Понятие таможенного дела в РФ, цели и задачи на современном этапе развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:14, контрольная работа

Описание

Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Работа состоит из  1 файл

Понятие таможенного дела в РФ.docx

— 22.48 Кб (Скачать документ)

Понятие таможенного дела в РФ, цели и задачи на современном этапе развития общества

Термин  «таможенное дело» в его современном  понимании охватывает довольно сложный  комплекс отношений, непосредственно  связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной  политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных  интересов и потребностей современного российского общества.

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также  средства ее реализации: порядок и  условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

По  смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из  самого словосочетания «таможенное  дело» следует, что оно в собственном  смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать  его нужно, прежде всего, как деятельность.

Структуру современного таможенного дела в  общем виде можно представить  следующим образом:

Принципы  перемещения через таможенную границу  товаров и транспортных средств.

Таможенные  режимы.

Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.

Таможенное  оформление.

Таможенный  контроль.

Предоставление  таможенных льгот.

Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Правовая  регламентация ответственности  за правонарушения в сфере таможенного  дела.

Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются  посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные  цели таможенного дела достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу  Российской Федерации, а также путем  установления запретов и ограничений  на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз  отдельных товаров и рядом  иных мер.

Правоохранительные  цели таможенного дела заключаются  в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни  и здоровья людей, нравственности, моральных  устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении  интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу  Российской Федерации наркотических  средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

ТК  определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и  унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст. 2).

Очевидная «внешняя» направленность таможенного  дела нашла свое отражение в ст. 4 ТК, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

Таким образом, целями и конкретными задачами, которые формулируются таможенной политикой, определяются характер и  специфика таможенного законодательства Российской Федерации. Но это только самый общий взгляд. Необходимо иметь в виду и структуру таможенного дела. Одни его блоки и элементы меньше других подвержены сию минутным колебаниям политической конъюнктуры и в целом имеют довольно стабильный характер. К ним относятся, например, институтытаможенного оформления, таможенной статистики. Другие части таможенного дела - в первую очередь таможенные платежи, таможенно-тарифное регулирование, ставки таможенных пошлин, таможенные режимы, процедуры и правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, физических лиц, формы и методы таможенного контроля - весьма подвижны. Регулирование этих блоков во многом обусловлено учетом политических, экономических, социальных, природных, криминогенных и ряда других факторов. Поэтому можно сказать, что таможенная политика - основа таможенного дела, а все остальные блоки служат ее совершенствованию и эффективной реализации.

Таможенный  режим: временный ввоз и временный  вывоз. Особенности помещения товаров  под данные режимы.

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течении определенного срока на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Временный ввоз допускается:

- при условии, что товары могут быть идентифицироваться;

- при предоставлении гарантий надлежащего использования обязанностей (ст. 160), в том числе и об обратном вывозе;

Временно  ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный  ввоз.

Товары, помещенные под данный режим, должны оставаться в первоначальном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки  и эксплуатации. Однако с ними разрешается  совершать операции, необходимые  для обеспечения их сохранности, включая ремонт (кроме капитального и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, которые нужны  для сохранения потребительских  свойств товаров и поддержания  их в надлежащем состоянии.

Правительство РФ устанавливает перечень категорий  временно ввозимых товаров, которые  условно полностью освобождаются  от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также определяет основания  такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза. Согласно ч. 1 ст. 212 ТК, такая льгота допускается, если временный ввоз не наносит существенного экономического ущерба России, в частности в случае:

· Временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и  упаковок;

· Если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере  науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;

· Если целью временного ввоза является оказание международной помощи.

Срок  временного ввоза товаров устанавливается  таможенными органами России, исходя из цели и обстоятельства такого ввоза, и составляет два года.

Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находятся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за пределами таможенной территории РФ с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

При временном вывозе товаров освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производится.

Временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут  быть идентифицированы таможенным органом  при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в  соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно ввезенных  товаров товарами того же типа.

Таможенным  кодексом не установлен предельный срок временного вывоза, он регламентируется Правительством РФ лишь для отдельных  видов товаров, обратный ввоз которых  является обязательным (например, для  культурных ценностей).

Товары, не возвращенные обратно на таможенную территорию РФ, в день истечения  срока временного вывоза должны быть заявлены к иному таможенному  режиму, например к экспорту. При  этом не требуется фактического предъявления товаров таможенному органу.

Таможенная  пошлина: понятие, виды таможенных пошлин (ввозные, вывозные). Особые виды пошлин (сезонные, антидемпинговые, специальные, компенсационные).

Таможенная  пошлина - это обязательный взнос, взимаемый  таможенными органами при ввозе  товаров на таможенную территорию страны или вывозе с этой территории и  являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Её уплата носит  обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Существует  два вида таможенных пошлин:

· Ввозная (импортная) таможенная пошлина, включая сезонную пошлину. Обязанности по уплате с момента пересечения таможенной границы;

· Вывозная (экспортная) таможенная пошлина. Обязанности по уплате с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Наибольший  перечень товаров подлежит обложению  ввозными и таможенными пошлинами.

Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к  категориям сырьевых, например, лесоматериалы необработанные, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты.

С целью защиты экономических интересов  страны в отношении ввозимых товаров  могут на определенное время устанавливаться  особые виды пошлин. В соответствии со ст. 8-10 Закона о таможенном тарифе к ним относятся:

· Специальные пошлины, применяемые в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих ущерб или угрожающих его нанести отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия других государств или их союзов, ущемляющие интересы Российской Федерации;

· Антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям;

· Компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям.

Литература

таможенный  режим пошлина политика

1. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник/ Отв. Ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристь, 2005. - 427 с.

2. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: 1995.

3. Таможенный кодекс Российской  Федерации. - М.: «Ось-89», 2003 г. - 256 с. (Кодекс)

4. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Серия «Учебники, учебное пособия». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. - 512 с.

5. Халипов С.В. Таможенное право: учебник-М.: Высшее образование, Юрайт- Издат 2009. - 457 с. Образование


Информация о работе Понятие таможенного дела в РФ, цели и задачи на современном этапе развития общества