Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:29, реферат
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято  в конце многолетних переговоров  в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции  в Марракеше в апреле 1994, поэтому  Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера  деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также  торговлю услугами и торговые аспекты  прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы  ООН.
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО)
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 
1995, решение о ее создании было принято 
в конце многолетних 
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Первоначально в ВТО вступило 
77 государств, но к середине 2003 ее членами 
являлись уже 146 стран – развитых, 
развивающихся и 
В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).
Задачи ВТО.
Главная задача ВТО – 
содействовать 
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1). Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3). Стабильность и 
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4). Стимулирование 
Для равноправной конкуренции 
фирм разных стран надо пресекать 
«несправедливые» приемы конкурентной 
борьбы – такие как экспортные 
субсидии (помощь государства фирмам-
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти 
противоречит предыдущим, но он необходим 
для втягивания в мировое хозяйство 
слаборазвитых стран периферии, 
которые заведомо не могут на первых 
порах конкурировать с 
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.
Практические принципы работы ВТО.
В основе деятельности ВТО 
лежат три международные 
Выполнение соглашений ВТО, 
как правило, приносит не только долгосрочные 
выгоды, но и сиюминутные трудности. 
Например, снижение протекционистских 
таможенных тарифов облегчает покупателям 
приобретение более дешевых зарубежных 
товаров, но может привести к разорению 
отечественных производителей, если 
они производят товары с высокой 
себестоимостью. Поэтому по правилам 
ВТО дозволяется государствам-
Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».
Основные функции ВТО:
– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
– создание условий для 
переговоров между странами-
– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
– оказание помощи развивающимся странам;
– сотрудничество с другими международными организациями.
Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.
Практика международных 
экономических конфликтов показала, 
что спорные вопросы лучше 
всего решать в установленном 
ВТО порядке, основанном на взаимно 
согласованной юридической базе 
и обеспечивающим сторонам равные права 
и возможности. Именно с этой целью 
в тексты соглашений, подписанных 
в рамках ВТО, обязательно включают 
пункт о правилах урегулирования 
споров. Как гласит текст договоренности 
по правилам и процедурам урегулирования 
споров, «система урегулирования споров 
в рамках ВТО является ключевым элементом 
в обеспечении безопасности и 
предсказуемости мировой 
Члены ВТО берут на себя 
обязательство не предпринимать 
в одностороннем порядке 
Организационная структура ВТО.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
В подчинении Министерской 
конференции находится 
Генеральный совет 
ВТО действует как орган 
Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле 
товарами, в свою очередь, руководит 
деятельностью 
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым 
аспектам прав интеллектуальной собственности, 
помимо осуществления контроля за выполнением 
соглашения ТРИПС, также занимается 
проблемами, связанных с международной 
торговлей поддельными 
Секретариат ВТО, который 
базируется в Женеве, имеет около 
500 штатных сотрудников; его возглавляет 
Генеральный Директор ВТО (с 2002 – 
Супачаи Панитчпакди). Секретариат 
ВТО, в отличие от подобных органов 
других международных организаций, 
не принимает самостоятельных 
Хотя устав ВТО 
декларирует равноправие всех стран-участниц, 
внутри этой организации существуют 
сильные объективные 
Развивающиеся страны 
обладают дешевой, но не слишком квалифицированной 
рабочей силой. Поэтому государства 
«третьего мира» могут 
Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
Либерализация мировой 
торговли затрудняется также тем, что 
развитые и развивающиеся страны 
сильно различаются по экономической 
силе. Поэтому страны «бедного Юга» 
постоянно (и не без оснований) подозревают 
страны «богатого Севера» в том, 
что те хотят навязать им такую 
систему мирохозяйственных 
Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».
Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.
Стратегией развития 
ВТО стало постепенное 
Льготы для новых 
стран-участниц хорошо заметны, прежде 
всего, в уровне тарифов на импортные 
товары. Если сравнить средний уровень 
тарифов стран-членов ВТО (табл. 1) с 
теми условиями, на которых в ВТО 
входили некоторые страны (табл. 
2), то заметно привилегированное 
положение новых членов. Им часто 
разрешают применять более 
Таблица 1
Таблица 2
Борясь против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры. Впрочем, подобного рода конфликты часто возникают не только между развитыми и развивающимися, но и между разными развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.