Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:41, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение экономической природы сезонной таможенной пошлины и практики ее применения в России.
Задачи данной дипломной работы:
– раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России (указать особенности данного регулирования в России, цели и методы такого регулирования);
– охарактеризовать систему инструментов селективного регулирования внешней торговли России;
– раскрыть понятие «таможенная пошлина», ее значение и функции;
– классифицировать таможенные пошлины по различным критериям;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта России в условиях
вступления в ВТО
1.1 Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в
России: особенности, цели и методы……………………………………………………9
1.2 Виды таможенных пошлин, их содержание и классификация…………..17
2 Система инструментов селективного регулирования импорта
России: общая характеристика………………………………………………………….34
3 Сезонная пошлина как специальный инструмент селективного
регулирования российского импорта: содержание, цели, особенности
применения………………...……………………………………………………………..53
4 Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения
4.1 Сезонная таможенная пошлина на сахар: опыт использования в
России…………………………………………………………………………………….68
4.2 Сезонная ввозная таможенная пошлина на продукцию сельского хозяйства: причины, ставки, опыт применения в России……………………………..71
Заключение………………………………………………………………………76
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

diplomnaya_rabota.doc

— 674.00 Кб (Скачать документ)

По объекту обложения таможенные пошлины классифицируются как:

1) импортные – пошлины,  которые накладываются на импортные  товары при выпуске их для  свободного обращения на внутреннем  рынке. Являются преобладающей  формой пошлин, применяемой всеми  странами мира для защиты национальной производителей от иностранной конкуренции. Разные страны на разных этапах своего развития с помощью импортных пошлин обеспечивали налоговые поступления, но затем их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце ХIХ столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран;

2) экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют цель сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета. Такая ситуация создалась при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, кофе – Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России;

3) транзитные – пошлины,  которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через  территорию данной страны. Встречаются  крайне редко и используются  преимущественно как средство  торговой войны.

По характеру таможенные пошлины классифицируются как:

1) антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

2) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, и если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

3) специальные – вводятся  в том случае, если товар ввозится  в Россию в количестве и  на условиях, угрожающих нанести  существенный ущерб российским  производителям, либо в ответ на дискриминационные и иные действия зарубежных государств, ущемляющие интересы Российской Федерации.

Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке, чтобы  защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других стран.

Введению особых пошлин предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или  парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины  обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда всё остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

4) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа по данным товарам приостанавливается [39, с.50].

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как:

- постоянные – таможенный  тариф, ставки которого единовременно  установлены органами государственной  власти и не могут изменяться  в зависимости от обстоятельств.  Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

- переменные – таможенный  тариф, ставки которого могут  изменяться в установленных органами  государственной власти случаях  (при изменении уровня мировых  или внутренних цен, уровня  государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются как:

- номинальные – тарифные  ставки, указанные в таможенном  тарифе. Они дают только самые общие представления об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

- эффективные – реальный  уровень таможенных пошлин на  конечные товары, вычисленный с  учетом уровня пошлин, наложенные  на импортные узлы и детали этих товаров [38, с.180].

Важнейшим аспектом анализа  таможенных пошлин является изучение их функций. Ведь реализация каждой из них во многом определяет эффективность растущего воздействия таможенной пошлины на необходимые параметры внешнеторгового процесса.

Таможенная пошлина  – явление исключительно многофункциональное. Детальное изучение различных функций  пошлины является неотъемлемым условием их эффективного применения, в там  числе для принятия мер по коррекции растущего воздействия таможенной пошлины на определенном секторе внутреннего рынка. В связи с этим Правительство в пределах своих полномочий может принимать решения, которые или усиливают реализацию пошлиной ряда своих функций, или, напротив, временно ослабляют её.

Итак, каковы же функции таможенной пошлины, а значит во многом и таможенного тарифа государства?

Назовем только важнейшие  из них:

1. фискальная;

2. ценообразующая;

3. распределительная;

4. бюджетообразующая;

5. регулирующая;

6. стимулирующая;

7. защитная, или функция защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей;

8. функция защиты интересов  отечественных потребителей [42, с.56]. 

Суть фискальной функции  в изъятии государством части доходов, части добавленной стоимости экспортеров или импортеров. В рамках реализации данной функции следует изымать в федеральный бюджет и природную ренту при тарифном регулировании экспортно-импортных операций с природными ресурсами, с сырьевыми товарами природного происхождения.

Осуществление фискальной функции таможенных пошлин исторически привело к тому,  что государство выработало ряд способов, обеспечивающих гарантированные поступления пошлин в бюджет:

- в качестве своеобразного  противовеса значительным и трудно  предсказуемым колебаниям курсов  иностранных валют устанавливаются твердые фиксированные ставки, выраженные в единой европейской валюте – евро;

- пошлины на большое  количество товаров взимаются  по специфическим ставкам (в  абсолютной сумме на единицу  измерения — веса, длины, объема  и т. п.), в меньшей мере подверженным инфляционным воздействиям по сравнению с пошлинами, исчисляемыми по адвалорным ставкам (в процентах от таможенной стоимости);

- широко применяется  также комбинированное обложение,  при котором таможенные пошлины  взимаются по адвалорным ставкам при условии сравнения адвалорной  таможенной пошлины с пошлиной, рассчитанной по специфическим ставкам. В случае если последняя окажется большей, то уплате подлежит таможенная пошлина по специфической ставке. В таможенном тарифе это выглядит следующим образом: например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.;

- устанавливается приоритет  требований таможенных органов  по уплате таможенных налогов  с имущества, продаваемого декларантом  ввезенного имущества в погашение  задолженности кредиторам;

- уплата таможенных налогов и сборов должна быть обязательно гарантирована декларантом в какой-либо форме – залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа;

- в исключительных  случаях плательщику предоставляется отсрочка  или  рассрочка уплаты таможенных платежей. С одной стороны, это позволяет уплатить их спустя некоторое время даже тем плательщикам, которые в данный момент испытывают финансовые трудности, с другой – за их предоставление взимаются проценты по ставке рефинансирования ЦБР [32, с.439].

Ценообразующая функция: пошлина непосредственно участвует в формировании цен на импортные товары. Она является и самостоятельным элементом. Кроме того, она участвует в формировании базы для расчета и взимания налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза.

Поэтому любое изменение  ставки автоматически меняет не только величину собственно таможенной пошлины, но и указанных косвенных налогов. Кроме того, она может повлиять на величину торговых наценок, применяемых оптовыми и розничными торговопосредническими фирмами.

Содержание распределительной  функции в том, что с помощью  таможенной пошлины государство участвует в распределении и перераспределении доходов участников ВЭД и потребителей иностранных товаров. Причем объектом перераспределения могут стать доходы отечественного экспортера, отечественных импортеров, доходы конечных и промежуточных покупателей на внутреннем рынке страны. Чем ниже ставки пошлин, тем меньше участвует государство в таком перераспределении. И, наоборот, при повышении ставок масштабы его участия в перераспределительных процессах возрастают.

Выполнение бюджетообразующей  функции связано с изъятием таможенных пошлин (и других таможенных платежей) в доходную часть государственного бюджета. В России – в доходную часть именно федерального бюджета страны. Как известно, в России удельный вес таможенных платежей уже несколько лет составляет свыше 40% доходов федерального бюджета Российской Федерации. Существенная часть из них формируется за счет импортных и экспортных таможенных пошлин. Кроме того, они, как уже отмечалось, участвуют в формировании налогооблагаемых баз по ряду косвенных налогов.

Регулирующая функция, или функция регулирования объемов и структуры экспортно-импортных операций страны: могут выделяться также и другие объекты регулирующего воздействия государства. Регулирование производится с помощью системы методов таможенно-тарифного характера. Наиболее важные из них: введение (отмена) экспортных пошлин; введение (отмена) ввозных пошлин; введение сезонных пошлин; Снижение или увеличение ставок пошлин; смена видов ставок, введение особых таможенных пошлин и др.

Стимулирующая функция, или функция стимулирования экспортно-импортных операций с конкретными товарами, с определенными товарными группами: поощрения операций с отдельными странами и даже с межгосударственными объединениями (таможенные союзы, экономические союзы, страны межгосударственной зоны свободной торговли, наименее развитые страны).

В области экспортной деятельности таможенные пошлины должны, в первую очередь, способствовать:

– динамичному вывозу максимально готовой и наукоемкой продукции, товаров с высокой  добавленной стоимостью;

– поставкам товаров  в рамках международной кооперации;

– сохранению традиционных экспортных потоков российских товаров на рынки стран СНГ, развивающихся государств;

  • завоеванию новых рынков в странах дальнего зарубежья наиболее конкурентоспособными товарами российских экспортоориентированных предприятий.

В сфере регулирования  российского импорта следует стимулировать [32, с. 56]:

–   импортозамещение;

– закупки за рубежом  продукции, не производимой и поэтому  отсутствующей на внутреннем рынке;

–   ввоз продукции  дефицитной или недостающей на рынке  России;

–   импорт сырья  для его переработки на отечественных предприятиях;

–  привлечение зарубежных инвестиций, в том числе и в  форме ввоза новейшего иностранного оборудования, особенно не имеющего аналогов в нашей стране.

Защитная, или функция  защиты экономических интересов  отечественных производителей: реализация данной функции должна быть сконцентрирована на защите внутреннего рынка от импорта демпинговой продукции, субсидируемых иностранных товаров, а также продукции, массовый ввоз которой в беспошлинном режиме (или при наличии низких ставок пошлин) способен наносить (а тем более если уже наносит) значительный экономический ущерб каким-либо отраслям национального хозяйства [32, с.57]. Необходима также тарифная защита высокотехнологичных отраслей российской экономики (машиностроение, легкая и пищевая промышленность, наукоемкие производства).

Функция защиты интересов  отечественных потребителей: пошлины должны способствовать сокращению избыточного импорта нежелательных товаров, а также уменьшению излишнего экспорта на внешние рынки, не допуская разбалансированности их спроса и предложения на внутреннем рынке, не создавая предпосылок для роста цен внутри страны.

И, наконец, функция борьбы с демпингом (антидемпинговое регулирование). Реализация данной функции должна осуществляется в двух направлениях. Во-первых, следует не допускать демпинговых поставок российских экспортных товаров, используя для этого вывозные таможенные пошлины. К сожалению, обвинения российских экспортеров в демпинговых поставках на западные рынки имеют под собой определенные основания, хотя масштабы российского демпинга (в его классическом понимании) достаточно скромные, особенно если не называть демпингом любые экспортные поставки из России более дешевых товаров, чем товары экспортеров из других государств. Относительная дешевизна российского экспорта не является исчерпывающим критерием для его отнесения к демпингу. Требуются дополнительные исследования и доказательства.

Информация о работе Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения