Функции таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:04, реферат

Описание

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Содержание

Введение.
1. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности.
2. Таможенно-тарифное регулирование в России.
3. Функции таможенного тарифа.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Функции тт.docx

— 40.70 Кб (Скачать документ)

Таможенная пошлина  – обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами РФ при ввозе  товара на таможенную территорию РФ или  вывозе товара с этой территории и  являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

Таможенная пошлина  носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может  рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку  в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об  основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным  налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров  на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения  внутреннего рынка необходимой  продукцией).

Функциями современного таможенного тарифа могут быть регулирующая и фискальная.

Регулирующая  функция таможенных пошлин выполняет  широкий спектр экономических мер  от протекционистской защиты внутреннего  производителя до либерализации  внешнеторговых отношений с целью  насыщения внутреннего рынка  товарами, пользующимися спросом. Регулирующее воздействие импортных пошлин не ограничивается соответствующим удорожанием  импортируемого товара. Кроме того, повышаются цены на товары внутреннего производства до уровня цены импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин.

Таким образом, импортные пошлины воздействуют на рынки промышленных товаров, сельского  хозяйства и, что немаловажно, на рынки рабочей силы, поскольку  достаточная защита от наплыва иностранных  товаров предохраняет внутренний рынок  от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа  рабочих мест.

Регулирующая  функция содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего  производителя от иностранных конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом, участие России в международных  торговых, таможенных и иных организациях. Регулирующая и фискальная функции  таможенных пошлин тесно взаимосвязаны  между собой. Они должны комплексно учитываться при формировании и  изменении тарифа.

Исследование  показывает, что в настоящее время  фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним из основных источников наполнения доходной части бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ они относятся  к доходам федерального бюджета  и зачисляются в размере 100%. Важность фискальной функции обусловлена  тем, что таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета.

В России действуют:

- Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.

Размер взимаемой  ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового  режима, предоставленного той или  иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются  на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.

- Вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

При взимании вывозных пошлин преобладают специфические  пошлины, исчисляемые в евро за единицу  продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

  · Пополнением  доходной части бюджета;

  · Защитой  внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного  ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

- Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговли.

  Таможенная  пошлина отвечает основным налоговым  характеристикам:

  а) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и

  обеспечивает  государственно-властным принуждением;

  б) таможенная пошлина не представляет собой плату  за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

  в) поступления  от таможенных пошлин не могут предназначаться  для покрытия конкретных государственных  расходов (принцип запрета специализации  налога).

С помощью тарифов  можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового  баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных  регионов страны. Функции тарифного  регулирования реализуются в  тесной взаимосвязи с налоговой  системой, которая частично берет  на себя элемент тарифа и дополняет  его.

Таможенный тариф  по своему содержанию имеет экономический  характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения  внутренних и мировых цен, реального  валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется  более жесткими методами нетарифного  характера. Следует отметить, что  в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.

А между тем  это эффективная мера защиты внутреннего  рынка страны. Так, в таможенном тарифе США количество используемых мегатарифов  на агропродовольственном рынке  равно 19, что составляет примерно 2% от общего количества таможенно-тарифных позиций для сельскохозяйственных товаров. Импорт сельскохозяйственной продукции ЕС ограничивается 141 мегатарифом, Японии – 142. Следует отметить, что  в ЕС большинство мегатарифов  относится к сельскохозяйственным товарам. Анализ показывает, что в  ЕС высокие средние ставки пошлин характерны для таких групп сельскохозяйственных товаров, как сахарная свекла, сахарный тростник, заменители сахара (подсластители), зерновые культуры, мукомольно-крупяная продукция, животные корма. Мегатарифы на данные группы товаров высоки в  силу того, что большая часть ставок на входящие в них товарные позиции установлена на высоком уровне. Максимальная ставка таможенного тарифа ЕС в размере 540% взимается с ввозимой измельченной или сухой сахарной свеклы. В ЕС очень высокие ставки таможенных пошлин установлены также на виноградный сок, бананы, готовые или консервированные грибы. В Японии из 142 применяемых мегатарифов 49 являются самыми высокими по сравнению с тарифами ЕС. Самая высокая средняя пошлина приходится на молочную группу и составляет 322%. Мегатарифы применяются почти к 2/3 товарных позиций данной группы, причем для 20 из них ставки пошлины превышают 500%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать  целям и задачам внешнеэкономической  деятельности, а также обеспечению  безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного  регулирования в большей степени  соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную  роль в регулирование ВЭД в  современных условиях. Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного администрирования в России нуждается в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций.

На современном  этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного  регулирования должны стать:

  • содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой  зарубежной технике и технологии;

  • стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства  и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более  эффективного ее включения в мировое  хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует  рассматривать новые, высокотехнологичные  производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

  • создание благоприятных условий для развития производств, необходимых для поддержания  занятости, стабильности и обеспечения  экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);

  • поддержка  производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных  и российских инвестиций в пер-спективые  отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта  товаров");

  • оптимизация  географической структуры импорта;

  • обеспечение  сбалансированности и эффективной  конкуренции на внутреннем рынке;

  • унификация таможенного тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией  и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному союзу.

В современных  условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным  инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений  в отечественной экономике, а  затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы.

  1. Бондаренко  Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М., ИКЦ ,        2007.

  2. Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

  3. Козырин А.Н. Субъекты таможенно-тарифного регулирования // Налоговый вестник. - 2003. -№4.-С.98-108.

  4. Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного регулирования в области внешнеторговой политики Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

  5. Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // "Международная экономика", №4, 2008.

Информация о работе Функции таможенного тарифа