Сравнение банковских систем Белоруссии и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:47, реферат

Описание

После Октябрьской революции филиалы действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР.

Работа состоит из  1 файл

Сравнение банковских систем Белоруссии и России.doc

— 241.50 Кб (Скачать документ)

4-й —  с 1932 по 1987 г. — стабильное функционирование «социалистической» банковской системы;

5-й — с 1988 г. по настоящее время — формирование современной рыночной банковской системы.11

                    Система банковского и финансового законодательства.

  • Бюджетное право. Важнейшим нормативным актом, регулирующим

бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс.12  
Основными принципами бюджетного устройства РФ являются единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

  • Правовой режим государственных внебюджетных фондов. Правовой

режим Пенсионного фонда РФ определен  Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ.13 Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Пенсионного фонда являются государственной собственностью.

  • Налоговое право. Основные положения о налогах закреплены в

Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции  РФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют”.14 
Статья 198 УК РФ предусматривает за уклонение гражданина от уплаты налогов лишение свободы на срок до одного года (в особо крупном размере или вторично - до трех лет).15

  • Правовые основы сберегательного дела. Правовой основой

сберегательного дела в России являются, в первую очередь, Федеральные Законы “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”16 от и “О банках и банковской деятельности”17, а также различные инструкции Банка России.

  • Правовое регулирование страхования. Важнейшими нормативными

актами, регулирующими страхование, являются: ГК РФ (ст.ст. 927-970)18, Закон РФ “О страховании”19, Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”20.

  • Правовые основы банковского кредитования. В Федеральном законе

“О  банках и банковской деятельности”  установлено, что банк имеет право  от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

  • Правовые основы расчетов. Важнейшими нормативными актами,

регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст. 861-885), Федеральный закон “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”; Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”.

  • Валютное законодательство и валютный контроль. Закон Российской

Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” делит субъекты валютных правоотношений на две категории: резиденты (местонахождение в РФ) и нерезиденты (местонахождение за пределами РФ).21  

        Финансовая система - совокупность финансово-кредитных учреждений и организаций, а также связывающих их финансовых отношений. 
Финансовая система рассматривается как совокупность: 
-финансов предприятий, учреждений, организаций; 
-страхования; 
-государственных финансов. 
В свою очередь финансы предприятий, учреждений, организаций подразделяются: на финансы коммерческих организаций, некоммерческих и общественных объединений. 
Страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. 
Государственные финансы включают в себя: 
-государственный бюджет; 
-внебюджетные фонды; 
-государственный кредит. 
Финансовая система, как совокупность финансовых институтов, в указанных случаях состоит из следующих звеньев: 
- бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; 
- внебюджетные целевые фонды (некоторые авторы подразделяют их на централизованные целевые фонды и децентрализованные целевые фонды); 
-финансы хозяйствующих субъектов и отраслей народного хозяйства; 
-имущественное и личное страхование; 
-кредит (государственный и банковский). 
Определяя структуру финансовой системы России, целесообразно, учесть имеющуюся норму закона. В финансовую систему РФ включается бюджетная система, а также финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды иных юридических лиц.22  

       В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (ЦБ) - главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. Основные цели деятельности ЦБ: защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ. В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции: монопольная эмиссия банкнот; «банк банков»; банк правительства; регулирование денежно-кредитной системы; реализация валютной политики; организация платежно-расчетных отношений, главный расчетный центр страны. Государство наделяет ЦБ основным капиталом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ является федеральной собственностью, но при этом ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ без его согласия не допускаются. ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. ЦБ - орган, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в РФ.

Коммерческий  банк – это юридическое лицо , которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) центрального банка имеет  исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.23

По степени  специализации банки делятся  на специализированные и универсальные. Первые выбирают определенное направление  деятельности. К таким банкам, в  частности, относятся:

1.      Ипотечные банки, которые занимаются выдачей кредитов под залог недвижимости;

2.      Сберегательные банки, которые представлены Сберегательным банком России;

3.      Инвестиционные банки, например Российский банк развития, решение о создании которого было принято в 1999 г.;

4.      Сельскохозяйственные и др.24

        Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева конъюнктуры. 
Денежно-кредитная политика России осуществляется через Центральный Банк (ЦБ), как правило, по двум направлениям: 
- проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег.

- проведение  рестриктивной или ограничительной  (жесткой) политики, направленной  на увеличение процентной ставки.

Основными инструментами денежно-кредитной  политики ЦБ являются: 
официальная учетная ставка; обязательные резервы; операции на открытом рынке; надзор; контроль за рынком капиталов; количественные ограничения; валютные инвестиции; установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (таритирование); нормы инвестирования в государственные ценные бумаги.25

       В международной банковской практике существуют банковские организации, рекомендации которых приобретают значение порою большее, чем решения соответствующих межгосударственных и наднациональных органов, организаций или международных соглашений. Такая ситуация сложилась применительно к Банку международных расчетов и функционирующему на его базе Базельскому комитету по банковскому надзору, принимающему так называемые Базельские стандарты банковского надзора, часто именуемые международными стандартами. Между тем стандарты банковского надзора и решения Базельского комитета вряд ли можно признать "стандартами" (т.е. обязательными требованиями) в полном смысле слова для всех без исключения государств, как это сделано, например, в ст. 25 Договора "О создании Союзного государства" от 8 декабря 1999 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 г. "О ратификации Договора о создании Союзного государства". Создавая Союзное государство, Россия и Белоруссия приняли на себя обязательство завершить "унификацию требований к организации надзора за банками и иными кредитными учреждениями, исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, и будут применять единые ставки рефинансирования и общие нормы резервных требований к банкам". Между тем официальные документы, свидетельствующие о присоединении России или Белоруссии к любым принимаемым Базельским комитетом по банковскому надзору рекомендациям, равно как и к каким-либо иным международным стандартам банковской деятельности или банковского надзора, либо об их безусловной обязательности для этих стран, установить не удалось. Не удалось обнаружить и официальные поручения Правительству России или Банку России присоединиться к вышеупомянутым или каким-либо иным международным банковским стандартам от имени Российской Федерации.26

       ОЦЕНИВАЯ СИТУАЦИЮ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО НА ПРОТЯЖЕНИИ 2009 ГОДА РЯД ОСТРЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ФИНАНСОВОГО РЫНКА, ОСОБЕННО В СФЕРЕ КРАТКОСРОЧНОЙ ЛИКВИДНОСТИ, УДАЛОСЬ РЕШИТЬ. ОДНАКО КРИЗИС НА БАНКОВСКОМ РЫНКЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ И БУДЕТ ОКАЗЫВАТЬ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ РОССИИ В БЛИЖАЙШИЕ 1,5-2 ГОДА. РЕШЕНИЕ КОМПЛЕКСА НАКОПИВШИХСЯ ПРОБЛЕМ ТРЕБУЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ОПИРАЮЩЕЙСЯ НА ПРИНЦИПЫ БАНКИЗАЦИИ СТРАНЫ. К началу 2010 года появились признаки выхода из кризиса, в связи с чем возникает необходимость проанализировать произошедшие изменения и сделать выводы о том, в каком состоянии находится банковская система России и какие уроки кризиса необходимо учесть в дальнейшем. Основные показатели банковской системы в 2008 и 2009 (кризисном) году изменялись следующим образом (см. табл. 1).

На основе анализа показателей развития банковской системы можно сделать следующие  выводы.

1. Активы  банков и кредитный портфель  не увеличились по причине  слабой экономической активности  предприятий и их неспособности  качественно обслуживать кредитные обязательства.

2. Внешние  источники фондирования для российских  компаний и банков всё ещё  закрыты, а ресурсов внутреннего  рынка не хватает. Основным  источником кредитных ресурсов  для российских банков и корпораций  в 2009 году стал внутренний рынок. Депозитная база банков остаётся неустойчивой, хотя в 2009 году наблюдался существенный рост вкладов населения, простимулированный высокими ставками. В этих условиях банки были способны предложить только дорогие (15-25%) кредиты из-за возросших рисков, дороговизны пассивов и неопределённости экономической ситуации.

3. С  целью снижения кредитных рисков  банки начали увеличивать объёмы  вложений в долговые ценные  бумаги российских компаний. В  период с января по октябрь  2009 года их доля в структуре  активов российской банковской  системы выросла с 6,3 до 10,2%.

4. Проблема кредитования усугубляется сохранением низкого уровня производства после его существенного падения в 2009 году. Обрабатывающие производства снизились на 18,7%, в том числе производство товаров длительного пользования - на 37,9%, производство непродовольственных товаров - на 27,9%.

5. В  абсолютном большинстве кредитных  организаций резко вырос уровень  просроченной задолженности и  резервов, которые вычитаются из  капитала. Сохранение данной тенденции  резко ограничивает возможность  кредитования и уже в ближайшее время приведёт к появлению у многих банков проблем с несоблюдением норматива достаточности капитала (Н1).27

Информация о работе Сравнение банковских систем Белоруссии и России