Функции таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:04, реферат

Описание

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Содержание

Введение.
1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности.
2. Таможенно-тарифное регулирование в России.
3. Функции таможенного тарифа.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Функции тт.docx

— 40.70 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение.

1. Государственное  регулирование Внешнеэкономической  деятельности.

2. Таможенно-тарифное  регулирование в России.

3. Функции таможенного  тарифа.

Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В течение последних  двух десятилетий в процессе либерализации  международной торговли значительно  снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение  новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для  их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций  в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением  им больших функций и вызвавшее  увеличение числа стран-членов. Все  более широко и эффективно применяются  нетарифные меры регулирования внешней  торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим  и условия доступа иностранной  продукции на внутренний рынок.

Для обеспечения  таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного  союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации  ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а  для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного  регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного  союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли. Такие как , изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

В современной  мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной  стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних  десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в  развитых странах – участницах Всемирной  торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В настоящее  время таможенно-тарифное регулирование  становится не только инструментом общей  экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических  организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования  с целью свести к минимуму препятствия  для развития международной торговли. 
 
 
 
 
 
 

1. Государственное  регулирование Внешнеэкономической  деятельности.

Государственное регулирование используется в интересах  всего общества. Оно затрагивает  интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает  на них огромное влияние.

В основе государственного регулирования — использование  рычагов и методов, прямых и косвенных  регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической  деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование устанавливает правила  и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил.

Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической  политики тесно взаимосвязаны и  направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены  решению стратегических задач государства  как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области  развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для  достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с  конкретными экономическими и политическими  условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые  также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства  в ВЭД.

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном  Законе «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными целями государственного регулирования ВЭД  являются:

  · Обеспечение  национальной экономической безопасности.

  · Защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции.

  · Создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров.

  · Обеспечение  конкурентоспособности отечественных  товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках.

  · Обеспечение  устойчивого внешнего финансового  положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных  обязательств.

  · Защита прав и законных интересов субъектов  внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической  политики внешней и общей экономической  политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Исходя из стратегических целей и направлений внешнеэкономической  политики решение тактических задач  государственного регулирования ВЭД  осуществляется на нескольких уровнях:

1. наднациональном  уровне, то есть на основе двусторонних  и многосторонних соглашений  и в сотрудничестве с международными  организациями;

2. национальном  уровне, где его можно разделить  на несколько направлений:

  - государственное  регулирование ВЭД по отраслям: предполагает создание более  благоприятных условий для перспективных  экспортных отраслей, контроль над  экспортом стратегически важных  товаров, защиту временно убыточных  отраслей;

  - государственное  регулирование ВЭД по регионам: предусматривает, в частности,  поддержку развития внешнеэкономической  деятельности, экспортных отраслей  в отдельных регионах, например, путем создания специальных экономических  зон.

- государственное регулирование ВЭД на уровне участников - отдельных хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно осуществление процедур предоставления лицензий, экспортно-импортного контроля, предоставление экспортных государственных заказов.

Органы регулирования  можно разделить на органы общей  компетенции и специальные. К  первым относятся Президент, Федеральное  собрание, Правительство России. Центральным  государственным органом регулирования  ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной социально-экономической  политики в целом, определяет и разрабатывает  эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и  контролирует выполнение федеральных  программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней  торговли, Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт, Объединение  информационного обеспечения и  автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.

Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все  большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она  представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при  условии выполнения сложившихся  правил.

В настоящее  время в мире существует множество  союзов и организаций со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых  документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося  порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование  торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.

Одной из наиболее авторитетных и представительных международных  организаций такого рода является Всемирная  торговая организация, функционирующая  с 1 января 1995 г. и выступающая правопреемницей  действовавшего с 1948 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Полноправными  участниками ВТО являются 125 стран, еще 13 государств рассматривают в  качестве кандидатов в члены организации.

Целью ВТО является проведение политики, направленной на максимальную либерализацию внешней  торговли. Правилами ВТО регулируется свыше 90 % объема мировой торговли, а  основа ее позиции – это режим  наибольшего благоприятствования  в торговле. Стремление к свободной  торговле, освобожденной от пут высоких  таможенных барьеров и администрирования  порядка передвижения товаров через  национальные границы, связано с  тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования  в торговле, может стать более  эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более  высокого уровня материального благосостояния. Реализация принципа сравнительных  издержек приведет к тому, что каждая страна должна будет ориентироваться  в своей специализации на те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивая  их на товары, издержки производства которых  выше относительно других стран. При  условии, что каждая страна будет  придерживаться этого принципа, мировое сообщество сможет в полной мере использовать преимущества международной специализации, получая больший реальный доход за счет рационального использования мировых ресурсов.

Антиподом либерализации  является протекционизм – политика, направленная на защиту национального  производства и рынка через систему  таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с  более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.

Либерализм во внешней торговле, напротив, направлен  на стимулирование конкуренции, ограничение  монополий, поскольку конкуренция  иностранных фирм вынуждает местные  фирмы переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать  издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного  в том, что большинство экономистов  оценивают свободную торговлю как  экономически обоснованное явление.

Российские участники  внешнеторговой деятельности могут  на добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по любому принципу, включая отраслевой и территориальный. Но при этом должны соблюдаться требования российского  антимонопольного законодательства, и  их образование не должно сопровождаться монополизацией и разделом внутреннего  рынка, и не допускаться их использование  для осуществления ограничительной  деловой практики на внешнем рынке. Недопустима и дискриминация  в любой форме российских и  иностранных лиц в зависимости  от их участия в составе объединений.

Информация о работе Функции таможенного тарифа