Дозанние в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 10:16, отчет по практике

Описание

Цель работы – изучить основы дознания, проводимого таможенными органами Российской Федерации.
В ходе преддипломной практики выполнялись следующие задачи:
1. Знакомство со средой, организацией и коллективом отдела дознания Алтайской таможни, а также ознакомление с правовым статусом должностных лиц, проходящих службы в таможенных органах РФ.
2. Изучение работы дознавателя и приобретение практического умения выявления состава преступления, отнесённых к компетенции таможенных органов
3. Детальное изучение нормативно-правовой базы необходимой для возбуждения уголовного дела по статье «Контрабанда»
4. Сбор информации, необходимой для написания дипломного проекта
5. Закрепление навыков сбора и обработки информации, необходимой для подготовки письменного развёрнутого преддипломного отчёта

Работа состоит из  1 файл

практика.docx

— 100.63 Кб (Скачать документ)

     Вследствие  этого по одному и тому же таможенному  правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.

     Уголовное дело вначале расследуют работники  отдела дознания таможни или регионального  таможенного управления, а затем  передают его следователю территориальной  или транспортной прокуратуры. Административное нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге аналогичные обстоятельства подлежат доказыванию не только по уголовному делу о контрабанде, но и по делу о нарушении таможенных правил.

     Вместе  с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет обязательного  прекращения административного  дела, ведущегося в отношении юридического лица. Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками  соответствующих отделов с другой, и лицом, осуществляющим административное расследование, с третьей.

     Если  сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это  обусловлено тем, что при возбуждении  таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу.

     По  окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований  соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.

     Опыт  показывает, что чем раньше следователь  примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного  производства, своевременно получая  при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

     Только  тесное деловое взаимодействие органов  предварительного следствия с таможенными  органами обеспечивает позитивное положение  дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное  дело, нужно изучить материалы  данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.

     Изучение  следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия  оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном  следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной  группы, в которую включаются сотрудник  отдела дознания (желательно проводивший  по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и  иных правоохранительных органов. Как  правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а  в органы предварительного следствия  направляются лишь образцы или пробы  контрабандных товаров.21

     План  расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей  компетенции присущими силами и  средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и  розыскные действия, а оперативные  и оперативно-технические подразделения  агентурно-оперативные и иные мероприятия.

     С момента принятия уголовного дела к  производству только следователь инициатор  и организатор этого взаимодействия. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты  взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.

     Анализ  практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными  пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров  от таможенного контроля, примененных  преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений  и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.22

     Взаимодействие  с иностранными правоохранительными  органами требуется тогда, когда  по уголовному делу нужно проверить  факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими  хозяйствующими субъектами соответствующих  внешнеторговых контрактов, а также  при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В  подобных случаях взаимодействие с  правоохранительными органами "дальнего" и "ближнего" зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру  РФ путем направления отдельных  следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу или через ФТС России (запрос направляется в зарубежную таможенную службу).

     Результативность  борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности  соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о  совершенной или готовящейся  контрабанде. При поступлении данных о готовящейся контрабанде в  прокуратуру или инспекцию они  в конечном итоге передаются в  таможенные органы и КПП (Контрольно-пропускные пункты) пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничные КПП.

     Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению  и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный  бесхозный контрабандный товар  на транспортных средствах межгосударственного  сообщения. Для борьбы с такими фактами  контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом  мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались, или через которые шли транзитом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Борьба  с контрабандой  таможенных органов  на примере Алтайской  таможни

     3.1  Криминалистическая  характеристика контрабанды

     Контрабанда, являясь преступлением в сфере  экономической деятельности, согласно ч.1 ст.188 УК России определяется как  перемещение в крупном размере  через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием  от таможенного контроля, либо с  обманным использованием документов или  средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. 23

     Кроме того, ч.2 ст.188 УК России устанавливается  ответственность за квалифицированную  контрабанду, которой признается перемещение  через таможенную границу Российской Федераций наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, реактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового  поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения  и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Квалифицированная контрабанда является тяжким преступлением.

     Имеются и два особо квалифицированных  вида контрабанды. Во-первых, в соответствии с ч.3 ст.188 УК России особо квалифицированным  видом контрабанды; признается совершение обычной либо квалифицированной  контрабанды неоднократно, должностным  лицом с использованием своего служебного положения или с применением  насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль. Во-вторых, в соответствии с ч.4 ст.188 УК России особо квалифицированной  контрабандой признается любая контрабанда, совершенная организованной группой. Такая контрабанда признается особо тяжким преступлением.

     Наиболее  значимыми элементами криминалистической характеристики контрабанды являются место, способ и характерные следы  совершения данного преступления. 24

     Место совершения контрабанды - таможенная граница, которой являются пределы таможенной территории Российской Федерации, а  также периметры свободных таможенных зон и таможенных складов. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные воды, воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся  в морской исключительной экономической  зоне РФ искусственные острова, установки  и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении  таможенного дела.

     Способ  перемещения предметов контрабанды  через таможенную границу законодательно определяется как совершение незаконных действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или  транспортных средств. Уголовный закон  содержит исчерпывающий перечень способов перемещения товаров через таможенную границу, квалифицируемых как контрабанда: с сокрытием предметов контрабанды  от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств  таможенной идентификации, с не декларированием или недостоверным декларированием, помимо мест таможенного контроля.

     Способы перемещения контрабанды могут  быть "личными" и "безличными". В первом случае контрабандист лично  перемещает предметы контрабанды через  таможенную границу. Во втором случае контрабанда перемещается через  таможенную границу без его непосредственного  участия. При этом следует отметить так называемые нетрадиционные способы  контрабанды с использованием трубопроводного  транспорта и линий электропередач.

     Перемещение товаров признается совершенным  помимо или с сокрытием от таможенного  контроля, если оно совершено вне  определенных таможенными органами мест или вне установленного времени  производства таможенного оформления, а также с использованием тайников и иных способов, затрудняющих обнаружение  товаров, или путем придания одним  товарам вида других. Наиболее типичными местами сокрытия предметов контрабанды являются ручная кладь (например, чемоданы и сумки с двойным дном) и различные бытовые предметы, перемещаемые через таможенную границу, имеющие конструктивные полости или специально оборудованные тайники, а также транспортные средства, где предметы контрабанды прячутся в различных полостях и труднодоступных местах, в грузовых контейнерах. В последнее время зафиксированы случаи, когда предметы контрабанды, как правило наркотики, в фабричных условиях закатываются в консервные банки, тюбики с кремами, помещаются внутрь деревянных деталей мебели. Часто предметы контрабанды вывозятся в одежде. Весьма распространена пересылка предметов контрабанды, особенно наркотиков, по почте с сокрытием в письмах, бандеролях, посылках. Имеет место и сокрытие предметов контрабанды в полостях и внутри организма животных и людей.

Информация о работе Дозанние в таможенных органах