Причины возникновения и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной работы является изучения причин возникновения и форм государства.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить основные причины возникновения государства;
- ознакомиться с основными формами возникновения государства у разных народов мира;
- проанализировать особенности возникновения и развития государства;

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Древняя гуманистическая  мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших позже фундамент теории правового государства.

Очень много было сделано  для развития теории правового государства  мыслителями последующих веков, особенно XVIII - XX вв. Ряд положений  теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей  передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, А.Н. Радищев, А.И. Герцен и многие другие. Философские основы теории правового государства создавал и развивал великий немецкий философ И. Кант, который ввел в науку термин "правовое государство" и многократно указывал в своих трудах на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Разделение властей - это принцип, в соответствии с которым в государстве должны существовать независимые друг от друга власти, выступающие относительно друг друга в качестве своеобразного противовеса. Это законодательная, исполнительная и судебная власти.

Главным в правовом государстве  является реальное обеспечение прав и свобод граждан; создание механизма  их полной гарантированности и всесторонней защищенности; проведение в жизнь  принципа оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Весьма важным для правового государства является также не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.

Таким образом, возникновение государства связано с постепенным развитием человеческого общества, когда начался процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей. С этого времени охота, рыболовство и собирательство постепенно стали заменяться земледелием и скотоводством, возникли металлургия и металлообработка. Продукты земледелия и скотоводства, производимые первоначально для собственных нужд, начали производиться в количестве, превышающем потребности самих производителей. Благодаря развитию ремесла и торговли возникли сословия ремесленников и купцов. Которые были обязаны часть дохода сдавать царю (князю). Для защиты от внешних врагов появилась вооруженная армия. Процесс формирования государства - это процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами.

 

 

1.2. Причины и условия возникновения государства

 

 

Одним из основных постулатов возникновения государства и права в современной науке является тезис о развитии производства, переход от присваивающей экономики к производящей. Прежде всего, следует отметить появление ранних земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Этот процесс сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.

Со временем усложняется  внутренняя организация семейно-родовых  групп. Их члены приобретают новые  культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства. Производящее хозяйство теперь уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и создавать "излишки", или, другими словами, прибавочный продукт. Первоначально они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления товарного производства, который привел к выделению еще одной группы населения, которое участвовало в межобщинных обменных отношениях - торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины.

В то же время становление  товарного производства вело к дальнейшему  росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Появилась объективная  основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, а также внутри самих родовых групп.

В новых условиях занятие  родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж  и авторитет, но и особый, более  высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся имущественные и иные привилегии. Сначала они рассматривались лишь как эквивалент тем возросшим и усложнившимся функциям по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с этими функциями он принял. Но самое главное, что глава рода кроме традиционных функций, таких как организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями и т.п., приобрел новую и важнейшую функцию - функцию перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода.

Это означало закладывание элемента будущей, присущей государственной  организации общества, системы эксплуатации. Постепенно это привело к качественному  изменению статуса власти. Власть все более становится властью положения, приобретает более управленческий характер. Она все менее становится связанной с личными качествами вождя. И хотя еще сохраняется система выборности, все большее значение приобретают не просто авторитет, амбициозность, стремление к навязыванию своей воли коллективу, стремление получать не просто власть, но и все связанные с ней имущественные и личные привилегии.

Наряду с изменениями  структуры внутри рода происходят изменения  и в межобщинных отношениях. Развитие межродовых связей приводит к образованию надобщинных структур. Одной из таких структур стало племя, которое имело свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и бытовые обряды. Создание племенного строя привело к отказу от внутриродовых браков. Таким образом, был исключен инцест (кровосмешение), что способствовало генетическому развитию человека. На раннем этапе племенной совет решал только вопросы, выходящие за пределы интересов рода. Со временем постепенно в его ведение перешли все общественные вопросы и самое главное - функции управления прибавочным продуктом.

Важным этапом в предыстории  государства и права наряду с  образованием сложных надобщинных  структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной  регуляции стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.

Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими  видами общественного разделения труда  еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одной из последних ступеней в создании структуры государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть.

Одним из важнейших факторов создания государства являлись войны. Точнее, не сами они, а вооруженные силы, которые непосредственно подчинялись управленческой верхушке. В отличие от ополчения или отрядов самообороны, они создавались на профессиональной основе.

Главной задачей вооруженных  сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати  не только от внешних врагов, но и от притязаний своих соплеменников. Еще один немаловажный фактор заключается в том, что войны являлись и являются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на полях сражений. А только потом, и то частично, использовалось в повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть как прибавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности.

Таким образом, можно  констатировать, что первопричиной  создания государства явилось возникновение  производящей экономики, которая создала  предпосылки классового деления  общества. На первоначальном этапе  это были еще не классовые структуры, а пока еще клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

Причины и условия, вызвавшие  к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем  между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право". Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок  и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось  более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства, и прежде всего - гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право).

Исследовав различные  теории происхождения государства, можно сделать следующие выводы:

1. Теологическая. Представителем  является Фома Аквинский (1225-1274). Согласно теологической этой  теории, государство есть результат  проявления божественной воли, практическое  воплощение власти бога на  земле. Подчинение человека государственной воле угодно Богу. Народ должен повиноваться государственной воле как воле божественной. Эта теория не оставляет места активной созидательной роли человека, тогда как в реальной жизни человек не просто подчиняется действительности, а и сам творит ее.

2. Патриархальная. Эта концепция была распространена в Древней Греции и Древнем Риме, в Средние века. У истоков ее стоял Аристотель. Согласно патриархальной теории государственная власть, власть монарха есть продолжение и развитие отцовской власти (власти патриарха) в семье, роде. Как существа общественные люди стремятся к объединению, образуют патриархальные семьи и селения. Увеличение числа семей, селений естественным образом приводит к образованию государства, а глава семьи становится монархом. Такая теория ведет к культу личности, пассивному ожиданию решений свыше, снижает социальную активность народа, способствует концентрации власти в одних руках и произволу.

3. Патримониальная. Наиболее видным представителем этой теории считается немецкий политолог Людвиг фон Галлер (1768-1854). Патримониальная теория утверждает, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на этой земле, по такой, примерно, логике: власть ограничена территорией; кто находится на этой территории, должен подчиняться власти; кто владеет территорией, тот осуществляет власть. Идеологическая задача этой теории - обосновать феодальный сюзеренитет.

4. Органическая. Еще Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивал государство с организмом. Согласно органической теории, государство - это результат эволюции животного мира. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм - государство. Внутри сложного общественного организма по мере его роста складываются отношения господства и подчинения. В результате эволюции выкристаллизовывается правящий слой - государство. Некорректность органической теории заключается в том, что она пытается вмонтировать закономерности одной системы (биологической) в другую систему (социальную). Ее смысл - оправдать, закрепить существующее в обществе неравенство.

5. Теория насилия. Представителями этих взглядов на государство были Людвиг Гумплович (1838-1909), Евгений Дюринг (1833-1921), Карл Каутский (1854-1938) и другие. Согласно теории насилия, государство возникло как результат войны, завоевания слабых племен более сильными и организованными. Согласно этой доктрине, государство возникло как результат войны, завоевания слабых племен более сильными и организованными; борьба за существование - это закон истории, побеждают сильнейшие; сильные объединяются, чтобы победить третьего сильного.

Информация о работе Причины возникновения и формы государства