Таможенное дело РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание

Целью представленной курсовой работы является рассмотрение российского таможенного права.
Для достижения цели курсовой работы в ней необходимо решить следующие задачи:
дать понятие таможенному праву, как комплексной отрасли права;
определить предмет, метод таможенного права и состав таможенных правоотношений
охарактеризовать систему источников таможенного права РФ;
рассмотреть международные источники таможенного регулирования на примере тарифных отношений.

Работа состоит из  1 файл

курсовая там.право.docx

— 53.74 Кб (Скачать документ)

Введение

В настоящее  время в условиях практически  полностью сформированных нормальных рыночных отношений российское государство  серьезно заинтересовано в наличии  таможенного права как самостоятельной  правовой отрасли.

Его интерес  заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода  к определению правовых, экономических  и организационных основ таможенного  дела. Без наличия такого подхода  невозможно обеспечить:

  • защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны,
  • активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством,
  • защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов,
  • соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Таким образом, всестороннее изучение значения таможенного права, его особенностей представляет собой актуальную задачу, в особенности в свете изучения дисциплины таможенного права.

Вопросы таможенного дела регулируется рядом международных  договоров, соглашений, конвенций, в  которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенного  дела. Таким образом, определение  роли международных договоров РФ по вопросам таможенного дела среди  системы источников таможенного  права актуально в ходе изучения таможенного права.

Целью представленной курсовой работы является рассмотрение российского таможенного права.

Для достижения цели курсовой работы в ней необходимо решить следующие  задачи:

  • дать понятие таможенному праву, как комплексной отрасли права;
  • определить предмет, метод таможенного права и состав таможенных правоотношений
  • охарактеризовать систему источников таможенного права РФ;
  • рассмотреть международные источники таможенного регулирования на примере тарифных отношений.
  • изучить историю развития таможенного права
  • рассмотреть изменения таможенного законодательства после вступления России в ВТО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность таможенного права в РФ

    1. Понятие права в таможенном деле. Предмет и метод таможенного права.

Таможенное право — комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенными операциями , таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.

Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку  включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права1.

Необходимо, чтобы нормы  таможенного права обеспечивали интересы участников ВЭД и государства. Норма таможенного права - это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки:

  1. всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
  2. общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений;
  3. за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.

От имени государства  властными полномочиями в сфере  ВЭД обладают таможенные органы, поэтому  таможенное право является отраслью публичного права.

Предметом таможенного права  являются общественные отношения, которые  возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через  таможенную границу. В таможенном праве  ключевым словом является словосочетание "перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу", т.е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается  отраслью таможенного права. Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли.

Основным для таможенного  права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.

Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность  регулировать их с помощью гражданско-правового  метода, который предполагает равенство  сторон правоотношения.

Учитывая, что этот метод  является преобладающим в гражданском  праве, в области таможенного  дела он используется лишь в тех  случаях, когда поведение субъектов  регламентируется гражданско-правовыми  нормами. Например, участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличие гражданско-правового метода.

Отношения участников, которые  возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и  называются таможенными правоотношениями.

Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика  определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются  только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей.

Указанные правоотношения возникают  в связи с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, так  как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении  одного из его участников - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия даны таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны2.

Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объект правоотношения, субъекты и  содержание. 
Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения. 
В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются:

  • таможенные органы;
  • государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;
  • юридические лица;
  • физические лица.

Названные субъекты можно  разделить на две группы: специальные  субъекты и иные субъекты.

Специальные субъекты таможенного  права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего определенного таможенного органа. 
Понятие "иные субъекты" таможенного права охватывает "лиц" и "российских лиц". К ним относятся:

  1. юридические лица,
  2. физические лица,
  3. международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

Таможенное право является комплексной отраслью права, и в  этой отрасли можно выделить две  составные части - Общую и Особенную части. 
Общая часть таможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права.

Особенная часть таможенного  права посвящена правовым основам  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.

 

    1. Источники таможенного права

Правоотношения в сфере  таможенного дела регулируются нормами  различных отраслей права: конституционного, в доминирующей части – административного гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части – и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак – они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений – таможенных отношений. Комплексность этих отношений позволяет судить о комплексности таможенного права как отрасли.

Таможенное право, как  совокупность правовых норм, имеет  свою специфику. Оно состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом правового регулирования кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Поэтому комплексный характер таможенного права как отрасли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.

Обратимся к  источникам таможенного права, под  которыми следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных  государственных органов, в которых  содержатся нормы таможенного права3.

Конституция РФ, будучи Основным законом нашего государства, предопределяет характер таможенного дела в целом  и относит таможенное регулирование  к ведению федеральных органов  государственной власти4, из чего следует, что источниками таможенного права, как уже было упомянуто, являются только федеральные нормативно-правовые акты.

Классификацию источников права  принято проводить по признакам  их правовых свойств – по юридической силе нормативно-правовых актов.

Таможенное законодательство ТС состоит из5:

  • ТК ТС;
  • международных договоров государств-членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС;
  • решений Комиссии ТС (КТС), регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств-членов ТС.

Таможенное законодательство ТС действует на таможенной территории ТС. Если в соответствии с таможенным законодательством ТС таможенное регулирование  в ТС осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена ТС, такое законодательство действует на территории этого государства-члена ТС.

В этой связи источники  таможенного права можно расположить  в следующей последовательности:

  • Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в РФ;
  • международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является РФ (в силу положений Конституции РФ эти акты по юридической силе стоят выше актов внутреннего российского законодательства);
  • федеральные законы (в том числе и законы сводного характера – кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и, так или иначе, регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела;
  • подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенною дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, ФТС России (ранее Государственным таможенным комитетом (ГТК) России), а также совместные акты ФТС (ранее ГТК) России с другими министерствами и ведомствами.

Информация о работе Таможенное дело РФ на современном этапе