Причины возникновения и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования данной работы является изучения причин возникновения и форм государства.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:
- изучить основные причины возникновения государства;
- ознакомиться с основными формами возникновения государства у разных народов мира;
- проанализировать особенности возникновения и развития государства;

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)


                                              ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Возникновение государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. При рассмотрении проблем возникновения государства важно учитывать и то, что сам процесс появления государства далеко не однозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства на общественной арене. В мире существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс.

За время существования  юридической науки были созданы  десятки самых различных теорий и доктрин. Высказано множество различных предположений. В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. До сих пор нельзя установить, как  конкретно происходило образование государства - нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения, до тех пор пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным.    

Объектом исследования является процесс возникновения и формирования государства.

Предметом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с причинами и формами возникновения государства.

Целью исследования данной работы является изучения причин возникновения и форм государства.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования решались следующие задачи:

- изучить основные  причины возникновения государства;

- ознакомиться с основными формами возникновения государства у разных народов мира;

- проанализировать особенности возникновения и развития государства;

Методологическую  и теоретическую основу данной работы составляют научные разработки в сфере общей теории права, истории государства и права, римского права и сравнительного правоведения.

В работе использованы следующие методы и приемы: формально – юридический метод (применяются при обобщениях), логический метод (необходим для того, чтобы сделать соответствующие выводы в конце исследования), системный метод, метод сравнительного правоведения и исторический метод (применим при сравнении действующих норм с теми, которые существовали ранее).

Научные аспекты проблемы, связанные с причинами и формами  возникновения государства являлись предметом исследования ученых-юристов. С различных сторон и в различных  аспектах данную проблему освещали такие  ученые, как Алексеев С.С., Гумилев  Л.Н., Покровский И.А., Пиголкин А.С., Марченко М.Н., Черниловский З.М., Греков Б.Д., Малов С.Е., Кляшторный С. Г. И Артамонов М.И., Магомедов М.Г, Сафаргалиев М.Г., Трепавлов В.В. и др.

Структура курсовой работы построена с учетом целей и  задач исследования.

 

 

 

Глава 1. Основные характеристики причин возникновения государства

 

1.1. Характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства

 

 

В юридической и политологической литературе существуют различные теории и концепции, объясняющие природу  и сущность государства. В Древнем мире расцвет философских учений о государстве связан с именами таких древнегреческих мыслителей, как Сократ, Платон и Аристотель. Государство рассматривалось с точки зрения политической добродетели (справедливости), а идеальным считалось такое государство, которое воплощает этический принцип добродетели. Государство образуется, по Аристотелю, ради "общего блага", "благой жизни". Вместе с тем, подчеркивал он, существование государства возможно и мыслимо лишь на определенной территории, при определенной количественной норме населения. Всякое государство должно, кроме того, удовлетворять необходимые экономические потребности граждан.

Одна из первых теорий, объясняющих природу государства  естественно - историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства), получила название естественно-правовой. Например, Цицерон считал, что предпосылкой объединения людей в государство на основе договора является естественное стремление человека к общению, к жизни в обществе.

В эпоху средневековья  господствовала теологическая концепция  происхождения государства и  права, согласно которой Бог, создав государство и законы, однако, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, методы властвования и т.п. Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. Идея теократии содержалась в его учении о "двух градах". Ни один "земной град" (т.е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на "шайку разбойников". Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального "небесного" сообщества, духовной общины верующих. Тем самым обосновывались притязания церкви на руководство государственными делами. Приоритет церкви над государством защищал и Фома Аквинский, полагая, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью.

Он утверждал, что процесс  возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Сам Божественный разум, согласно учению Ф. Аквинского, управляет всем миром. Он лежит в основе всей природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства. Автор выступал за активное проникновение богословской идеологии в науку и философию, за неразрывную взаимосвязь светских и религиозных институтов. Религия, по логике Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь последнее обязано защищать религию. Призывая светские власти беспощадно бороться с еретиками, Ф. Аквинский писал, что "извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни.

Теория договорного  происхождения государства и  права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев) представляет государство и право продуктом  человеческого разума, а не божественной воли. Идея о том, что государство и право появляются в результате сознательных действий людей, заключивших договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур), оформилась в XVII - XVIII вв. в теорию договорного происхождения государства и права. Согласно данной теории люди, выйдя из "естественного" (догосударственного) состояния, объединились в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий считались признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор индивидов, а также охрана частной собственности. Несоблюдение условий договора означало его расторжение и возвращение людей в "естественное" состояние. Следовательно, речь идет о законности власти того или иного правителя с точки зрения выполнения или невыполнения им первоначального соглашения об образовании государства и учреждении законов.

Широкое распространение  в эпоху Нового времени получила теория разделения властей, в основе которой лежат идеи рациональной организации власти и конституционных гарантий обеспечения, основных прав и свобод личности. Выдающимся представителем теории разделения властей был французский мыслитель Ш. Монтескье, который утверждал: "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга". Монтескье различал законодательную, исполнительную и судебную власти. Он исходил из верховенства парламента как законодательной власти в системе органов государства, предусматривая в парламенте две палаты, обладающие взаимным правом сдерживать решения каждой из них. Парламент, по Монтескье, независим от правительства - исполнительной власти, которая подотчетна ему в своей деятельности. Институт ответственности правительства перед парламентом был призван предотвратить "деспотизм" исполнительной власти. Что касается судебной власти, то она отделена от первых двух и должна действовать в строгом соответствии с законом, изданным парламентом. Учение о разделении властей ставило вопрос о разграничении функций государства, выполняемых различными государственными органами.

Одной из распространенных концепций, которая изучает те или  иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство есть продукт органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, полагал Спенсер, выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, определяющий зарождение правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законом органической эволюции.

Теория насилия, главным  представителем которой является Л. Гумплович, рассматривает государство  как результат насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие превращалось в первооснову государства.

Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство  как результат непримиримости классовых  противоречий. Под сущностью государства  понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Характер государства обусловлен тем, что оно выступает регулятором классовых отношений, а с построением коммунистического общества государство отмирает. К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что с возникновением и существованием классов неразрывно связано возникновение и существование государства и права. Государство, писал Энгельс, существует "не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью".

В.И. Ленин рассматривал государство  как "продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". "Государство, - писал он в работе "Государство и революция", - возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены".

В отличие от многих буржуазных авторов, считавших, что государство и право существуют на всех стадиях развития человеческого общества, пролетарские ученые и идеологи придерживались иного мнения. С их точки зрения, государство и право имманентны лишь классовому обществу. Что же касается доклассового, первобытного общества, то в нем существуют лишь зачатки государства и права. "Доклассовое общество без государства и классовое общество с государством", - заключал Ленин.

Причины возникновения  государства и права разъясняет также и так называемая психологическая теория, ярким представителем которой был Л. Петражицкий. Возникновение государства и права объясняется теми или иными свойствами психики людей, биопсихологическими инстинктами. Данная теория исходит из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению "выдающимся личностям".

В противовес индивидуально-психологическим  теориям сторонники социально-психологического направления рассматривают человека как существо общественное, а не биопсихическое. На этой основе они  строят и свое учение о происхождении государства и права. Само общество они считают продуктом коллективного сознания людей. В коллективном сознании сначала формируется идея социальной солидарности, а затем для обеспечения солидарности создаются нормы права и реальная политическая власть, получающая выражение в соответствующих государственных институтах. Достоинства теории в том, что она фиксирует связь права с волей человека, со свободой выбора, с психологией. Недостаток – в субъективизме.

Широкое распространение получила теория "правового государства", введенная Кантом, которая отстаивает требование об ограничении деятельности государства, его органов исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, принятым парламентом. Представители данной теории отстаивают принцип невмешательства государства в дела частных предпринимателей, идею "минимального" государства, обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни. Такой подход направлен против произвола и беззакония в деятельности государства и его органов.

Первые истоки теории правового государства в виде идеи гуманизма прослеживаются еще  в рассуждениях мыслителей-философов  и юристов Древней Греции, Рима, Индии. Китая и других стран. Так, древнегреческий философ Платон проводил мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях". "Только там, - заключал Платон, - где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".

Аналогичные идеи высказывал ученик Платона Аристотель. Выражая  свое отношение к государственной  власти, праву и закону, он постоянно  проводил мысль о том, что "не может  быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление, же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем.

Информация о работе Причины возникновения и формы государства