Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 04:51, курсовая работа

Описание

Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Содержание

Введение 3
1 Таможенный тариф, его содержание 5
Понятие и признаки таможенного тарифа 5
Элементы таможенного тарифа 8
Виды таможенных тарифов 15
Классификация таможенных тарифов 15
Особенности таможенных тарифов зарубежных стран 21
Функции таможенных тарифов 25
4 Таможенный тариф Российской Федерации 29
4.1 Формирование таможенного тарифа в России 29
4.2 Основные направления таможенно-тарифной политики
Российской Федерации 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая Таможенный тариф.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

     В нем были подведены предварительные  первые итоги сложного процесса формирования внешнеэкономического комплекса, доставшегося в наследство от советских времен. Определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. Провозглашен отказ от приоритета административных методов регулирования, но при сохранении контроля государства за деятельностью российских экспортеров и импортеров в целях повышения эффективности одного из важнейших секторов народного хозяйства.

     В последние годы правительство России и законодательные учреждения проделали  значительную работу по развитию и  укреплению государственного регулирования  внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка России.

     Большое внимание в современной России уделяется  вопросам улучшения условий доступа для российских товаров на внешние рынки. Осуществлялась целенаправленная деятельность по отмене дискриминационных ограничений в отношении российских товаров. Проводилась работа в направлении универсального признания России страной с рыночной экономикой. Предпринимались меры по дальнейшей гармонизации, сближению или взаимному признанию технических норм и стандартов.

     Таможенный тариф России, как и все тарифы, выполняет различные функции, в том числе фискальную и регулирующую. Фискальная функция сводится к обеспечению поступлений платежей в бюджет, которые в дальнейшем направляются на решение государственных задач. Можно полагать, что от приоритетности той или иной функции зависит и направление работы по повышению эффективности таможенно-тарифного механизма. Из анализа макроэкономических показателей, таких как доля таможенной пошлины в доходной части бюджета, уровень обложения экспортно-импортных операций и других можно сделать вывод о том, что в России преобладает именно фискальная направленность таможенного тарифа.

     Таможенный  тариф РФ сегодня представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД.

Виды  и размеры ставок, равно как  и категории облагаемых пошлиной товаров, в настоящее время определяются Правительством РФ в Таможенном тарифе Российской Федерации.

     Общая структура таможенного тарифа РФ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид: Код товара по ТН ВЭД России;   Наименование позиции; Дополнительные единицы измерения;  Ставка Таможенной пошлины.

     Все товары в ТН ВЭД России классифицированы по таким признакам как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).

     По  структуре классификация включает в себя: разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Каждой категории товаров соответствует свой девяти - десятизначный цифровой код. Неотъемлемой частью ТН ВЭД являются примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД.

     По  данным ФТС России, объем импорта  товаров в 2008 году составил 266,9 млрд. долларов США против 199,8 млрд. долларов США в 2007 году (прирост - 33,6%), в том  числе, из стран дальнего зарубежья  – 230,3 млрд. долларов США, из стран-участников СНГ – 36,6 млрд. долларов США. Индекс физического объема импорта из всех стран  составил 113,5 %, индекс контрактных цен - 117,8 %[17].

     Доля  импорта в ВВП в 2008 году составила 16,0% против 15,4% в 2007 году. Объем поступлений в федеральный бюджет от взимания ввозных таможенных пошлин составил 625,58 млрд. руб. по сравнению с  488,05 млрд. руб. в 2007 году (прирост – 28,2%)[17].

     В 2008 году были изменены ставки ввозных  таможенных пошлин по  576 тарифным позициям, из них 323 – товары сельскохозяйственной группы.

По данным ФТС России, средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2008 году составила с учетом льгот и  преференций - 11,5%[17].

     Средневзвешенная  ставка ввозных таможенных пошлин с  учетом льгот и преференций в  прогнозируется в 2010диапазоне  – 10,6% - 10,9%. Вместе с тем, уровень средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины для целей прогнозирования доходной части федерального бюджета в 2010-2012 годах должен определяться с учетом реальной ситуации в экономике, уточненных прогнозов импорта и сроков действия таможенно-тарифных мер антикризисного пакета[17].

     Среди наиболее чувствительных в отношении  импортозависимости для Российской Федерации следует выделить рынки  автомобильной техники, черных металлов, мясной и молочной продукции и ряд других. Доля импорта на таких рынках в 2008 (2007) году составляла: легковые автомобили - 59,8% (57,9%), грузовые автомобили – 41,2% (35,8%), автобусы – 14,5% (15,8%), трубы из черных металлов – 14% (17,7%), прокат черных металлов – 17,6% (18,8%), цемент – 14% (4,9%), мясная продукция – 32,2% (33,7%), молоко – 16,7% (14,9%), сыры -38,7% (36,9%), сливочное масло – 32,1% (29,9%), растительное масло – 4,1% (2,4%)[17].

     Объем тарифных льгот за 2008 год составил при импорте - 33,3 млрд. руб. (5,4% объема поступлений платежей от ввозных таможенных пошлин), при экспорте – 123,4 млрд. руб. (4,3 % объема поступлений платежей от вывозных таможенных пошлин). При этом объемы тарифных льгот в 2008 году возросли по сравнению с 2007 годом при импорте товаров на 9,7 %, при экспорте товаров – на 30,2%. Рост  объемов тарифных льгот в импорте  был вызван  увеличением на 17,4%  льгот по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции,   на 10% - льгот по товарам, ввозимым в Особую экономическую зону Калининградской области, на 31,4% - льгот по товарам, ввозимым по международным договорам. Рост объема льгот по вывозным пошлинам был вызван увеличением на 42,6% льгот по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции[17].     

4.2 Основные направления таможенно-тарифной политики Российской Федерации  

     Ряд экономистов сегодня приходят к  выводу, что назрела потребность  в изменении целей и приоритетов  таможенно-тарифной политики. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.

     Современные концептуальные изменения в развитии внешнеэкономического сектора ознаменовали качественно новое отношение российского государства к проблеме международного правового сотрудничества и регулирования в сфере таможенного дела. Совершается постепенный переход от замкнутости, искусственной самоизоляции и даже некоторой конфронтационности к глубокому и всестороннему международно-правовому сотрудничеству в области таможенного дела со многими государствами мира.

     Для продвижения товаров, происходящих из Российской Федерации на мировой  рынок, Правительство РФ вступает в  двусторонние и многосторонние переговоры, участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей с иностранными государствами, разрабатывает программы развития внешнеторговой деятельности, заключает специальные соглашения.

     В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет исключительно важную роль в  торгово-политическом механизме, поскольку  оно применяется в целях защиты национальной экономики, выполнения международных  обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

     Поэтому Россия как активный участник внешнеэкономических  отношений, в целях развития своей  экспортно-импортной деятельности в рамках единого постсоветского пространства и упрощению таможенного контроля и таможенных пошлин, выдвинула предложение Беларуси и Казахстану принять план - проект по созданию Таможенного союза, между тремя странами. В 2009 году Беларусь, Россия и Казахстан приняли проект мероприятий по реализации плана действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2008-2010 годы. Стоит отметить, что этот документ обсуждался на совещании членов интеграционного комитета ЕврАзЭС еще в 2003 году[12].

    С 1 января 2010 г. начал действовать единый таможенный тариф и другие институты функционирования единой таможенной территории трех государств.

    Согласно  решению Межгоссовета Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный (до 1 января 2010 г.), первый (до 1 июля 2010 г.) и второй (до 1 июля 2011 г.).

    На  предварительном этапе обеспечиваются условия для таможенно-тарифного  регулирования, а также формируется  единая система мер нетарифного  регулирования на единой таможенной территории в отношении третьих  стран. В связи с этим к 1 января 2010 г. должно быть обеспечено свободное обращение продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению), и установление санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе Таможенного союза.

    Белорусская, казахстанская и российская стороны также одобрили план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории. До 1 июля 2010 г. этот план должен быть реализован в отношении белорусско-российской границы.

    С июля 2010 года планируется ввести в  действие единый Таможенный кодекс Союза, обеспечивающий нормативно-правовую основу полноценного функционирования организации. Проект Кодекса разрабатывается  по самым современным международным  стандартам, соответствующим Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и представляет собой документ прямого действия[11].

     Таможенный  союз представляет собой единую таможенную территорию с единой границей и тарифами, его формирование облегчит условия  торговли между странами и будет способствовать развитию экономик, а также присоединению стран-участниц к ВТО.

     На  данном этапе развития российской экономики  таможенно-тарифное регулирование  далеко не в полной мере выполняет  свои функции, в первую очередь, защитные и регулирующие. За истекшие годы реформ главной задачей таможенной политики было выполнение заданий Правительства по своевременному и в полном объеме сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, т.е. в основном таможенный тариф выполнял роль чисто фискального инструмента. Другие задачи, такие как, содействие ускорению развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования ВЭД, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции – отошли на второе место. Это является основной причиной отставания в развитии регулирующих и защитной функций таможенно-тарифного механизма, что не способствовало совершенствованию развития внешней торговли.

     Поэтому в сложившейся ситуации, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы, темпов развития таможенной инфраструктуры, также требований вступления России в ВТО, назрела необходимость в разработке нового таможенного тарифа. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием импортируемых товаров, улучшения качества таможенного администрирования. На первый план должна выйти регулирующая функция таможенного тарифа, что характерно в настоящее время для всех развитых стран. Поиск оптимального соотношения действия функций таможенного тарифа как инструмента регулирования импорта как источника формирования средств для бюджета федерации является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятельности таможенных органов Российской Федерации.

     Таким образом, можно выделить следующие  стратегические направления таможенного  регулирования РФ[15]:

     Таможенной  службой России проводится работа по сближению основных таможенных документов России и Европейского союза. С 1 января 2007 года в Российской Федерации введена новая форма грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, соответствующая единому административному документу (ЕАД).

  1. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции); ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы). Таможенное регулирование в его нынешнем виде остается недостаточно эффективным.
  2. Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.
  3. Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»[19].
  4. Таможенно-тарифная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Таможенно-тарифная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Это обуславливает ряд особенностей таможенно-тарифной политики в предстоящий период. Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа. Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышения уровня их конкурентоспособности и укреплении позиций российских компании в России и за рубежом.
  5. Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта.
  6. В соответствии с Планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (утвержден 6 октября 2007 года Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне Глав государств) к 2011 году Россия передаст полномочия в проведении таможенно-тарифной политики наднациональным органам таможенного союза[12].
  7. Также на современном этапе необходима оптимизация национальной схемы тарифных преференций.
  8. Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования необходимо улучшить качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности.
  9. Реализация приоритетов таможенно-тарифной политики будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.

Информация о работе Таможенный тариф