Причины возникновения и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной работы является изучения причин возникновения и форм государства.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить основные причины возникновения государства;
- ознакомиться с основными формами возникновения государства у разных народов мира;
- проанализировать особенности возникновения и развития государства;

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Данная теория игнорирует социально-экономические факторы: если нет условий для содержания государственного аппарата, производства оружия, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.

6. Представителем психологической  теории является Л.И. Петражицкий  (1867-1931), профессор Петербургского, а  после 1918 года - Варшавского университетов. Психологическая теория возникновение государства объясняет свойствами человеческой психики: потребностью человека жить в коллективе, повелевать и подчиняться, искать авторитеты, справедливые варианты действий, отношений, решений и т.п. Эти поиски и потребности ведут к появлению государства, монархий, религий, партий и т.п. Некорректность теории состоит в том, что причины общественных явлений подменяются их следствиями. Действительно, человеческое сознание зависит от авторитета вождей, монархов, политических деятелей, религий, а социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, его психику. Но при этом не психика формирует социально-экономические условия, а, наоборот, внешние условия оказывают определяющие влияние на психику.

7. Крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель (1770-1831) выдвинул свою теорию. Согласно теории Гегеля, в основе государства, как и всех прочих явлений, лежит абсолютное духовное и разумное начало ("абсолютная идея", "мировой разум", "мировой дух"). Государство не служит, а господствует. Оно является не средством, а целью, высшей из всех, - абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее право в отношении личности, а личность должна быть достойным членом государства. Теория Гегеля создает культ государства, подчиняет ему человека полностью, разрывает экономическую, человеческую связь между государством и человеком, в утонченной форме возрождает теологические воззрения на государство. В целом теория противостояла демократическим идеям естественных и неотчуждаемых прав человека, договорной теории происхождения государства.

8. Договорная. Представителем является древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.), который указывал, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В создание и развитие договорной теории внесли вклад Г. Гроций (1583-1645), Б. Спиноза (1632-1677), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), А.Н. Радищев (1749-1802) и другие.

Согласно договорной теории государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Чтобы обрести порядок и защиту своих прав, люди объединились и заключили общественный договор. По этому договору часть своих прав они передали государству как органу, представляющему общие интересы. Договорная теория неисторична в том смысле, что общественный договор есть не факт истории, а социальная абстракция.

9. Представителями марксистской теории являются Л.Г. Морган (1818-1881), Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Г.В. Плеханов (1856-1918) и другие. Наиболее полно теория изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Смысл марксистской теории в том, что государство возникает как результат естественного экономического развития первобытного общества, изменений социально-экономических отношений, способа производства. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, расколом общества на классы и с классовыми противоречиями. В то же время марксистская теория, объясняя появление государства зарождением классов, не охватывала случаи появления государств там, где не было классов (восточные государства). Кроме того, теория рассматривала государство как статичное явление, видела в государстве только одну сторону сущности - классовую и не видела другую - общесоциальную.

Таким образом, основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей»  экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате  повышения производительности труда)  относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое  расслоение членов общества, вызванное  накоплением собственности у  отдельных лиц. Этому процессу  общество, основанное на равенстве  его членов, длительное время  безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением  общественного производства и воспроизводства  самого человека созрела потребность  по-новому организовать общество и  обеспечить управление социальными  процессами. Этому способствовало и  достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной  власти, главной задачей которой  стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные формы возникновения государства

 

2.1 Понятие форм государства

 

 

Особенности каждого  конкретного государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти, поэтому в теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма государства, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Понятие «форма государства» имеет давнюю историю исследования. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются. Так, величайший древнегреческий мыслитель Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию формы правления. Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приёмы осуществления государственной власти, а также применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления − демократии (власть народа), аристократии (власть элиты, избранных), охлократии (власть толпы), геронтократии (власть умудренных, пожилых), олигархии (власть немногих) и т.д.

Форма государства - это сложное общественное явление, которое изменяется и развивается под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов, что обуславливает наличие множества представлений о данном понятии в истории теории государства и права. В связи с этим как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет единого мнения о понятии и видах форм государства. Ученые высказывают различные точки зрения.

Формы государства подвергались изучению уже в древности. По мнению философов Греции, Рима и стран Востока, вопрос о классификации государственных форм является одним из важнейших в науке. Отличительной особенностью учений о формах государства этого периода является то, что философы, как правило, не видели различия между сущностью и формой государства, к форме сводили самую природу государственной власти.

В период средневековья  в учениях о формах государства, так или иначе, обосновывался  божественный источник политической власти. Мыслители (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) в своих политических учениях стремились обосновывать формы государства, исходя не из воли бога, а из деятельности человеческого разума. В их теориях разоблачалась несправедливость власти тиранов, разрабатывались формы государства, наилучшим образом соответствующие принципам естественного права.

Так, Ш. Монтескье, разделял формы государства на республику (основой власти является добродетель, равенство), монархию (основой власти является честь), аристократию (принципом власти является умеренность). Он считал, что формы государства зависят от размеров территории, климата страны и других свойств географической среды. Идеальной Ш. Монтескье считал конституционную монархию английского образца.

Ж.-Ж. Руссо считал, что  высшая суверенная власть в государстве принадлежит только народу, который может передать исполнение этой власти различным лицам и органам. Ж.-Ж. Руссо различал политические формы в зависимости от того, кому народ передавал исполнительную власть: если одному лицу, то в этом случае имеется монархия, если небольшому кругу лиц - аристократия, если все лица осуществляют власть - демократия. Монархию, аристократию и демократию Ж.-Ж. Руссо считал простыми и идеальными формами, т.е. такими, которые существуют как исключение. В реальной действительности существует смешение указанных принципов правления.

Теории форм государства XIX века исходили из того, что основным критерием при обосновании понятия  «форма государства» является правовое положение высших органов государственной власти.

Так, русский юрист  Г.Ф. Шершеневич считал, что вопрос о  форме государства есть вопрос о  том, «кто является органом власти, или, иначе, кто те лица, чья воля подчинила себе волю всех лиц, живущих  в пределах данной территории». Так  же понимал природу формы государства и Н.М. Коркунов. Он писал: «По форме устройства все государства могут быть разделены, как это признается издавна, на монархии и республики, но их различие не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении».

Юристы конца XIX - начала XX века выдвигали и понятие формы государственного устройства, в которое они включали строение государства, организацию его территории, взаимосвязь между входящими в состав государства территориальными, административными, национальными и другими единицами. В связи с этим в понятии формы государства были выделены: формы правления (организация верховной, суверенной власти) и формы государственных соединений. Оба этих понятия употреблялись как тождественные форме государства, хотя предпочтение отдавалось форме правления. 40-50 годы XX века отмечены ростом интереса к проблеме формы государства. Приведем некоторые из предложенных в этот период определений.

Так, в 1949 г. М.А. Архаров  писал: «Под формой государства в  собственном смысле слова разумеется форма правления. В широком смысле слова она включает в себя и форму государственного устройства. Под ней мы разумеем характер и способ взаимоотношений между частями государства и целым, между центральными и местными органами власти».

 

 

2.2. Формы возникновения государства

 

 

Существуют следующие  формы возникновения государства. Общепринятым считается их деление на следующие формы:

1) афинская - форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

Одним из первых толчков  к государственности в Афинах стали реформы Тезея. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Второе, приписываемое Тезею, нововведение состояло в разделении всего народа, независимо от рода, фратрии или племени, на три класса: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников, и в предоставлении благородным исключительного права на замещение должностей. Впрочем, это разделение не привело к каким-либо результатам, кроме замещения должностей благородными, так как оно не устанавливало никаких других правовых различий между классами.

Информация о работе Причины возникновения и формы государства