Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:41, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение экономической природы сезонной таможенной пошлины и практики ее применения в России.
Задачи данной дипломной работы:
– раскрыть сущность таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в России (указать особенности данного регулирования в России, цели и методы такого регулирования);
– охарактеризовать систему инструментов селективного регулирования внешней торговли России;
– раскрыть понятие «таможенная пошлина», ее значение и функции;
– классифицировать таможенные пошлины по различным критериям;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1 Таможенно-тарифное регулирование импорта России в условиях
вступления в ВТО
1.1 Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли в
России: особенности, цели и методы……………………………………………………9
1.2 Виды таможенных пошлин, их содержание и классификация…………..17
2 Система инструментов селективного регулирования импорта
России: общая характеристика………………………………………………………….34
3 Сезонная пошлина как специальный инструмент селективного
регулирования российского импорта: содержание, цели, особенности
применения………………...……………………………………………………………..53
4 Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения
4.1 Сезонная таможенная пошлина на сахар: опыт использования в
России…………………………………………………………………………………….68
4.2 Сезонная ввозная таможенная пошлина на продукцию сельского хозяйства: причины, ставки, опыт применения в России……………………………..71
Заключение………………………………………………………………………76
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

diplomnaya_rabota.doc

— 674.00 Кб (Скачать документ)

Таможенная пошлина  относится к разряду косвенных  налогов, поскольку она включается в цену товара, и после того как  товар будет реализован, сумма пошлины, первоначально уплаченная декларантом, будет возмещена ему покупателем в составе выручки. Покупатель в этих отношениях выступает как носитель налога, а декларант — как юридический плательщик. Способ взимания пошлины построен таким образом, что сначала ее уплатит лицо, перемещающее товары через границу, затем товары им будут проданы покупателям, которые в цене возместят декларанту сумму ранее уплаченной пошлины. Величина таможенной пошлины не зависит от того, принесет ли внешнеторговая сделка декларанту прибыль или обернется убытком. Она зависит лишь от стоимости и количества перемещаемых через границу товаров. Наконец, на «косвенность» пошлины указывает признание ее объектом факта ввоза или вывоза товаров, которые оцениваются по стоимостным (таможенная стоимость), количественным или физическим характеристикам перемещаемых товаров. А это в определенной мере можно интерпретировать как своеобразный аналог пограничной реализации [32, с.439].

С 2005 г. таможенная пошлина  выведена из налоговой системы России. Сейчас официально эта пошлина — неналоговый доход бюджета.

3. Авторы третьего подхода рассматривают таможенную пошлину как разновидность международной дифференциальной ренты, полностью или частично взимаемую государствами-импортерами или государствами-экспортерами. Цель взимания – выравнивание уровней ценовой конкурентоспособности отечественных или импортных товаров на внутреннем рынке страны. Этот подход изложен в известном учебнике «Основы таможенного дела» [35, с. 332] .

Таможенная пошлина – это определенная денежная сумма, которая уплачивается участником ВЭД за право перемещения товара или транспортного средства через таможенную границу государства. Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит следующее определение: «Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерацией при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза» (ст.8) [1].

Анализ показывает, что таможенная пошлина обладает следующими специфическими признаками:

– сферой применения таможенной пошлины является только внешняя  торговля, причем только определенные внешнеторговые операции, которые регулируются государством в рамках отдельных таможенных режимов;

– ее плательщиками являются участники ВЭД, субъекты внешнеторговых операций – экспортеры и импортеры;

 – получатель пошлины  – государство как носитель  таможенного суверенитета на  территории страны;

– пошлина является платой за право пересечения таможенных границ государства, за право ввоза или вывоза с его таможенной территории;

– пошлина является обязательным платежом. Без его уплаты товары или транспортные средства не могут  законно пересекать таможенную границу  страны (кроме случаев беспошлинного ввоза);

– уплата пошлины является обязательным условием, исходной предпосылкой для пересечения таможенной границы;

– объектами обложения  пошлинами являются товары и транспортные средства как предметы внешнеторговой сделки;

– таможенная пошлина по ряду признаков имеет явное сходство с косвенным налогом. Вместе с тем она имеет и серию характеристик, существенно отличающих ее от налогов, в том числе и косвенных;

– таможенные пошлины  поступают в доходную часть федерального бюджета России. Вместе с тем величина (сумма) пошлин входит в состав налогооблагаемой базы при расчете некоторых видов косвенных налогов (НДС, акциз), а также отдельных таможенных сборов. Поэтому изменение ставки пошлины автоматически приводит к соответствующему изменению других таможенных платежей, а значит и к изменению бюджетных доходов страны;

– ставки таможенных пошлин и методы их начисления определяются в нормативных документах, содержатся в тексте Таможенного тарифа Российской Федерации. Ставки являются едиными  для всей таможенной территории государства. Величина ставок определяется Правительством страны;

– таможенная пошлина  в общем виде является инструментом экономического регулирования внешнеторговых транспортных и товарных потоков. Выбор  пошлины, ее ставки, порядка и сроков применения производится с учетом конъюнктуры рынка регулируемого товара в рамках конкретного периода времени;

– пошлина является инструментом оперативного регулирования экспортно-импортных  операций. Именно поэтому она не только должна обладать, но и фактически имеет высокую динамичность. Может неоднократно изменяться даже в рамках одного года, одного бюджетного периода [1].

Таможенные пошлины  оказывают кумулятивное воздействие  на размеры взимаемых косвенных  налогов и, в первую очередь, НДС. Это связано с тем, что пошлина является самостоятельным элементом, входящим в налоговые базы для расчета НДС и акциза.

Таможенная пошлина  и ее величина являются серьезным  ценообразующим фактором, влияющим на уровень ценовой конкурентоспособности  иностранных товаров на внутреннем рынке страны.

Применение таможенных пошлин может стать предметом  международных переговоров, причем как двусторонних, так и многосторонних (например, в рамках Таможенного  союза или зоны свободной торговли). Вопрос о таможенном обложении, его особенностях и преимуществах на взаимной основе обычно отражается в межгосударственных соглашениях, в договорах о развитии внешней торговли на определенный период.

 В мировой и российской  практике применяются различные  виды таможенных пошлин. В литературе насчитывается свыше 12 различных вариантов классификации таможенных пошлин, при этом общее количество видов доходит до сорока. Государство гибко и оперативно приспосабливает их использование к меняющейся конъюнктуре рынка, к целям и приоритетам собственной внешнеторговой политики [35, с. 352]. В связи с этим могут дифференцироваться масштабы и интенсивность использования конкретного вида таможенных пошлин, в том числе и по продолжительности периода их применения.

ииРазличные виды таможенных пошлин представлены в таблице 1. Они структурированы по различным классификационным признакам и критериям.

Таблица 1 – Классификация  таможенных пошлин [40, с.52; 42, с.56].

Признаки  классификации

Виды пошлин

I. По способу  введения

1. Автономные

2. Конвенционные

II. По виду регулируемых внешнеторговых операций

1. Экспортные

2. Импортные

III. По возможности  возврата плательщику (участнику  ВЭД)

1. Возвратные

2. Безвозвратные

IV. По виду  применяемых ставок (способу начисления)

1. Адвалорные

2. Специфические

3. Комбинированные

4. Смешанные

V. По направленности  регулируемых международных потоков

1. Ввозные

2. Вывозные

3. Транзитные

VI. По величине  ставок (размерам) в рамках многоколонного  тарифа

1. Базовые

2. Генеральные

3. Преференциальные

VII. По функциональному  назначению

1. Фискальные

2. Заградительные

3. Стимулирующие

4. Антидемпинговые

5. Сезонные

6. Специальные

7. Компенсационные

VIII. По особым  условиям применения (особые)

1. Компенсационные

2. Специальные

3. Антидемпинговые

IХ. По признаку  избирательности применения

1. Единые

2. Селективного (избирательного) применения

X По типам ставок

1. Постоянные

2. Переменные

XI По способу вычисления

1. Номинальные

2. Эффективные


 

Признаки отражают особенности  применения пошлин в процессе регулирования внешнеторговых операций. Использование различных классификационных подходов позволило выделить девять классификационных групп и свыше двадцати видов таможенник пошлин.

Возможны и альтернативные варианты классификации. Их применение может способствовать выделению ряда других видов пошлин на основе дополнительных критериев.

По характеру своего происхождения таможенные пошлины могут быть автономными или конвенционными. Автономная пошлина – это пошлина, созданная постановлением государственной власти данной страны, вне зависимости от каких-либо многосторонних или двухсторонних договоров. Обычно автономные ставки пошлин достигают значительных размеров, и страны ведя многосторонние и двусторонние переговоры, снижают автономные лавки пошлин в обмен на встречные уступки на базе заключенных договоров и соглашений. Так, возникают договорные или конвенционные ставки пошлин. Таким образом, конвенционная пошлина - это ставка, вырабатываемая в процессе заключения договора с другой страной и фиксируемая на основе договора. В современной таможенной практике наибольшее распространение получили конвенционные пошлины, созданные в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ/ВТО. В таможенных тарифах стран-участниц ГАТТ/ВТО конвенционные пошлины распространяются на основную часть их внешнеторгового оборота. Как правило, страны-участницы ГАТТ/ВТО распространяют конвенционные пошлины на все страны, которым они предоставляют режим наибольшего благоприятствования. Обычно конвенционные пошлины носят стабильный характер и не изменяются в течение длительного времени. Это обстоятельство имеет большое значение для анализа тех таможенных барьеров, с которыми экспортер может столкнуться на рынках других стран [33, с.367].

По виду применяемых  ставок таможенные пошлины классифицируются на:

1) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

2) специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 евро за 1 кг);

3) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг) [40, с.49].

Адвалорные пошлины  аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые  имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от вариации цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 евро доходы бюджета составят 40 евро. При увеличении иены товара до 300 евро доходы бюджета возрастут до 60 евро, при падении иены товара до 100 евро доходы бюджета сократятся до 20 евро. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%.

Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с су6ъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины  обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 евро за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 10000 евро, поскольку составляет 10% его цены, чем автомобиля ценой 12000 евро, поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. С другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Существует классификация  таможенных пошлин в зависимости  от страны происхождения товара. Характерная  особенность импортного таможенного  тарифа в том, что он предусматривает  дифференцированные импортные таможенные пошлины в зависимости от того, из каких стран происходят ввозимые в Россию товары.

В зависимости от страны происхождения товара для начисления размера таможенной пошлины применяется  один из следующих методов.

Первый метод представляет собой применение так называемых базовых ставок или ставки режима наибольшего благоприятствования. По общепринятой терминологии базовые ставки – это минимальные ставки пошлин, которыми облагаются перечисленные в импортном таможенном тарифе России товары, происходящие из стран, с которыми Российская Федерация заключила соответствующие торговые договора и соглашения, где содержится указание на применение во взаимной торговли принципа наибольшего благоприятствования.

Второй метод начисления таможенных пошлин применяется в отношении товаров, происходящих из государств, которым Российская Федерация не предоставляет режим наибольшего благоприятствования либо страна происхождения которых не установлена. В этом случае используются базовые ставки таможенных пошлин, увеличенные в два раза.

Третий метод исчисления пошлин применяется к товарам, происходящим из развивающихся стран, которые пользуются тарифными преференциями в рамках Общей системы преференций от 5 июня 1980 г. [33, с.375].

Информация о работе Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения