Таможенно-тарифные преференции: исторические аспекты формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние предоставления тарифных преференций в отношении наименее развитых и развивающихся стран в торговле с Российской Федерацией и Таможенным союзом и направления дальнейшего развития предоставления т
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
Рассмотреть возникновение тарифных преференций;
Рассмотреть общую систему преференций ООН;
Проанализировать систему тарифных преференций Таможенного союза

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Таможенно-тарифные преференции: исторические аспекты формирования……………………………………………………………………..5
1.1. Общая система преференций ООН………………………………………8
1.2. Тарифные преференции в рамках функционирования таможенного союза: понятие, бенефициары, условия предоставления……………………..10
2. Способы предоставления тарифных преференций
2.1. Освобождение от уплаты пошлин………………………………….......21
2.2. Снижение ставки пошлины……………………………………………..24
2.3. Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров……………………………………………………………………………25
3. Соотношение понятий «тарифные преференции» и «тарифные льготы»…………………………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список используемых источников……………………………………………..34
Приложения……………………………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Тарифные преференции.docx

— 93.13 Кб (Скачать документ)

При определении страны происхождения  товаров происхождение используемых для их производства или переработки  тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.

            В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение Г), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".

Срок применения сертификата  в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или  английском языке.

При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный  язык.

Фактическое количество поставленного  товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более  чем на 5 процентов.

В случае утраты сертификата  принимается его официально заверенный дубликат (копия).

В удостоверение происхождения  небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата  не требуется. В этом случае экспортер  может декларировать страну происхождения  товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности  заявленных сведений о происхождении  товара таможенный орган вправе потребовать  предоставления сертификата о происхождении  товара.

          Комиссия таможенного союза получает  от развивающихся или наименее  развитых стран, в отношении  которых предоставлены тарифные  преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных  органов, уполномоченных заверять  сертификаты. Тарифный преференциальный  режим не распространяется на  товар, происходящий из развивающейся  или наименее развитой страны, которая не предоставила такую  информацию.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности  сертификата или содержащихся в  нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в  компетентные национальные органы развивающейся  или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

Сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:

не получен ответ в  течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов  страны вывоза или страны происхождения  товара;

имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании  недействительных документов и (или) недостоверных  сведений:

по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований.[5]

Товар из развивающейся или  наименее развитой страны не считается  происходящим из этой страны, на которую  распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен  надлежащим образом оформленный  сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.

Тарифные преференции  для такого товара предоставляются  лишь после получения удовлетворительного  ответа компетентных национальных органов  страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Способы предоставления  тарифных преференций. 

2.1. Освобождение от уплаты  пошлин

          Освобождение от уплаты пошлин  – один из способов предоставления  тарифных преференций.

           От уплаты пошлины освобождаются  товары, происходящие и ввозимые  из наименее развитых стран  и товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией  зону свободной торговли или  таможенный союз.

           Наименее развитые страны – НРС – это официальный термин, употребляемый в рамках Организации Объединенных Наций (ООН).

На сегодняшний день к  числу наименее развитых стран ООН  относит 49 стран мира. Каждые три  года список этих стран пересматривается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС). [16]

В ходе обзора перечня наименее развитых стран Экономический и  Социальный Совет Организации Объединенных Наций использовал для определения наименее развитых стран следующие три критерия, предложенные Комитетом по политике в области развития (КПР):

  1. критерий низкого уровня дохода, рассчитываемого как приблизительное среднее значение валового внутреннего продукта на душу населения за три года (менее 750 долларов США для включения в перечень, свыше 900 долларов США для исключения из перечня);
  2. критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индекса реального качества жизни (РИРКЖ) на основе показателей: питания; здоровья; образования; грамотности взрослого населения;
  3. критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономической уязвимости (ИЭУ) на основе показателей:
    1. нестабильности сельскохозяйственного производства;
    1. нестабильности экспорта товаров и услуг;
    2. экономической значимости нетрадиционных видов деятельности (доля обрабатывающей промышленности и современных услуг в ВВП);
    3. концентрации товарного экспорта;
    4. негативного влияния узости экономической базы (измеряемой путем логарифмирования численности населения);
    5. доли населения, перемещенного в результате стихийных бедствий.

Для включения в перечень страна должна удовлетворять всем трем критериям. Если страна будет соответствовать  хотя бы двум критериям из трех в  течение двух, трех лет, то она будет  исключена из списка. Кроме того, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основе определения  наименее развитых стран, т.е. принципом  признания структурных проблем, в эту категорию не включаются крупные страны, численность населения  не должна превышать 75 миллионов человек.

В 2009 году в наименее развитых странах проживало 11% населения мира. Однако они занимали только 0,6% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) . Средний ВВП составлял в этих странах 438 долларов на душу населения. Средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет 50 лет. Включение в эту группу дает определенные преимущества наименее развитым странам по сравнению с другими развивающимися странами, а именно – льготные условия получения финансовой помощи на нужды развития; преференциальный доступ на рынки; техническую помощь по программам Организации Объединенных Наций, а также ряд других льгот.[22]

         Решением Комиссии Таможенного  союза от 27 ноября 2009 года утвержден  перечень наименее развитых стран  – пользователей системы тарифных  преференций (Приложение А). На  сегодняшний момент в него  входит 49 стран, которые характеризуются  преимущественно традиционной структурой  экономики, строящейся на докапиталистических  производственных отношениях, с  крайне низким уровнем дохода  на душу населения, огромными  социальными проблемами. Это, например, такие страны как Эфиопия, Бангладеш, Непал, Мьянма и другие страны, входящие в этот список.(Приложение А)

        Сущностью данных тарифных преференций является то, что в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза и происходящих из наименее развитых стран, не применяются таможенные пошлины. Цели данной политики: поддержка развития экономики наименее развитых стран, в частности развитие их собственной промышленности.

Комиссией Таможенного союза  также утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся  и наименее развитых стран, при ввозе  которых предоставляются тарифные преференции (Приложение В). Принятие данного  перечня было направлено на повышение  эффективности работы таможенных органов  по контролю обоснованности предоставления тарифных преференций в отношение товаров происходящих из наименее развитых стран.

           Также тарифные преференции в  виде освобождения от уплаты  пошлины предоставляются странам  образующим вместе с Российской  Федерацией зону свободной торговли.[11]

           В сентябре 1993 года главы государств  и правительств стран – участниц Содружества Независимых Государств (СНГ) подписали в Москве Договор о создании Экономического союза, в котором согласились в целях создания межгосударственной ассоциации свободной торговли взять курс в своих взаимоотношениях на последовательное снижение и отмену таможенных пошлин. Действуя в направлении последовательной реализации положений Московского договора 1993 года, главы государств и правительств стран СНГ подписали 15 апреля 1994 года Соглашение о создании зоны свободной торговли. В то время в него вошли двенадцать участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Это  Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина и Грузия. Грузия с 2009 года не является членом Содружества Независимых Государств, но на нее распространяется действие договора о создании зоны свободной торговли.   
В статье 3 этого соглашения было закреплено, что Договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины на ввоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории других договаривающихся Сторон. Им необходимо предоставить сертификат происхождения товара по форме СТ1 (Приложение Д).

           В рамках зоны свободной торговли  и таможенного союза (Россией,  Беларусью и Казахстаном) применяются  нулевые ставки ввозных таможенных  пошлин.  Для получения данного  вида преференций необходимо  выполнить общие и специальные  условия. Специальными условиями  являются:

  1. правило непосредственной закупки Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

      2) Правило  прямой поставки. Прямой поставкой  считается поставка товаров, транспортируемая  из развивающейся страны, на которую  распространяется тарифный преференциальный  режим, на единую таможенную  территорию таможенного союза  без провоза через территорию  другого государства, то есть  через территорию третьих стран.  Возможен провоз товаров через  территорию третьих стран вследствие  географических, транспортных, технических  или экономических причин, при  условии, что товары в странах  транзита, в том числе при их  временном складировании на территории  этих стран, находятся под таможенным  контролем.[5]

Общие условия предоставления это:

    1. наличие режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ);
    2. доказанность страны происхождения товаров;
    3. правило адвалорной доли

          

2.2. Снижение ставки пошлины

           Снижение ставки пошлины –  это еще один способ предоставления  тарифных преференций. 

           Этот способ предоставляется  развивающимся странам, входящих  в перечень пользователей системы  тарифных преференций.(Приложение Б) Это означает, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, включенных в перечень товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.[3]  

           В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. 

           Страна, не классифицируемая Всемирным  банком как страна с высоким  уровнем дохода, может быть исключена  из него в следующих случаях:

  1. Достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;
  2. Объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75 процентов общего объема ввоза этих товаров из стран – пользователей системы преференций;
  3. Недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств таможенного союза либо физических и (или) юридических лиц этих государств, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим или юридическим лицам доступ на рынок этой страны или иным образом дискриминируют физических или юридических лиц;
  4. серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;
  5. несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.[3] 

Информация о работе Таможенно-тарифные преференции: исторические аспекты формирования