Таможенно- тарифное регулирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятый Федеральный Закон РФ от 21.05.1993г №5003-1 «О Таможенном тарифе» усилил роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенным органам. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенные органы регулярно пополняют государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Роль таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Инструменты таможенно-тарифного регулирования
1.2.1 Таможенный тариф во внешнеторговом регулировании
1.2.2 Ставки таможенных пошлин и порядок их установления
1.2.3 Страна происхождения
1.2.4 Режим наиболее благоприятствования
1.2.5 Таможенная стоимость товара
ГЛАВА 2. Влияние деятельности таможенных органов на таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
2.1 Контроль заявления страны происхождения
2.2 Контроль за определением таможенной стоимости
2.3 Контроль за определением кода товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТТР.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

    В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что  таможенный тариф может быть эффективным  орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

      Играя роль непосредственного  регулятора, таможенный тариф в  то же время выполняет и  другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. 

    Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции (рис.2).

      

          Функции 
 
 

Рис. 2 Функции таможенного тарифа 

    Дадим более подробную характеристику данных функций:

  1. фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
  2. защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
  3. регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
  4. торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

    Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г. №5003-1, которым предусматриваются следующие меры:

    - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

    - поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

    - создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

    - защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары. 

    - обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

        Многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

1.2.2 Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

    Основные  правовые положения, касающиеся определения  таможенных ставок даны в законе Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» в ст. 3.

    Ставки  таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением предусмотренных законом.

    Ставки  таможенных пошлин определяются и устанавливаются  Правительством Российской Федерации. На сегодняшний момент, в сложившейся экономической ситуацией таможенный тариф не является застывшей, незыблемой структурой. Изменяются ставки пошлин, виды ставок пошлин, вводятся дополнительные и особые пошлины.  На переходном этапе  развития экономики столь частые изменения пошлин, наверное, оправдано.

    Все частичные изменения видов ставок осуществляет Правительство Российской Федерации, юридически оформляя в виде издания постановлений. Предельные ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, которым Россия в торгово-экономических отношениях предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

      Режим наибольшего благоприятствования  – имеет правовой принцип,  который устанавливается в договорном порядке в торговых отношениях между двумя странами. По этому принципу каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой договаривающейся стороне такие же благоприятные условия, которыми будет пользоваться и сама. Собственно в таможенном тарифе указаны предельные ставки пошлин для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях, с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.

    В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, или если страна происхождения таковых товаров не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, а если  предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении этих стран, то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой. Это направление приобретает все большее значение для решения социально-политических и торгово-экономических задач, связанных с разработкой и реализацией системы преференций Российской Федерации.  Для таможенных органов особо актуальна в этой области организация контроля за обоснованностью предоставления таких льгот.

      Многоплановость и специфика влияния таможенного  тарифа на развитие внешнеторговых отношений  и экономики страны в целом  требуют взвешенного подхода  к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

1.2.3 Страна происхождения

    Еще одним инструментом регулирования  внешней торговли является определение страны происхождения товаров.

    Страна  происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории (гл.6 ТК РФ).

    Определение страны происхождения товаров в  сравнение с другими аспектами таможенно-тарифного регулирования в меньшей степени было подвергнуты унификации на международном уровне. Эти вопросы были урегулированы в Киотской конвенции. В данной конвенции были установлены три основных критерия для определения страны происхождения: критерий переработки, критерий процентного содержания, а также был установлен перечень товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться то государство, в котором товар полностью произведен3.

      Согласно со ст. 30 Таможенного Кодекса Российской Федерации (ТК РФ), страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране4:

  1. полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
  2. продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
  3. животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
  4. продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
  5. продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
  6. продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
  7. продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в п.6 ст. 31 ТК РФ;
  8. продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна и этих морских недр;
  9. отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных и иных операций по переработки в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

           10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

    Если  в производстве товара участвует две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки. Критерии достаточной переработки товара в данной стране являются5:

  1. выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;    
  2. изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).               

    Операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки:

  • операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки (раскладывание, сушка, охлаждение, проветривание);
  • операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, переупаковка);
  • простые сборочные операции;
  • смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

    Основным  документом, подтверждающим страну происхождения  является сертификат происхождения.

      Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата  или сведений о происхождении  товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу РФ.

      Ставки  таможенных пошлин, предусмотренные  для товаров, происходящих из стран или союзов, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются независимо от страны отправления указанных товаров, за исключением случаев предоставления тарифных преференций.

      В удостоверение происхождения товаров  из данной страны таможенные органы Российской Федерации вправе требовать предоставление сертификата о происхождении товаров, который является одним из важнейших сертификационных документов. Он должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из данной страны и тем самым служить одним из условий предоставления преференций по уплате таможенных пошлин. Таким образом, данный сертификат содержит в себе элемент тарифного регулирования. Сертификат происхождения должен включать в себя:

  1. письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему сертификату качества;
  2. письменное удостоверение компетентного органа страны ввоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

    Если  иное не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и страной вывоза, то сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:

    а) наименование и адрес экспортера

    б) наименование и адрес импортера

    в) наименование (описание) товара

    г) средства транспортировки и маршрут  следования

    д) количество мест, характер упаковки, маркировку.

    е) вес брутто и нетто

    Сертификат  представляется таможенным органам  РФ в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском, французском или испанском языках. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на русский язык. Сертификат представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, предоставляемые при таможенном оформлении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

1.2.4 Режим наиболее благоприятствования

    Еще одним инструментом торговой политики является режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Собственно в таможенном тарифе указаны предельные ставки пошлин для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях, с которыми Россия применяет режим РНБ.

    Режим наиболее благоприятствуемой нации  – правовой принцип, который устанавливается  в договорном порядке в торговом отношениях между двумя странами. По этому принципу каждая из договаривающихся сторон дает такие же благоприятные условия, которыми будет пользоваться и сама. Принцип благоприятствования является гарантией того, что и третьи страны не получат большей льготы в виде более значительного снижения общей ставки.

Информация о работе Таможенно- тарифное регулирование в РФ