Дозанние в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 10:16, отчет по практике

Описание

Цель работы – изучить основы дознания, проводимого таможенными органами Российской Федерации.
В ходе преддипломной практики выполнялись следующие задачи:
1. Знакомство со средой, организацией и коллективом отдела дознания Алтайской таможни, а также ознакомление с правовым статусом должностных лиц, проходящих службы в таможенных органах РФ.
2. Изучение работы дознавателя и приобретение практического умения выявления состава преступления, отнесённых к компетенции таможенных органов
3. Детальное изучение нормативно-правовой базы необходимой для возбуждения уголовного дела по статье «Контрабанда»
4. Сбор информации, необходимой для написания дипломного проекта
5. Закрепление навыков сбора и обработки информации, необходимой для подготовки письменного развёрнутого преддипломного отчёта

Работа состоит из  1 файл

практика.docx

— 100.63 Кб (Скачать документ)

     Весьма  эффективным механизмом противодействия  незаконному перемещению товаров  через таможенную границу является проведение таможенных осмотров с применением  инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК). На российско-казахстанском участке государственной границы с начала 2010 года количество таких осмотров увеличилось более чем в 3,5 раза. В результате применения ИДК в регионах деятельности пограничных таможенных постов возбуждено 101 дело об АП.

     Увеличение  количества дел об административных правонарушениях, возбужденных Алтайской таможней, свидетельствует, с одной стороны, об усилении мер по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, повышении эффективности таможенного и пограничного контроля на российско-казахстанском участке границы, с другой – об активизации криминальных структур в попытках незаконного перемещения товаров через границу.

     Сотрудниками  ОБКН (Отдел по борьбе  с контрабандой наркотиков) с начала 20010 года выявлены 9 фактов незаконного перемещения через таможенную границу РФ наркотических и сильнодействующих лекарственных средств (2009 г. – 14). Из них: на Кулундинском таможенном посту – 4, на Рубцовском – 4,  Горнякском – 1.

     По  данным фактам таможней возбуждено 8 уголовных дел по ч.2 ст. 188 УК РФ «Контрабанда» (2008 г. – 14). Из незаконного оборота изъято 2,20102 кг контролируемых веществ (2008 г. – 13,637 кг), из них: «героин» – 1,06325 кг, «марихуана» – 0,9697 кг, «гашиш» – 0,1387 кг, сильнодействующее лекарственное средство «Сибутрамин» –  0,02937.35

    1. Эффективность борьбы с контрабандой в таможенных органах и пути их совершенствования

    4.1 Оперативно-розыскная деятельность как один из методов совершенствования борьбы с контрабандой

     В настоящее время преступления в  сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

     В этих условиях значительная роль в  борьбе с таможенными преступлениями отводится оперативно-розыскным  подразделениям.

     Оперативно-розыскная  деятельность является видом государственной  деятельности. Она осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции  путем проведения оперативно-розыскных  мероприятий и использования  при этом специальных сил, средств  и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства  от преступных посягательств.36

     Федеральный Закон "Об Оперативно-розыскной деятельности"  от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008г) за таможенными органами было закреплено право на осуществление оперативно-розыскной деятельности: «Таможенные органы РФ осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством РФ преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РК, в целях обеспечения собственной безопасности таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами (соглашениями) по таможенным вопросам».

     Введение  оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах прежде всего положительно сказалось на осуществлении борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Как правило, правоохранительные органы, задерживая крупную партию наркотиков, заранее обладают оперативной информацией о времени и месте пересечения таможенной границы и готовы к этому.

     Одним из основных способов получения информации о преступлениях является работа с «агентурой» - лицами из преступной среды, обладающими такой информацией  и сотрудничающими с оперативными работниками таможенных органов  за определенное вознаграждение.

     Работа  с конфидентами (секретными источниками) направлена на добывание: предупреждающей  информации о намерениях преступников и признаках возможных посягательств  на интересы безопасности защищаемых объектов (выявление); ориентирующей  информации о признаках и фактах подготавливаемого или совершаемого посягательства и предотвращение ее вредных последствий (выявление  и предупреждение); конкретной фактической  информации о состоявшемся преступлении, способствующей его раскрытию и  привлечению виновных лиц к ответственности (пресечению).

     Необходимо  отметить, что несомненным плюсом оперативно-розыскной деятельности являются небольшие затраты на ее введение. Для осуществления оперативно-розыскной  деятельности из федерального бюджета будут выделяться денежные средства, которые главным образом будут использоваться для выплаты вознаграждения «агентам» за предоставленную информацию, а также для приобретения необходимых специальных технических средств и средств связи.37

     Для уточнения и перепроверки добытой  и полученной информации должны использоваться специальные технические устройства и криминалистические средства. Полученная информация подвергается непрерывной  обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма  преступления и розыска конкретных его участников.

     С правовой точки зрения, действия сотрудников  оперативных подразделений таможенных органов должны основываться на нормах закона и, будучи направлены на охрану правопорядка, интересов личности, общества и государства, принципиально  отличаться от действий дознавателей-следователей тем, что они являются действиями «допроцессуальными», хотя и подчиненными изначально интересам соблюдения уголовно-процессуальных норм. В отличие от действий дознавателей и следователей, открыто, официально, от имени государства ставящих вопросы по поводу преступления подозреваемому, обвиняемому, свидетелю, эксперту и т.д., сотрудники оперативных подразделений в рамках оперативно-розыскной деятельности, как правило, скрывают перед объектом свою заинтересованность, проявляемый к нему интерес и желание получить от него или о нем те или иные сведения. Поэтому и характер отношений между сотрудником оперативного подразделения и объектом его заинтересованности должен быть, как правило, неправовым, неофициальным, где цели действий или поступков сотрудника замаскированы, так же, как и средства и способы, используемые им. 38

     Добытая оперативным путем информация должна закрепляется в оперативных документах, использоваться в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление. Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными преступлениями создает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.

     Известно, что контрабанда и другие экономические  преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок  перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

     Поэтому понятно, что основным резервом повышения  эффективности деятельности таможенных органов по борьбе с таможенными  преступлениями является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной  деятельности. Необходимо также использовать методы оперативно-розыскной деятельности и в борьбе с экономической  контрабандой, необходимо проводить  анализ ситуации на внутреннем рынке  по видам товара и выявлению каналов  контрабандного ввоза товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.2 Дополнительные мероприятия  по повышению эффективности  борьбы с преступлениями  в сфере таможенного  дела

     Другой  проблемой, существенно затрудняющей работу таможенных органов, является несовершенство нормативно-правовой базы в области  регулирования борьбы с таможенными  преступлениями. Для решения указанной  проблемы предлагается внести изменения  в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы РФ. В частности, необходимо отменить положение, зафиксированное в УПК о конфискации в качестве вещественных доказательств по уголовному делу изъятых товаров и транспортных средств. Вместо этого необходимо обязать владельцев изъятых товаров оформить товар в таможенном отношении, уплатить причитающиеся таможенные платежи и налоги и только после этого возвращать товар его владельцу. При этом чтобы компенсировать потери федерального бюджета, необходимо увеличить сумму штрафа. При отказе владельца товара произвести таможенную очистку, изъятый товар должен перейти в собственность государства и быть реализован; доходы от продажи товара поступают в федеральный бюджет.

     Другим  дополнительным мероприятием, способным  существенно повысить эффективность  деятельность таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере  таможенного дела, в частности, контрабанды  наркотиков и взрывчатых веществ, является увеличение штата Кинологической службы в таможенных органах.

     В зоне деятельности Алтайской таможни все задержания наркотиков в 2010 году проводились с применением служебно-розыскных собак. Из 9 задержаний наркотических средств в 2010 году в 9 случаях принимали участие специалисты - кинологи таможни Алтайской таможни.39

     Учитывая  последние факты задержания наркотиков на таможенные посты «Кулундинский», «Рубцовский», через которые проходит основной грузопоток и перемещение физических лиц, для усиления работы в данном направлении были направлены инспектора-кинологи отдела. Из состоящих в штате кинологической  5 единиц специалистов-кинологов, все 5 специалиста-кинолога откомандированы на вышеперечисленные таможенные посты.

     Вместе  с тем, на сегодняшний день имеющееся  количество специалистов-кинологов  в таможне недостаточно для осуществления  полного контроля и пресечения нелегального оборота наркотических средств  через таможенную границу в зоне деятельности таможенных постов Алтайской таможни.

     Для нормальной и эффективной работы инспекторов-кинологов по выявлению  наркотических средств на таможенных постах, учитывая криминогенную ситуацию необходимо увеличение их численности с 5 до 10 единиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, подводя итог преддипломного отчёта можно сделать о вывод, что системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

     В процессе осуществления таможенной политики и борьбы с контрабандой реализуются две группы целей: экономические  и правоохранительные.

     Экономические цели таможенной деятельности связанны с осуществлением фискальной и регулятивной функцией таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.). Регулятивная (протекционистская) функция призвана посредством установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д.

     Об экономическом деятельности можно привести следующие данные эффективности работы ФТС РФ: в 2010 г. каждый вложенный в ФТС рубль дал отдачу в 83 рубля (в 2009 г. - 67 рублей), а каждый таможенник принес в доход государства 33,5 млн. рублей.

     Правоохранительные  цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.

     В условиях либерализации внешней  торговли значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной  деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере. В настоящее время более 70 % преступлений в таможенной сфере выявляется в результате осуществления дознания и оперативно-розыскной деятельности, которые ориентированы на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и раскрытию контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, незаконного перемещения технологий, а также невозвращения культурных ценностей, вывезенных с территории России и валютной выручки от товаров, вывезенных за рубеж.

Информация о работе Дозанние в таможенных органах