Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:41, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение экономической природы сезонной таможенной пошлины и практики ее применения в России.
Задачи данной дипломной работы:
– раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России (указать особенности данного регулирования в России, цели и методы такого регулирования);
– охарактеризовать систему инструментов селективного регулирования внешней торговли России;
– раскрыть понятие «таможенная пошлина», ее значение и функции;
– классифицировать таможенные пошлины по различным критериям;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта России в условиях
вступления в ВТО
1.1 Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в
России: особенности, цели и методы……………………………………………………9
1.2 Виды таможенных пошлин, их содержание и классификация…………..17
2 Система инструментов селективного регулирования импорта
России: общая характеристика………………………………………………………….34
3 Сезонная пошлина как специальный инструмент селективного
регулирования российского импорта: содержание, цели, особенности
применения………………...……………………………………………………………..53
4 Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения
4.1 Сезонная таможенная пошлина на сахар: опыт использования в
России…………………………………………………………………………………….68
4.2 Сезонная ввозная таможенная пошлина на продукцию сельского хозяйства: причины, ставки, опыт применения в России……………………………..71
Заключение………………………………………………………………………76
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

diplomnaya_rabota.doc

— 674.00 Кб (Скачать документ)

– замена одних видов  ставок на другие (адвалорных на специфические, базовых на ставки сезонных пошлин, специфических на комбинированные, адвалорных на комбинированные и т.д.);

– замена одних видов  таможенных пошлин на другие (заградительной на фискальную, автономной на конвенционную, заградительной на антидемпинговую и т.д.);

– введение (отмена) тарифных преференций;

– введение (отмена) тарифных льгот;

– предоставление (отмена) режима наибольшего благоприятствования (РНБ);

- введение (отмена) тарифных  квот;

– применение (отмена) сезонных пошлин;

– введение тарифных контингентов;

– применение компенсационных  таможенных пошлин;

– применение специальных (в т.ч. предварительных) пошлин;

– введение (отмена) антидемпинговых  пошлин;

– изменение списков  стран-пользователей РНБ;

– изменение списков  наименее развитых и развивающихся  стран;

– изменение списка товаров, при импорте которых Россия предоставляет тарифные преференции НРС и развивающимся государствам и т.д. [42, с. 53]

Цели тарифного регулирования  могут формулировать только органы высшей государственной власти той  страны, которая является носителем  суверенитета на своей таможенной территории.

Цели тарифного регулирования можно классифицировать на основе различных признаков и критериев. По продолжительности периода регулирования цели делятся на долгосрочные (стратегические), среднесрочные (3-10 лет) и краткосрочные. 

Цели тарифного регулирования  внешней торговли в РФ сформулированы в тексте Федерального закона «О таможенном тарифе» (ст.1) [1]:

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

4) защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Однако здесь речь идет о целях стратегических, долгосрочных. Между тем тарифное регулирование  – это форма оперативного регулирования  внешнеторговых процессов. Поэтому оно также реализует формулируемые законодателем цели как в среднесрочном, так и в краткосрочном периодах. Назовем некоторые из таких целей:

1) оптимизация структуры внешнеторгового баланса, его сальдо;

2) предотвращение избыточного импорта определенных товаров;

3) предотвращение избыточного экспорта некоторых отечественных товаров;

4) борьба с демпинговым экспортом зарубежных поставщиков;

5) насыщение внутреннего рынка отечественными и импортными товарами;

6) оптимизация платежного баланса страны;

7) ограничение (стимулирование) ввоза или экспорта сезонных товаров и др.

Основным документом таможенно-тарифного регулирования  внешней торговли в Российской Федерации  является Закон «О таможенном тарифе»  №5003-1, принятый 21 мая 1993 г. Верховным Советом РСФСР. В законе дается определение понятия «таможенная пошлина» и «таможенный тариф», рассматриваются основные цели таможенного тарифа, порядок установления ставок таможенных пошлин и их виды, виды таможенных пошлин, порядок и цель определения страны происхождения товара, различные тарифные льготы и случаи их предоставления, методы определения таможенной стоимости товара.

С учетом того, что таможенный тариф выполняет, прежде всего, бюджетообразующую  функцию, подходы по формированию таможенной политики ориентированы на фискальные меры. При такой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон:

1) во-первых, абсолютный  размер ставок пошлин не учитывает  платежеспособность населения;

2) во-вторых, при завышенных  ставках пошлин, а они до недавнего  времени были установлены на уровне 30% таможенной стоимости (с учетом НДС в размере 20% определяет общее налогообложение отдельных товаров на 50%), не учитывались реалии, связанные с возможностью «ухода» от причитающихся платежей через декларирование товаров не своим наименованием, по коду товарной номенклатуры, где ставки пошлин ниже [38, с. 189].

Таким образом, высокий  уровень ввозной (импортной) таможенной пошлины приводит в отдельных  случаях к росту нарушений  таможенных правил.

Особенности реализации национальной таможенно-тарифной политики в России на современном этапе во многом определяются двумя важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, это процесс  вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). В связи с этим Российской Федерации приходится присоединяться к ряду международных соглашений, ранее принятых в структуре ВТО. Это относится и к тарифному регулированию внешнеторговых операций. В частности, нашей стране приходится снижать средневзвешенную ставку таможенного тарифа, а значит среднюю базовую ставку таможенных пошлин, применяемых для обложения импортных операций. Так, в 2001 г. указанная средневзвешенная ставка импортного тарифа в России составила только 11%. Просматривается необходимость в ряде случаев фиксации базовых ставок таможенного тарифа. Таким образом, возникают определенные сложности в использовании системы таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка в обозримой перспективе.

Во-вторых, таможенно-тарифное регулирование должно успешно решать задачи импортозамещения на российском рынке, способствовать реализации преобладающей части реального ВВП страны (и его ежегодного прироста) на внутреннем рынке нашего государства. Тарифному регулированию предстоит выполнить ряд важных задач по ограничению избыточного или нежелательного ввоза многих видов зарубежных товаров, а иногда и вытеснению некоторых импортных товаров за пределы внутреннего рынка России. Эти задачи придется решать не только с помощью оптимизации, но зачастую и с помощью повышения базовых ставок таможенного тарифа.

Основные вехи переговорного  процесса РФ с ВТО:

1993 г. – Россия подала заявку на присоединение к ГАТТ;

– январь 1995 г. – создание Всемирной торговой организации  на базе ГАТТ;

– 1995 г. – сформирована специальная Рабочая группа по вопросу вступления России в ВТО, в которую вошли представители 66 заинтересованных государств;

– июль 1995 г. – первое заседание Рабочей группы по присоединению  России;

– февраль 1998 г. – начаты переговоры по доступу на рынок товаров;

– октябрь 1999 г. – начаты переговоры по доступу на рынок услуг;

– май 2003 г. – завершены  переговоры с Евросоюзом;

– май 2004 г. – завершены  переговоры с Грузией;

– октябрь 2005 г. – завершены  переговоры с Бразилией и Аргентиной;

– февраль 2006 г. – Грузия отзывает подпись под протоколом о завершении переговоров;

– ноябрь 2006 г. – завершены  переговоры с Соединенными Штатами [36, с.6].

Последние переговоры идут по следующим основным блокам вопросов:

- сельскохозяйственной  проблематике, которые помимо тарифного аспекта, включают обсуждение объемов внутренней поддержки аграрного сектора («желтая» корзина) и размеров экспортных субсидий;

- доступу на рынок  услуг, цель которых - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок

- по вопросам борьбы  с пиратством в сфере интеллектуальной собственности (самая болезненная для ВТО проблема, поскольку Россия превратилась в громадную черную «черную дыру» на мировом рынке, в которой производятся и продаются десятки миллионов экземпляров контрафактных копий продукции интеллектуальной собственности; данная контрафактная продукция также экспортируется за рубеж);

- системным вопросам, цель которых - определение мер,  которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участницы ВТО [41, с. 173].

Требования стран ВТО  в этой сфере в целом можно разделить на три части:

1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам и правилам ВТО. Основная озабоченность стран - членов ВТО касается ряда положений действующего законодательства в области таможенного дела; излишних требований, предъявляемых импортным товарам. Участники переговоров требуют безусловного выполнения положений ВТО в данных сферах. Это - "стандартное" требование ко всем присоединяющимся странам;

2) применение Россией некоторых нетипичных для ВТО элементов регулирования (льготы и др.);

3) запросы, явно выходящие за рамки обязательств ВТО (требования «ВТО+»), такие как присоединение к необязательным соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин [41, с. 174].

Основным законодательным  барьером на пути вступления России в  ВТО является несоответствие тре6оваииям  ВТО:

- ряда тарифных нормативных актов;

- законодательства в  области интеллектуальной собственности;

- законодательства в  области сельского хозяйства.

Несмотря на сложность  и длительность процесса вступления в ВТО, членство России во Всемирной  торговой организации может дать нашей стране множество экономических выгод. Важнейшие из них:

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

- расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности  в банковской сфере;

- создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке  правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа  России в мире как полноправной  участницы международной торговли.

 

1.2 Виды таможенных пошлин, их содержание и классификация

Важнейшим элементом  таможенного тарифа является таможенная пошлина. Таможенную пошлину можно охарактеризовать как денежный сбор, который уплачивается государству при ввозе или вывозе товаров за пределы таможенной территории страны.

В современной литературе существует три различных подхода  к пониманию экономической природы  таможенной пошлины:

1. Таможенная пошлина рассматривается как особый или специальный взнос, уплачиваемый участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в бюджет государства, с таможенной территории которого вывозится его товар или на таможенную территорию которого этот товар ввозится.

2. Таможенная пошлина отождествляется с косвенным налогом, т.е. рассматривается как частный случай косвенных налогов, которыми облагаются экспортно-импортные сделки. Именно этот подход в Российской Федерации проявляет себя в важнейших федеральных законах, в частности Налоговый, Бюджетный кодексы, и др. При этом отождествление пошлины и налога производится на основе присутствия ряда реальных признаков сходства между ними, и при этом игнорируется наличие свыше десяти признаков различия между таможенной пошлиной и косвенным налогом [32, с.436].

Таможенная пошлина  обладает всеми признаками налога:

- обязательностью. В  установленных законом случаях  пошлина взимается непременно, причем  конкретный плательщик не может  быть ни  при каких обстоятельствах освобожден от ее уплаты. Субъекты таможенно-тарифных правоотношений не вправе договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения. Ст. 333 ТК РФ допускает в исключительных случаях предоставление плательщику отсрочки или рассрочки платежей. Предусмотренные тарифные льготы не могут носить индивидуального характера;

- индивидуальной безвозмездностью. Уплачивая пошлину, плательщик  не вправе рассчитывать на  исполнение таможенными органами (по существу, сборщиками налога) или государством в целом каких-либо встречных обязательств перед ним;

- персональностью. Плательщиками  выступают юридические и физические  лица. При этом, как и во всех  других случаях, основным признаком  плательщика является наличие  у него самостоятельного источника дохода. Действительно, только тогда может состояться отчуждение принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств;

- абстрактностью (или,  что то же, универсальностью). Пошлина  изымается в бюджет, и при этом законодательно не определены направления дальнейшего использования изъятых сумм. Использование  осуществляется в  целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога) [32, с.438].

Информация о работе Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения