Правовые основы производства, административных правонарушений в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:08, дипломная работа

Описание

Сегодня таможенные органы играют важную роль в мировой торговле. Их основными задачами являются администрирование политики внешней торговли, применение тарифных и нетарифных мер регулирования, обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства. Кроме того, таможенные органы обеспечивают защиту государственной безопасности Кыргызской Республики в пределах своей компетенции, принимают меры по борьбе с контрабандой и пресечению незаконного оборота товаров через таможенную границу Кыргызской Республики.

Работа состоит из  1 файл

Дипл.раб.Азимбаев.docx

— 183.15 Кб (Скачать документ)

             Вторым существенным признаком  правоохранительной деятельности  является то,  что применяемые  в ходе ее осуществления   юридические  меры воздействия  должны строго соответствовать  предписаниям закона или иного  правового акта.  Только они   могут  служить  основанием  применения конкретной  меры воздействия  и четко определять ее содержание.  Орган, применяющий такое воздействие,  обязан пунктуально выполнять  соответствующие предписания.  Например,  если по закону за впервые  совершенное мелкое хулиганство  допускается,  в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда,  то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

            В-третьих, характерным  для  правоохранительной деятельности  является и то, что она реализуется  в установленном законом порядке,  с соблюдением определенных процедур.  К примеру, приговор суда, назначающий  уголовное наказание,  освобождающий  от него или оправдывающий  подсудимого,  может быть постановлен  только после проведенного судебного  разбирательства и всестороннего  обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным  законом. Такое обсуждение должно  проходить в совещательной комнате,  с обеспечением тайны совещания  и соблюдением других процедурных  правил. Законом установлены свои  правила и для разбирательства  дел о других правонарушениях.  По соответствующим правилам  проводится разбирательство имущественных  споров,  споров,  связанных с  увольнением, и т.д. Во всяком  случае, для принятия решения  о применении или  неприменении  юридических мер воздействия  предусматриваются устанавливаемые  законом конкретные правила,  подлежащие обязательному  исполнению.  Их нарушение может повлечь  за собой признания решения  незаконным и недействительным.

            Наконец, существенным  признаком   правоохранительной деятельности  считается то, что ее реализация  возлагается на специально уполномоченные  государственные органы, комплектуемые  соответствующим образом подготовленными  служащими - побольше части юристами,  а также специалистами, обладающими  познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются  необходимые материальные и технические  средства.  Организация и  деятельность  таких государственных органов  детально и всесторонне регламентируются  в законодательном порядке,  в  том  числе  путем установления  особых 

     процедурных (процессуальных) правил для решения  наиболее ответственных вопросов.  Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых  названными органами решений о применении  юридических  мер воздействия, направленных  на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

             С учетом  сказанного  можно  определить понятие того,  что  принято считать правоохранительной  деятельностью.  Как  видно   по  приведенным признакам и  их краткой характеристике, к  ней следовало бы относить  такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права  специально  уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

            Вопрос о задачах правоохранительной  деятельности,  как и вопрос  о ее содержании,  пока что  в законодательном порядке не  решен. Но это не значит, что  у нее нет своих задач.  Они  есть,  и о них можно судить  по содержанию ряда  законодательных  актов,  в которых в той или  иной мере решаются вопросы  организации и основ деятельности  различных правоохранительных органов.  К таким актам можно отнести,  например, Закон о безопасности, Закон о милиции,  Закон о  судоустройстве, Уголовно-процессуальный  кодекс и другие. В статье 1 Закона  о безопасности, в частности, подчеркнуто,  что основными объектами,  которые  должны  защищаться системой государственных  органов, являются: личность - ее  права и свободы; общество - его  материальные и духовные ценности;  государство  его  конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность.  

     1.3.  Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

     Разновидности специальной деятельности и "обслуживающих" их научные теории: разведывательная, контрразведывательная, сыскная (милицейская) - знакомы теоретикам и практикам правоохранительных органов и специальных служб долгое время, поэтому термины "оперативно-розыскная деятельность "и" теория оперативно-розыскной деятельности" не являются для них абсолютно неизвестными, хотя и понимаются пока неоднозначно1.

     В развивающемся же таможенном деле КР оперативно-розыскная деятельность (ОРД)-это совершенно новая область познания и неизведанная сфера деятельности, требующая постепенного освоения.

     Впервые осуществление оперативно-розыскной деятельности таможенными органами было предусмотрено в ст. 240 ТК КР от 30-июля 1997 года и в соответствии с Законом КР «Об оперативно-розыскной деятельности в Кыргызской Республики», принятым 5 октября 1998 года. В ТК не раскрывается содержание оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

     В соответствии с Законом "Об ОРД в КР" - оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и подразделениями в тех случаях, когда иным путем невозможны выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе, сокрытие доходов от налогообложения и уклонение от уплаты налогов, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 1).

     Таким образом, под оперативно-розыскной деятельностью понимается специальная деятельность, с помощью негласных сил, средств и методов, по добыванию и использованию информации о признаках и фактах подготавливаемых, совершаемых и совершивших посягательств на интересы безопасности личности, общества и государства.

     Современная организованная преступность, и это уже общепризнано, в рамки прежних представлений об уголовном мире не укладывается. Она потому и называется организованной, потому что криминальные формирования имеют стройную иерархию и подчиненность, специализированные звенья разведки и контрразведки, информационное обеспечение и т.д. Можно сказать, что это своего рода мощный аналог спецоргана, требующий к себе весьма серьезного отношения, как к сильному и опасному противнику и равнозначной методики противодействия. В связи с этим целесообразно поступил законодатель, уполномочив таможенные органы КР заниматься ОРД.

     Контрабанда во все времена была наиболее изощренным и сложным для раскрытия преступлением, в осуществлении которого использовались разнообразные тайные приемы и ухищрения. В настоящее время этой ухищренности в значительной степени способствует высокая техническая оснащенность преступных сообществ, нередко превосходящая техническую вооруженность правоохранительных органов1.

     До 1997 г. таможенные органы были лишены возможности самостоятельного принятия адекватных мер борьбы с контрабандой и полагались лишь на информацию "компетентных органов", и профессиональное мастерство при осуществлении таможенного контроля. С принятием Таможенного кодекса от 1997 года и Закона "Об ОРД" оперативные подразделения таможенных органов КР получили право осуществления специальных мер в отношении преступных структур, проведения оперативно-розыскных мероприятий, использования специфических средств и методов борьбы с организованной преступной деятельностью в зоне ответственности таможни.

     В ст. 7 Закона "Об ОРД КР" детализированы полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Таможенным органом КР предоставлено право в соответствии с правилами конспирации применять-

  1. опрос граждан;
  2. наведение справок;
  3. сбор образцов для сравнительного исследования;
  4. проверочные закупки;
  5. исследование предметов и документов;
  6. оперативное наблюдение;
  7. отождествление личности;
    1. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  1. контролируемые поставки (проверочные поставки);
  2. оперативное внедрение;
  3. оперативный эксперимент;
  4. оперативная установка.
 

     Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только законом.

     Одновременно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться информационные системы, видео и аудиозапись, кино и фотосъемка, а также другие технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

     Для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимы законные основания. Под основаниями понимаются тактические данные, указывающие на подготовку либо совершение преступления. Применительно к деятельности таможенных органов основаниями для проведения ими оперативно-розыскных мероприятий согласно ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» являются: наличие возбужденного уголовного дела;

  • ставшие известными таможенным органам сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов КР;
  • поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи.

     Закон (ст. 9) устанавливает, что, если иное не оговорено законом, оперативно-розыскные мероприятия на территории КР могут проводиться в отношении лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, места жительства, социального и имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

     Одновременно этой же статьей введены определенные ограничения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. Такие оперативно-розыскные мероприятия допускаются лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих или совершивших тяжкие преступления, а также допустивших уклонение от уплаты налогов либо сокрытие доходов от налогообложения в особо крупных размерах.

     Например, контрабанда ведение дознания и следствия по которым отнесено к компетенции таможенных органов, в соответствии с УК относятся именно к категории тяжких преступлений.

     Оперативно-розыскные мероприятия проводятся по мотивированному постановлению одного из руководителей таможенного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей установлен ГТИ.

     При решении задач оперативно-розыскной деятельности таможенные органы, как и иные органы, уполномоченные ее осуществлять, на основании ст. 18 и 20 Закона вправе устанавливать на безвозмездной либо контрактной основе отношения конфиденциального сотрудничества с лицами при их согласии. Такое сотрудничество можно устанавливать с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений.

     Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Сведения о таких лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, являются государственной тайной и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 21).

Информация о работе Правовые основы производства, административных правонарушений в таможенном деле