Обеспечение продовольственной безопасности в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – исследование условий и факторов обеспечения продовольственной безопасности России в условиях присоединения России к ВТО.
В соответствии с поставленной целью предусмотрено решение следующих задач:
– провести анализ понятия продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России;
– рассмотреть соотношение понятий продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства;
– проанализировать проблематику продовольственной безопасности в зарубежных странах;
– оценить возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства в рамках ВТО;
– раскрыть систему обеспечения продовольственной безопасности стран - членов ВТО;
– обосновать направления и практические предложения по совершенствованию инструментов государственного регулирования продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО.
Объектом исследования является продовольственная безопасность России в условиях присоединения к ВТО.
Предмет исследования – совокупность экономических и социальных отношений, определяющих продовольственную безопасность страны в условиях присоединения России к ВТО.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….4
1. Продовольственная безопасность государства ……………………...7
1.1. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности России ………7
1.2. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость государства …………16
1.3. Проблематика продовольственной безопасности в зарубежных странах ……………………………………22
2. Методы и инструменты обеспечения продовольственной безопасности в рамках ВТО ……………………29
2.1. Возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства ……………………………………………29
2.2. Анализ опыта членов ВТО по обеспечению продовольственной безопасности …………………………………………40
3. Механизм обеспечения продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО ………………47
3.1. Таможенно-тарифное регулирование импорта продовольственных товаров …………………………………………47
3.2. Нетарифное регулирование импорта продовольственных товаров…………………………………………………………57
Заключение …………………………………………………………………64
Список использованных источников …………………………………67

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ_ТАРАСОВА_ПРОД_БЕЗОП_ВТО_готовый.doc

— 509.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с ГАТТ 1994, страны – члены ВТО могут устанавливать и применять: таможенные пошлины и сборы всякого рода, в том числе префенциальные (ст. I); внутренние налоги или другие внутренние сборы любого рода на импортные товары, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения (ст. I, III); антидемпинговые и компенсационные пошлины (ст. II, VI); субсидии внутренним производителям товаров (ст. III, XVI); прямые запрещения или ограничения экспорта и импорта товаров сельскохозяйственных товаров (ст. XI); квотирование импорта по стоимости и по количеству товаров (ст. XII) и др. Совокупность всех нетарифных инструментов позволяет осуществлять достаточно гибкое, оперативное и целенаправленное регулирование импорта в широком диапазоне. Они служат эффективным средством торговой дипломатии, позволяющим получать уступки в том, что касается торговых ограничений на условиях взаимности или отмены дискриминационных мер в странах – торговых партнерах.

Применение указанных выше мер и инструментов осуществляется по определенным правилам и при соблюдении соответствующих условий, которые расписаны в ГАТТ 1994, других соглашениях и договоренностях ВТО, а порядок использования некоторых из них детализован в целом ряде Соглашений ВТО. Основополагающими документами по сельскому хозяйству в ВТО на сегодня являются три соглашения Уругвайского раунда: Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах (СФС) и Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ). Соглашения ВТО охватывают производство и торговлю сельскохозяйственной продукцией (табл. 2.1.2).

 

Таблица 2.1.2

Основные инструменты регулирования сельскохозяйственных рынков

Всемирной торговой организацией[55]

Регулирующий

документ

Направления

регулирования

Инструменты

регулирования

Соглашение

по сельскому хозяйству

Доступ к рынкам

Экспортные субсидии

Внутренняя поддержка

сельского хозяйства

Связывание ставок

таможенных пошлин

Тарификация нетарифных барьеров

Устранение большинства нетарифных ограничений

Соглашение

о санитарных

и фитосанитарных

стандартах

Применение защитных мер

Признание мер страны-экспортера приемлемыми в случае обеспечения ими

требуемого страной-экспортером уровня безопасности

Применение международных стандартов в используемых санитарных и фитосанитарных нормах

Соглашение

о технических барьерах в торговле

Подтверждение соответствия товаров техническим регламентам

Организация справочной службы по вопросам соглашения

Разработка собственных регламентов и согласование их с заинтересованными странами

Проведение переговоров о взаимном признании результатов оценки соответствия

Наиболее важными аспектами Соглашения по сельскому хозяйству являются запрет на использование нетарифных мер (количественных ограничений импорта, скользящих импортных сборов, минимальных импортных цен, выборочного лицензирования, добровольного ограничения экспорта и др.) и замена их тарифным эквивалентом, а также связывание и снижение тарифов (на 37% для развитых стран и на 24% для развивающихся). В Соглашение не включены меры, применяемые в соответствии с положениями о платежном балансе или другими общими не относящимися к сельскому хозяйству положениями ГАТТ. Соглашение устанавливает верхний предел объема субсидируемого экспорта сельскохозяйственных продуктов. Предполагается сокращение бюджетных расходов и объема экспортных субсидий развитыми странами на 36% и 21% соответственно от уровня базового периода 1986–1990 гг. в течение шести лет и на 24% и 14% развивающимися странами в течение десяти лет. По отдельным видам товаров тарифы должны быть снижены на 15% развитыми странами и на 10% – развивающимися[56].

По некоторым категориям продуктов с высокой степенью защиты тарификация не может дать ожидаемого эффекта. В таких случаях дополнительно к тарификации применяется система обязательств по текущему и минимальному доступу на рынок, устанавливающая тарифные квоты. В пределах таких квот к импортной продукции применяются более низкие ставки пошлин, чем ко всем остальным продуктам.

Применение защитных мер. Соглашение по специальным защитным мерам (СЗМ) регулирует процедуру применения мер по ограничению импорта в случаях, когда импорт товара причиняет «серьезный ущерб» какой-либо отрасли или существует «явная неизбежность» возникновения такого ущерба, обусловленные импортом товара в «возросших количествах». Под серьезным ущербом понимается общее существенное ухудшение ситуации в отрасли отечественного производителя. Согласно Соглашению защитные меры могут быть приняты в форме количественных ограничений либо в виде увеличения импортного тарифа сверх уровня связывания. При этом отечественным производителям не должны предоставляться более благоприятные условия, чем импортерам. Защитные меры носят временный характер и применяются для того, чтобы предоставить производителям возможность приспособиться к ведению торговли в условиях открытых границ и конкуренции со стороны импортеров. В отношении развивающихся стран Соглашение предусматривает определенные исключения. Защитные меры не применяются, если доля страны в общем объеме импорта составляет менее 3%, а суммарная доля всех развивающихся государств, имеющих менее чем 3%-ную долю, не превышает 9%.[57]

Правила применения антидемпинговых и компенсационных пошлин. Данные правила отражены в Соглашении по применению ст. VI ГАТТ и в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Эти соглашения устанавливают два типа недобросовестной торговой практики: занижение цены (демпинг) и действия, предполагающие нечестную конкуренцию с помощью субсидирования экспорта товаров. В качестве мер борьбы с такой практикой импортирующим государствам разрешается использовать антидемпинговые и компенсационные пошлины, но только если после проведения расследования подтверждается наличие материального ущерба национальной промышленности. Оба соглашения рассматривают идентичные критерии оценки нанесенного ущерба, равно как и процедуры ведения расследования.

Процедура взимания компенсационных и антидемпинговых пошлин. Оба вышеупомянутых соглашения предписывают наложение антидемпинговых и компенсационных платежей только на основе объективного изучения как объема демпингового импорта и влияния демпингового импорта на цены аналогичных товаров на внутреннем рынке, так и его последующего влияния на отечественных производителей таких товаров. При установлении существования угрозы материального ущерба компетентным органам следует учитывать значительные темпы увеличения демпингового импорта на внутренний рынок, наличие у экспортера достаточных экспортных возможностей, указывающих на вероятность значительного увеличения демпингового экспорта, поступление импорта по ценам, которые будут оказывать значительное понижающее и подавляющее влияние на внутренние цены, и наличие запасов товара, в отношении которого проводится расследование. При этом лишь совокупность названных факторов может позволить сделать заключение, что дальнейший демпинговый или субсидированный импорт способен причинить материальный ущерб производителям страны-импортера[58].

Итак, все многообразие существующих в настоящее время инструментов внешнеторгового регулирования, в зависимости от механизма воздействия их на торговлю, можно классифицировать в две основные группы – тарифные и нетарифные. Несмотря на то, что положения ВТО устанавливают приоритет тарифного регулирования и требуют прекращения практики применения нетарифных инструментов в качестве барьеров для доступа импортных товаров на внутренний рынок, и те и другие являются неотъемлемыми элементами торгово-политического режима современного государства, в совокупности обеспечивающими эффективную внешнеэкономическую политику. Действующие механизмы таможенно-тарифного регулирования экспорта (импорта) сельскохозяйственной продукции и продовольствия в рамках ВТО позволяют оперативно реагировать на конъюнктуру внутреннего рынка и обеспечивать продовольственную безопасность страны.

73

 



2.2. Анализ опыта членов ВТО по обеспечению

продовольственной безопасности

Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом – это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охраны окружающей среды.

В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5–2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами – в США, Канаде, странах ЕС.

Наиболее полно практикуемые в зарубежных странах меры государственной поддержки АПК, сгруппированные по целевому признаку, исследованы и обобщены в аналитическом докладе, подготовленном Комиссией по АПК РСПП и Экспертным институтом РСПП[59]. Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в: прямых государственных компенсационных платежах; платежах при ущербе от стихийных бедствий; платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.).

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

1.     Ценовое вмешательство на рынок продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия.

2.     Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества.

3.     Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

4.     Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен.

Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:

–       установление верхних и нижних пределов колебания цен и индикативной или условной цены, которую стремится поддерживать государство;

–       скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.

Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения за динамикой ряда экономических показателей:

–       издержки производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США);

–       паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;

–       доходность ферм и отраслей производства[60].

В результате получается проработанная в деталях информационно- статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.

В сельском хозяйстве США существуют два вида цен государственной поддержки:

–                   целевые (гарантированные), которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной;

–                   залоговые (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка[61].

В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.

Во всех странах Западной Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в Финляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Ежегодно Министерство сельского и лесного хозяйства определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года эти цены можно корректировать с учетом темпов инфляции. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, т.е. с лучшими условиями производства, а с худшими – предусмотрены дотации. Дотационные цены устанавливают по той же процедуре, что и гарантированные, но на сельскохозяйственную продукцию, идущую на экспорт. При этом если фермеры производят экспортируемую продукцию с издержками выше дотационных цен, то убытки им не возмещают. Более того, если они превысили квоты производства продукции на экспорт, то излишки не подлежат оплате по дотационным ценам. На сельскохозяйственную продукцию, произведенную сверх установленных государственных квот, предусмотрены дополнительные цены, которые варьируют в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в отдельно взятом районе страны (они, как правило, ниже целевых цен).

Информация о работе Обеспечение продовольственной безопасности в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации