Таможенное дело в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:21, реферат

Описание

Таможенное право — это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Содержание

Введение
Законодательство о таможенном деле
Источники таможенного права
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Таможенное дело в РФ.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение

Законодательство  о таможенном деле

Источники таможенного права

Заключение

Список  литературы 

 

      Введение 

     Таможенное  право — это комплексная отрасль  российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной  отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

     Таможенное  законодательство — одна из новых и динамичных отраслей законодательного регулирования. Государство, регулируя общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, облачает свои решения в «правовые одежды», используя различные формы права. Что же является источником таможенного права? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо уяснить особенность, заключающуюся в том, что таможенная служба в России имеет федеральный статус. Управление областью таможенного дела осуществляется на уровне Российской Федерации, поэтому источники данной отрасли представлены нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Они обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами на всей территории Российской Федерации. Источниками таможенного права являются правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела.

     Законодательство  о таможенном деле представлено исключительно источниками общефедерального уровня. В его составе нет актов государственных органов субъектов Федерации и актов органов местного самоуправления. Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила о таможенном деле и его элементах. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. Акты, касающиеся конкретных вопросов, являются индивидуальными. Как правило, они направляются конкретным адресатам и связаны с единовременным применением (например, приказ о назначении на должность). В данной работе мы рассмотрим критерии классификации источников таможенного права, и рассмотрим более подробно каждый из источников.

 

      Законодательство  о таможенном деле

 

     На  территории Российской Федерации действует  единое таможенное законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. Термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

     Под источниками таможенного права  России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.

     Основным  критерием классификацию источников права является их юридическая сила. В этой связи источники таможенного  права можно расположить в  следующей последовательности:

  1. Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация.
  2. Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации.
  3. Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.
  4. Подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ГТК РФ с другими министерствами и ведомствами.
 

     Источники таможенного права 

     Теперь  о каждой группе источников таможенного права более подробно.

     Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической  силе ратифицированные Россией международные  договоры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные нормы являются нормами прямого действия и никакого дублирования в иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе РФ (ст. 6) — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т. е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой

     Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом  и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции  РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.

     Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает  установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.

     Конституция РФ формирует принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуществления таможенного дела в Российской Федерации, а также такие принципы как: равенство всех перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25); институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и другие. Все эти принципы, так или иначе, имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому регулированию в Российской Федерации и, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов.

     Многие  другие нормы Конституции РФ также  имеют прямое отношение к таможенно-правовому  регулированию. Это, например, конституционные  нормы о поддержке конкуренции  и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), которая как норма общего характера относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц; об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч. ст. 34), в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм.

     В систему источников таможенного  права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере  таможенного дела. К таким законам  относятся законы, в нормах которых  закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение.

     Центральное место в правовом обеспечении  таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Таможенном кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

     Как сказано в преамбуле, Таможенный кодекс РФ определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного характера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с мировой практикой.

     Другим  базовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ «О таможенном тарифе», принятый 21 мая 1993 года. Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

     К «чисто таможенным законам» относится  также и Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года, который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

     Немаловажное  место в системе источников таможенного  права занимает Федеральный закон  РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», который  определяет основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, порядок  ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их не дискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.

     Анализ  законодательства позволяет отнести  к числу источников таможенного  права также ряд федеральных  законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.

  1. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи права собственности на них. К компетенции таможенных органов относится контроль за установленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей.
  2. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля (к числу которых относится и ГТК России), права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
  3. Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены и таможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.
  4. Федеральный закон РФ «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Информация о работе Таможенное дело в РФ