Дозанние в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 10:16, отчет по практике

Описание

Цель работы – изучить основы дознания, проводимого таможенными органами Российской Федерации.
В ходе преддипломной практики выполнялись следующие задачи:
1. Знакомство со средой, организацией и коллективом отдела дознания Алтайской таможни, а также ознакомление с правовым статусом должностных лиц, проходящих службы в таможенных органах РФ.
2. Изучение работы дознавателя и приобретение практического умения выявления состава преступления, отнесённых к компетенции таможенных органов
3. Детальное изучение нормативно-правовой базы необходимой для возбуждения уголовного дела по статье «Контрабанда»
4. Сбор информации, необходимой для написания дипломного проекта
5. Закрепление навыков сбора и обработки информации, необходимой для подготовки письменного развёрнутого преддипломного отчёта

Работа состоит из  1 файл

практика.docx

— 100.63 Кб (Скачать документ)

     Под перемещением с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается представление  таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных или недействительных документов, а также документов, содержащих недостоверные сведения, и документов, полученных незаконным путем или относящихся к другим товарам, а равно использование поддельных средств идентификации. Таможенным органам могут предоставляться как полностью подложные документы, так и подлинные документы, в которые внесены изменения. 25

     Перемещение способом, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием, определяется как незаявление достоверных сведений или заявление недостоверных сведений по установленной письменной, устной или иной форме о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

     Характерным отличием современных контрабандных  действий является их совершение от имени  юридического лица, участника внешнеэкономической  деятельности.

     Как правило, совершению контрабанды предшествует тщательная подготовка. Приготовление  к контрабанде может заключаться  в изучении системы пропуска товаров  через таможенную границу, подыскании соучастников, подготовке мест сокрытия предметов контрабанды либо их маскировке.

     Особая  тщательность подготовки присуща контрабанде, совершаемой организованными преступными  группами. Контрабандисты уделяют большое  внимание планированию своей преступной деятельности, подбору и распределению  функций соучастников (распределению  ролей).

     Специалистами, помимо способов, выделяются еще и  каналы совершения контрабанды, которые  классифицируются по различным основаниям. Например, по виду используемого транспорта, пересекающего таможенную границу, выделяют автомобильную, воздушную (авиационную), железнодорожную, водную (морскую и речную), трубопроводную контрабанду; по различным характеристикам отправлений: почтовую, грузовую, транзитную контрабанду.

     Механизм  следообразования во многом зависит от канала и способа совершения контрабанды. Материальные следы применительно к контрабанде - это чаще всего данные, отраженные в различных таможенных документах по которым можно судить о совершении преступления. Иные материальные следы в основном удается обнаружить при осмотре места происшествия (места обнаружения предметов контрабанды, транспортных средств и тайников, использовавшихся контрабандистами), а также непосредственно самих предметов контрабанды. Типичными из них являются следы рук, волосы, микрочастицы. Большое значение для расследования контрабанды имеют идеальные следы, остающиеся в сознании людей, которые выявляются и закрепляются, как правило, путем производства допросов свидетелей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Типичные ситуации  начального этапа  расследования, обстоятельства, подлежащие установлению

     При расследовании контрабанды подлежат установлению следующие обстоятельства: 26

     1. Когда, где, каким  способом и при каких обстоятельствах совершена контрабанда. Выясняются точное время (дата) и место незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов контрабанды. При этом следует учитывать, что перемещение таможенную границу может осуществляться лично контрабандистом при пересечении таможенной границы либо безличным способом, когда контрабандист сам непосредственно не участвует в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу. Устанавливается, применялось ли контрабандистами физическое или психическое насилие к лицу, осуществлявшему таможенный контроль в чем конкретно оно выразилось; предшествовала ли преступлению подготовка, какая именно, кем и когда она проведена; не сопряжена ли контрабанда с совершением других преступлений. Так, например, контрабанда культурных ценностей может быть сопряжена с хищением предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

     2. Предмет контрабанды, которым признаются товар или иные предметы в крупном размере, т.е. стоимость которых превышает 500 МРОТ, а также конкретно поименованные в ч.2 ст.188 УК России, независимо от их стоимости. При этом под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. В процессе расследования устанавливается точное наименование и количество таких товаров и предметов, их стоимость, индивидуальные качества, влияющие на квалификацию содеянного, принадлежность конкретному физическому или юридическому лицу.

     3. Кто совершил контрабанду, сколько лиц участвовало в совершении преступления, данные об их личности (возраст, профессия, место работы и место жительства), не совершали ли эти лица подобных преступлений прежде и судимы ли они в прошлом. В соответствии с законом уголовной ответственности за контрабанду подлежит лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. При этом субъектом данного преступления могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранцы и лица без гражданства. В случае, когда контрабанда совершается группой лиц, устанавливается степень участия в преступлении каждого из них. Поскольку закон устанавливает в качестве специального субъекта контрабанды должностное лицо, использовавшее свое служебное положение, необходимо устанавливать, не является ли таковым лицо, совершившее контрабанду. Выясняется, как характеризуется лицо, совершившее контрабанду; имеются ли обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность.

     4. Причины и условия,  способствовавшие  совершению контрабанды

     Организация расследования дел о контрабанде  в значительной мере обусловливается  характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения уголовного дела.

     К наиболее распространенным (типичным) относятся такие ситуации, когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные:

     1) о деянии, содержащем признаки  контрабанды, однако информация  о лице, ее совершившем, полностью  отсутствует либо ее недостаточно  для индивидуализации этого лица - так называемая бесхозная контрабанда; 

     2) о деянии, содержащем признаки  контрабанды, и лице, причастном  к ее совершению, однако местонахождение  этого лица неизвестно либо  оно находится за границей;

     3) в деянии, содержащем признаки  контрабанды, и лице, ее совершившем,  и о местонахождении этого  лица - лицо задержано либо известно, где оно находится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.3 Следственные версии  и планирование  расследования

     Характер  организации расследования контрабанды  во многом зависит от того, где и  каким способом она совершена, каковы каналы совершения контрабанды и  количество эпизодов этой деятельности, известен или нет контрабандист, совершена контрабанда одним  лицом или группой лиц, имеются  или отсутствуют в распоряжении органов предварительного расследования  предметы контрабанды. Исходя из этого определяются задачи и направления предварительного расследования, выдвигаются версии, определяется круг вопросов, подлежащих выяснению, и планируется производство необходимых следственных действий. 27

     Организация расследования прежде всего предполагает формулирование и уяснение цели расследования, ее конкретизацию применительно к каждому участнику оперативно-следственной группы, распределение обязанностей, надлежащий учет и контроль выполняемой работы, обеспечение согласованности действий участников расследования, своевременное их информирование о получении новых данных по делу, широкое использование современных средств, методов, приемов расследования.

     Первоочередными задачами расследования в первой типичной следственной ситуации когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные о деянии, содержащем признаки контрабанды, однако информация о лице, ее совершившем, полностью отсутствует либо ее недостаточно для индивидуализации этого лица, являются определение характера необходимой информации, с помощью которой можно установить лицо, совершившее преступление, в кратчайшие сроки, и источники получения, немедленное обнаружение и закрепление доказательств преступления.

     При обнаружении "бесхозной" контрабанды  выдвигаются версии о круге лиц, причастных к контрабанде, месте  их нахождения, мотивах и целях  преступления, а также по объективной  стороне преступления: источниках приобретения предметов контрабанды, способах перемещения  и маскировки, местах хранения и  сбыта, возможных соучастниках, о  совершении иных преступлений, связанных  с контрабандой, например, хищениях продукции, должностных преступлениях, прежде всего взяточничестве, последствиях преступления (как наступивших, так  и предотвращенных). Следственные версии строятся на основе формирования следователем теоретической вероятностной ретроспективной модели преступления.

     Конкретизируя круг лиц, возможно, причастных к совершению преступления, особое внимание следует  обратить на: имеющих доступ или  какое-либо иное отношение к контрабандной  продукции (например, взрывчатым веществам, военной технике, культурным ценностям  и т.д.) и транспортным средствам, на которых она перевозилась, к  информации о специфике деятельности таможенных иных контролирующих органов, знание которой необходимо для совершения контрабанды того или иного вида; обладающих определенными полномочиями по службе, с использованием которых могло быть совершено преступление, навыками (при обнаружении контрабанды в специально изготовленных тайниках или приспособленных для этих целей иных предметов или транспортных средств); могущих иметь прямую или косвенную заинтересованность в совершении преступления и на другие категории лиц. 28

     Информационной  базой для следственных версий и  планирования расследования по делам, возбуждаемым по факту обнаружения  признаков контрабанды при отсутствии сведений о лице, причастном к ее совершению, служат прежде всего данные, полученные при осмотре места происшествия, предметов контрабанды и изучении сопроводительных документов на перемещаемый груз, в котором и была обнаружена "бесхозная" контрабанда.

     Планирование  расследования в условиях данной типичной ситуации начинается с момента  получения сообщения об обнаружении  контрабанды. Определение требуемых  для выявления подозреваемого следственных действий и иных мероприятий предполагает проведение криминалистического анализа  места и обстоятельств обнаружения  контрабанды, событий, предшествовавших и последовавших за этим, исследование самих предметов контрабанды. Необходимо также определить места возможного нахождения материальных и иных следов преступления, в том числе и  за пределами места происшествия, а также круг лиц, которые располагают  или могут располагать какой-либо относящейся к делу информацией.

     Следственные  действия, направленные на обнаружение  дополнительных следов преступления и  их закрепление (фиксацию), должны производиться  максимально оперативно.

     Из  всех неотложных следственных действий особое значение в данной ситуации приобретают осмотры места происшествия и предметов контрабанды, поскольку  информация, полученная в результате их производства, позволяет выдвинуть  обоснованные следственные версии, наметить целесообразные пути их проверки, определить круг лиц, среди которых надо искать преступника (преступников).

     Осматривая  место происшествия, следователь  должен стремиться на основе изучения материальных следов преступления и  личности преступника, а также предметов  контрабанды воссоздать по возможности  наиболее полную картину происшедшего, извлечь максимальную информацию о  преступлении и лице, его совершившем. В целях выявления следов, фиксирующих  свойства личности преступника, следует  при помощи метода моделирования  построить логические модели: субъекта преступления, включая его навыки и умения, использованные при совершении контрабанды; его преступной деятельности (последовательности действий) и применявшихся орудий и средств; механизма отображения следов преступления. При осмотре места происшествия и предметов контрабанды привлекаются специалисты различного профиля в зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения.

     В случаях, когда после совершения преступления прошел непродолжительный  период времени, внимание в первую очередь  обращается на следы, указывающие на направление движения преступника  с места совершения преступления, так как их обнаружение позволяет  безотлагательно осуществить заградительные и поисковые мероприятия на пути отхода преступника с места происшествия.

Информация о работе Дозанние в таможенных органах