитом ликвидности. Банковский  сектор  Республики Беларусь, несмотря на испытываемые  им  трудности  с  ликвидностью,  продолжал  оказывать  в 2009 г.  финансовую  поддержку организациям  нефинансового  сектора  и  домашним хозяйствам,  что  явилось  важным  фактором  сохранения  положительных  темпов  экономического  роста. Требования  банков  к  экономике на 1  января 2010 г.  составили 66,4 трлн белорусских  рублей (23,2  млрд  дол.  США  в  эквиваленте).  За  истекший  год  они  выросли  на 19,3 трлн руб., или на 40,9% . При  этом  темпы  наращивания  кредитования  существенно опережали темпы роста ВВП. Так, прирост требований  банков  к  экономике  в  реальном  выражении  в  среднем  за 2009 г. по отношению к 2008 г.  составил 42,6%2 при  увеличении  реального  ВВП  на 0,2% (в 2008 г.  отмечался  рост  соответственно  на 23,9% и 10,2%).  В 2009 г.  сохранилась  положительная  динамика долгосрочных кредитов. Задолженность по долгосрочным  кредитам  на  начало 2010  г.  достигла 44,8  трлн руб. Прирост данного показателя  за 2009  г.  составил 13,2 трлн руб., или 40,5%. Доля долгосрочных кредитов в общей кредитной  задолженности банков на начало 2010 г. составила 72% .Значительные кредитные ресурсы отводятся банками  на  поддержку  инвестиционных  проектов,  направляемых  главным  образом на модернизацию производства  и  структурную  перестройку  экономики. Годовой  объем  выдачи  инвестиционных  кредитов  за 2009 г. нефинансовому сектору  экономики Республики  Беларусь  составил 10,5 трлн  руб.,  в  том  числе  на жилищное строительство – 4,32 трлн рублей. Инвестиции в основной капитал за 2009 г. увеличились в реальном  выражении на 8,6%  при увеличении реального ВВП на 0,2%.  Так, только в 2009 г. банками было выдано льготных  кредитов  на  сумму 4,6 трлн  руб.,  что на 66,9% превышает  объем льготного кредитования жилищного строительства в 2008 г. Наряду с льготным кредитованием населения банковский сектор осуществляет выдачу кредитов физическим лицам на строительство и приобретение  жилья на  общих основаниях.  На 1 января 2010 г.  задолженность физических  лиц по кредитам,  выданным на  общих основаниях,  достигла 2,55 трлн руб., что в 1,25 раза больше, чем на начало прошлого года. Следующее направление – повышение финансового потенциала  банков,  наращивание их  капитала, ресурсной  базы.  За 2009  г.  совокупный  уставный фонд  банков  увеличился  на 877,0  млрд  руб.,  или  на 10,1%,  и  на  начало 2010  г.  составил 9,56  трлн  руб., или около 3,34 млрд дол. США. Объем  нормативного  капитала  банковского  сектора на начало 2010 г. составил 13,4 трлн руб., увеличившись за истекший год почти на 2,1 трлн руб., или на 18,5%. Важнейший параметр потенциала банковской системы –  ресурсная  база.  На  начало 2010  г.  Банками привлечено  ресурсов  в  объеме 82,9  трлн  руб.  За 2009  г.  сумма привлеченных  ресурсов  по  номиналу увеличилась на 19,6 трлн руб., или на 30,9% .  За 2009 г.  прирост привлеченных средств физических лиц составил 4,9 трлн руб.,  или 36,8%.  Средства хозяйствующих субъектов в составе ресурсной базы возросли на 2,5 трлн руб., или на 19,4% банковский капитал – на 2,1 трлн руб., или на 17,7% средства  нерезидентов,  привлеченные  банками, –  на 3,4 трлн руб., или на 50,1%.  Существенно возросли за 2009 г. в ресурсной базе банков средства Национального банка (на 5,2 трлн руб., или в 2,6 раза). Это естественно в условиях кризиса, когда Национальный банк взял на себя ведущуюроль  в поддержке банковской  системы  страны  в  требуемых объемах.  Обобщающий  показатель  работы  банковского сектора –  прибыль.  Полученная  банками  за 2009  г прибыль  составила 1 084,2  млрд  руб. (в 1,5  раза больше,  чем  за 2008  г.),  что  свидетельствует  об  эффективной работе банков.  В 2009 г. сделан серьезный шаг в совершенствовании  платежной  системы  страны.   В 2010 г. Национальный  банк  продолжает  проводить денежно-кредитную политику,  направленную  на поддержку внешней и внутренней  сбалансированности экономики Республики Беларусь как важнейшего условия ее устойчивого развития. 9

      Состоянию белорусской банковской системы последнего пятилетия присущи определенные признаки. Активы всей банковской системы Беларуси составляют лишь менее 30% от размера ВВП, что крайне мало. Банковская система отстает от нужд экономики и по существу является ее тормозом. По мировым меркам, промышленность Республики Беларусь считается достаточно крупной, а банки мелкие. Крупные коммерческие банки, принадлежащие государству, - Беларусбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк и Белинвестбанк - функционируют в неодинаковых экономических условиях с остальными банками. Эти банки, выделены в специальную группу, уполномоченную обслуживать государственные программы и мероприятия. На их долю приходится порядка 80-90% ресурсов по основным статьям сводного баланса активов и пассивов банковской системы. Совокупность негативных факторов (низкая капитализация, высокий удельный вес сомнительных к погашению кредитов, отсутствие финансовых инструментов, защищающих банковские активы от обесценения, высокая концентрация капиталов в государственных банках) представляет собой серьезные проблемы для банковского сектора, требует его кардинального оздоровления в общем, контексте экономических реформ. Единственный выход - подготовить законодательную базу для коренных рыночных реформ в денежно-кредитной и банковской системах страны, согласованных с аналогичным законодательством в реальном секторе экономики. Прежде всего, необходимо законодательно запретить использование денежно-кредитной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита, а также любых государственных и иных проектов и установить зависимость эмиссии от роста ВВП и скорости оборота денежной единицы. Функцию надзора за деятельностью коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных учреждений следовало бы выделить из ведения эмиссионного банка.10 
 
 
 

                                            

                                    Банковская система России

Банковская  система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов:

1-й —  с середины XVIII в. до 1860 г. — период создания и функционирования банков как государственных (казенных);

2-й —  с 1860 по 1917 г. — период развития и совершенствования банковской системы;

3-й —  с 1917 по 1930 г. — формирование новой банковской системы;

Информация о работе Сравнение банковских систем Белоруссии и России