Обеспечение продовольственной безопасности в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – исследование условий и факторов обеспечения продовольственной безопасности России в условиях присоединения России к ВТО.
В соответствии с поставленной целью предусмотрено решение следующих задач:
– провести анализ понятия продовольственной безопасности в системе национальной безопасности России;
– рассмотреть соотношение понятий продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства;
– проанализировать проблематику продовольственной безопасности в зарубежных странах;
– оценить возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства в рамках ВТО;
– раскрыть систему обеспечения продовольственной безопасности стран - членов ВТО;
– обосновать направления и практические предложения по совершенствованию инструментов государственного регулирования продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО.
Объектом исследования является продовольственная безопасность России в условиях присоединения к ВТО.
Предмет исследования – совокупность экономических и социальных отношений, определяющих продовольственную безопасность страны в условиях присоединения России к ВТО.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….4
1. Продовольственная безопасность государства ……………………...7
1.1. Продовольственная безопасность в системе национальной безопасности России ………7
1.2. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость государства …………16
1.3. Проблематика продовольственной безопасности в зарубежных странах ……………………………………22
2. Методы и инструменты обеспечения продовольственной безопасности в рамках ВТО ……………………29
2.1. Возможности использования инструментов регулирования внешней торговли для обеспечения продовольственной безопасности государства ……………………………………………29
2.2. Анализ опыта членов ВТО по обеспечению продовольственной безопасности …………………………………………40
3. Механизм обеспечения продовольственной безопасности России в условиях ее членства в ВТО ………………47
3.1. Таможенно-тарифное регулирование импорта продовольственных товаров …………………………………………47
3.2. Нетарифное регулирование импорта продовольственных товаров…………………………………………………………57
Заключение …………………………………………………………………64
Список использованных источников …………………………………67

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ_ТАРАСОВА_ПРОД_БЕЗОП_ВТО_готовый.doc

— 509.50 Кб (Скачать документ)

К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.

Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах – уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую продукцию – с 8,5 до 47%, животноводческую – с 20 до 28,5%[62].

Общей основой ценообразования в АПК зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.

Субсидии в странах ЕС достигли 45–50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии – 70%, в России лишь 3,5%. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли[63].

Помимо ценового механизма, общие для ЕС нормы организации и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта.

Кроме того, бюджетная поддержка может предоставляться как государствами-членами ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли Германии), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Однако определено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема.

Таким образом, общеевропейская политика в аграрном секторе направлена на четкую организацию рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции и решение ряда других проблем.

Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации – в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ: сельскохозяйственные исследования; организация маркетинга и информации о рынках и ценах; кредитование; консервация и изъятие земель; поддержка цен, закупка, компенсационные платежи; поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, рыночные заказы; субсидирование продовольствия; экспортные субсидии; международная продовольственная помощь.

Следует также учесть внешнеторговый опыт ряда стран АТЭС, особенно Японии, в которых большую роль играет рыболовство и рыбная торговля[64]. Так, Япония продолжает сохранять импортные квоты на рыбные товары, а размер импортной квоты определяется спросом на японском рынке на данный товар и предложением со стороны японских поставщиков. При этом квоты имеют тарифный характер (есть первичная тарифная ставка и есть вторичная «запретительная» ставка). На отдельные (и рыбные) товары из определенных стран и регионов требуется предварительное одобрение японского Министерства внешней торговли и промышленности.

Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом применяются два подхода к обеспечению продовольственной безопасности: первый − приоритет поддержки национального сельскохозяйственного товаропроизводителя (страны ЕС); второй − равная поддержка, как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (США). Используется много экономических рычагов, действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.

73

 



3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ ЧЛЕНСТВА В ВТО

 

3.1. Таможенно-тарифное регулирование импорта

продовольственных товаров

Основными принципами таможенной политики в Российской Федерации являются: обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ; обеспечение единства таможенной территории РФ; обеспечение доходности внешнеэкономической деятельности; защита отечественных производителей, что свидетельствует о ее протекционистской направленности.

Признаком такой политики так же является приоритетное использование государством для регулирования внешнеторговых операций таможенно-тарифных мер, которые являются основой экономического регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, и, прежде всего, таможенного тарифа – наиболее известного и распространенного инструмента внешнеторговой политики. Соответственно именно таможенный тариф должен обеспечить продовольственную безопасность при вступлении России в ВТО.

Внешнеэкономическая деятельность в сфере АПК за последние два года характеризовалась усилением таможенно-тарифного регулирования агропродовольственного рынка. Был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации по изменению, утверждению таможенных пошлин на отдельные виды продовольственных товаров и сырья для их производства. Из их числа можно выделить следующие:

Постановление Правительства РФ от 10.10.2007 № 660 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на пшеницу, меслин и ячмень, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе»[65]. Временно устанавливаются ставки вывозных таможенных пошлин на пшеницу, меслин и ячмень, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Так, экспортная пошлина на пшеницу и меслин составляет 10% от таможенной стоимости, но не менее 0,022 евро за 1 кг; экспортная пошлина на ячмень составляет 30%, но не менее 0,07 евро за 1 кг. Указанные меры принимаются в целях сдерживания инфляции на продовольственных рынках, стабилизации цен на зерно и хлебобулочные изделия.

Постановление Правительства РФ от 12.10.2007 № 671 «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 и 2008 годах»[66]. Утверждены ставки сезонных пошлин на сахар-сырец тростниковый и сахар со вкусоароматическими или красящими добавками, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 по 31 декабря 2007 года и с 1 января по 31 мая 2008 года. При среднемесячной цене на сахар-сырец не более 99,21 долл. за 1 т на нью-йоркской товарно-сырьевой бирже ставка ввозной пошлины составит 270 долл. за 1 т. Ставка сезонной пошлины при стоимости от 99,22 до 182,98 долл. за 1 т будет равна 250 долл. за 1 т. При цене от 182,99 до 198,42 долл. пошлина составит 235 долл. за 1 т, а при стоимости сахара более 198,43 долл. ставка таможенной пошлины составит 220 долл. за 1 т. Действие ставок сезонных пошлин, утвержденных данным постановлением, прекращается ранее установленного срока в случае присоединения Российской Федерации к ВТО, либо в случае, если среднемесячная цена на сахар-сырец на нью-йоркской товарно-сырьевой бирже превысит 259,99 долл. США за 1 т.

Постановление Правительства РФ от 15.10.2007 № 674 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении молока и молочной продукции»[67]. Сроком на 6 месяцев снижены ставки ввозных таможенных пошлин на молоко и молочную продукцию (с 15 до 5% от таможенной стоимости). На сыры и творог ставка составляет 0,3 евро за 1 кг, за исключением молодых, тертых, плавленых сыров и др., для которых ставка составляет 5% от таможенной стоимости (ранее 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг).

Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах»[68]. Продолжает действовать режим регулирования импорта мяса в установленных до 2009 года объемах. Однако предельный уровень ставок ввозных таможенных пошлин увеличен. На мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или мороженые (код ТН ВЭД России 0207) ставка изменена на 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг (ранее – 50%, но не менее 0,4 евро за 1 кг). Ставка ввозимой пошлины на свинину свежую, охлажденную или мороженую, включая тримминг (код ТН ВЭД России 0203), тоже составляет 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг. Ранее ставка была в размере 50% от таможенной стоимости, но не менее 0,83 евро за 1 кг. Правительство утвердило также ввозную таможенную ставку на некоторые виды мяса крупного рогатого скота (свежее, охлажденное и замороженное) в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг (ранее – 40%, но не менее 0,4 евро за 1 кг).

Результаты сравнительных исследований показали, что в течение последних лет ставки ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары изменялись неоднократно, импорт продовольственных товаров регулировался наиболее интенсивно. Так, в 2006 году ставка тарифа на импорт говядины составляет 15%, но не менее 0,14 евро за 1 кг, поставки сверх квоты – 60%, но не менее 0,8 евро за 1 кг. Свинину ввозят при ставке таможенного тарифа в 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг, величина ставки при поставках сверх квоты увеличивается до 80%, но не менее 1,06 евро за 1 кг. Ставка пошлины на ввоз мяса птицы составляет 25%, но не ниже 0,2 евро за 1 кг, свыше квоты – 60%, но не менее 0,48 евро за 1 кг. В 2008 году ставки пошлин на ввоз свинины составили – 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг), мяса птицы – 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг).

В 2009 году в РФ увеличены ставки таможенных пошлин на ввоз свинины и мяса птицы сверх установленных квот. Так, ставки пошлин на ввоз свинины составят 75% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 евро за 1 кг (в 2008 г. – 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за 1 кг), мяса птицы – 80% от таможенной стоимости, но не менее 0,7 евро за 1 кг (в 2008 г. – 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,48 евро за 1 кг). Ставки пошлин на ввоз сверх квот говядины в 2009 году останутся на прежнем уровне – 30% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг.

Однако, как показывает анализ уровня тарифной защиты рынка в развитых странах-экспортерах, он в настоящее время несопоставим с российским. Так, средний уровень таможенных тарифов на импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в странах ЕС минимум в 10 раз выше, чем в России. Например, таможенные импортные пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215%, на молоко и молочные продукты – 113%, на зерно, муку и мучные изделия – 173%[69]. Это указывает на потребность государства в более эффективном использовании таможенного тарифа и механизма его функционирования в целях повышения уровня тарифной защиты, а также на необходимость формирования экономически обоснованных импортных таможенных пошлин.

Существует объективная необходимость разработки методики расчета экономически обоснованных ставок импортных таможенных пошлин на продовольственные товары, ввозимых на территорию России, что диктуется требованиями и условиями Всемирной торговой организации, переговоры о вступлении в которую ведет Российская Федерация.

Участие в ВТО потребует от России «связывания» тарифных ставок, что фактически выразится в существенном снижении ставок импортных таможенных пошлин на продовольственные товары, а, следовательно, вызовет ухудшение реализации корректировочной и регулирующей функции импортного таможенного тарифа и без того в настоящий момент реализующихся недостаточно для обеспечения защиты национальных производителей продовольственных товаров. Выполнения требований ВТО по отказу от ряда нетарифных ограничений во внешней торговле, таких как лицензирование и квотирование импорта продовольственных товаров также, несомненно, приведет к увеличению ввоза продовольствия на территорию Российской Федерации и росту продовольственной зависимости. В сложившихся условиях Российской Федерации необходимо научиться защищать свои интересы и, в частности, интересы отечественных производителей продовольственных товаров, которые Россия может и должна производить в достаточных для самообеспечения и экономической независимости количествах. Таким образом, актуальна разработка методики расчета экономически обоснованных импортных таможенных пошлин, которые могли бы стать экономической основой для расчета паратарифных мер, размер которых находился бы в интервале между ставкой таможенной пошлины, обеспечивающую эффективную таможенную защиту и «связанной» ставкой пошлины требуемой ВТО.

Полностью универсальных принципов построения таможенного тарифа не существует, поскольку задачи, которые перед ним ставятся, могут быть противоречивыми, как и интересы участников процесса создания тарифа. В частности, тариф может преследовать протекционистские или фискальные цели. Основные принципы построения импортного таможенного тарифа Российской Федерации – принцип дифференциации и эскалации тарифа, а так же система его построения на основе эффективной тарифной защиты соответствуют интересам покровительствования национальному производству. Соглашение ГАТТ не содержат каких-либо положений относительно тарифной эскалации. Получившее в России распространение это явление может быть использовано для тарифного регулирования импорта готовой продукции с помощью вариации тарифов на сырье.

Информация о работе Обеспечение продовольственной безопасности в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации