Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и пс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:13, дипломная работа

Описание

Анализ обстановки в Российской Федерации, связанной с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу, показывает, что, продолжая оставаться своеобразным «мостом» по переброске наркотических средств и психотропных веществ между Азией и странами европейского континента и Америки, Россия сама стала активным потребителем наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации………………………………………………….….9
1.1. Характеристика наркотических средств и психотропных веществ, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации…………………………………………………………………………….…9
1.2. Объективные и субъективные признаки незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ…………………………..18
1.3. Способы незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации…...23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.1. Состояние и динамика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.2. Факторы, способствующие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления……………………………………………………………………...……43
2.3. Противодействие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами Сибирского таможенного управления ……………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………69
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом (исправления № 3) Сашины (1).doc

— 505.00 Кб (Скачать документ)

- обеспечение участия кинологов в оперативно-розыскных мероприятиях;

- организация межведомственных, межрегиональных соревнований кинологов.[49]

В Читинской таможне кинологическое отделение образовано 01 января 2008 г. С 15 апреля 2009 г. кинологическое отделение реорганизовано в кинологический отдел Читинской таможни.

Кинологический отдел является специализированным структурным подразделением и осуществляет борьбу с контрабандой, нелегальным перемещением наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других видов контрабанды с применением служебных собак.

В кинологическом отделе Читинской таможни для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ применяются 11 служебно-поисковых собак.

Применение служебных собак осуществляется при следующих формах таможенного контроля:

1) таможенное наблюдение;

2) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

3) таможенный осмотр багажа физических лиц;

4) таможенный осмотр международных почтовых отправлений;

5) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр багажа физических лиц;

7) таможенный досмотр международных почтовых отправлений;

8) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля.

Применение служебных собак осуществляется при проведении следующих оперативно-розыскных мероприятий:

1) исследование предметов и документов;

2) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

3) контроль почтовых отправлений;

4) контролируемая поставка;

5) оперативный эксперимент;

6) проверочная закупка.

За время работы кинологического отдела Читинской таможни в Кинологическом центре Центральной таможни г. Москвы прошли обучение 2 специалиста-кинолога со служебными собаками. Получен сертификат по поиску и обнаружению наркотических средств и психотропных веществ на служебных собак по кличке Дилайла Ульяновна для Теренсон Росс и Джек. На базе учебного центра Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области (ГУФСИН)прошли обучение 4 специалиста-кинолога со служебными собаками.

Должностные лица кинологического отдела Читинской таможни со служебными собаками привлекаются к оперативно-розыскным мероприятиям (ОРМ) совместно с правоохранительными органами Забайкальского края по поиску и обнаружению наркотических средств и психотропных веществ.

Специалисты-кинологи со служебными собаками за 9 месяцев 2010 г. были привлечены к таможенному контролю 82 раза, досмотрено 4514 единицы багажа, 46596 единиц грузов, находящихся на складе временного хранения (СВХ) и грузовом дворе.

При проведении таможенного контроля за 9 месяцев 2010 года было 4 результативных применения служебных собак:

1) 24 февраля 2010 г. собака по кличке Джек обнаружила 329 единиц наркотических средств;

2) 04 марта 2010 г. служебная собака по кличке Офелия Аус Гладберг обнаружила 18 единиц наркотических средств;

3) 05 мая 2010 г. собаки Дилайла Ульяновна для Терренсон Росс и Джек обнаружили 40 капсул наркотического средства – эфедрин;

4) 09 июня 2010 г. собака по кличке Джек отыскал 196 единиц наркотических средств.

Всего за 2010 г. проведено 20 ОРМ совместно с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю (УФСКН), из них 2 обнаружения:

1) 09 июля 2010 г. на посту дорожно-патрульной службы Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Забайкальскому краю (ДПС Управления ГИБДД УВД по Забайкальскому краю) при осмотре транспортного средства обнаружено 0,403 г. гашишного масла;

2). 03 августа 2010 г. на посту ДПС обнаружено 20,395 г. вещества растительного происхождения – гашишное масло.

По фактам обнаружения наркотического средства возбуждены уголовные дела.

Проведено 15 ОРМ по заявкам оперативно-розыскного отдела (ОРО) и отделом по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН), 4 раза из которых инициаторами выступали сотрудники УФСКН по Забайкальскому краю по поиску и обнаружению наркотических средств в помещении (воинские части, склады временного хранения товаров, общежития, почтовые отправления, посты ДПС).

Выделяют следующие основные методы обнаружения наркотических средств и психотропных веществ, выработанных практикой правоохранительных органов.

1) Анализ и использование информации, полученной от компетентных органов иностранных государств и России.

В данном случае международное сотрудничество позволяет значительно сократить временные рамки от получения первичной информации до непосредственного перекрытия канала поставки наркотических средств и психотропных веществ, поскольку в большинстве случаев дает возможность получить конкретную информацию об организаторах незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, а также сроках и способах пересечения границы.

С целью дальнейшего развития таможенного сотрудничества и обеспечения координирующей роли Российской Федерации на таможенном пространстве СНГ правоохранительный блок Федеральной таможенной службы России активизировал взаимодействие со своими коллегами в таможенных службах СНГ, как в рамках двустороннего межведомственного сотрудничества, так и по линии многостороннего взаимодействия, предусматривающего интенсификацию работы в рамках созданного в 2008 г. Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, а также Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), Таможенного союза, Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной торговой организации по странам СНГ «RILO - Москва»

В Сибирском федеральном округе по сравнению с другими территориями самая протяженная государственная граница. Государственные рубежи с Китаем, Казахстаном и Монголией значительны – свыше11 тыс. 932 км сухопутной границы.

Сибирское таможенное управление активно развивает международное сотрудничество с зарубежными коллегами, т.к. это имеет огромное значение для решения различных задач в области внешнеэкономической деятельности России, защиты её экономической безопасности, борьбы с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ.

В 2010 г. должностные лица Сибирского таможенного управления и подчиненных таможен приняли участие в 53 международных мероприятиях.

На этих встречах поднимались вопросы обмена информацией, обсуждались проблемы приграничного сотрудничества. Предметно рассматривались вопросы пропускной способности пунктов пропуска на сопредельных территориях, их технической оснащенности и повышения эффективности функционирования, развития приграничной инфраструктуры.

2) Наблюдение при осуществлении таможенного досмотра.

Таможенное наблюдение – гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.[50]

3) Наружное наблюдение за пассажиропотоком.

Выявление перевозчиков наркотических средств и психотропных веществ может быть произведено, прежде всего, с помощью визуального наблюдения за пассажиропотоком.

Наблюдение за пассажирами обычно начинается с того момента, когда они выходят из транспортного средства, проходят паспортный контроль и переходят в багажную зону. Когда дело доходит до беседы с пассажиром, сотруднику таможенного органа важно с самого начала так ставить вопросы, чтобы они помогли, с одной стороны, получить необходимые сведения, а с другой – выявить состояние внутреннего напряжения, нервозности, излишнего возбуждения или заторможенности, которые характерны для человека, реагирующего на опасную ситуацию.

Параллельно с опросом сотрудник таможенного органа должен фиксировать невербальные сигналы – жестикуляцию, мимику, другие проявления эмоционального состояния, что в совокупности позволяет выделить потенциального наркокурьера из потока добропорядочных граждан.

Перед сотрудниками таможни стоит трудная задача – селективным образом определить и выделить пассажиров и коммерческие грузы, представляющие опасность провоза наркотических средств и психотропных веществ, не нарушая при этом нормального хода пересечения границы. Поэтому сотрудникам таможенных органов также необходимо все время совершенствоваться в разработке и применении системы наблюдения для развития в себе навыков избирательности, требуемых в служебной практике.

4) Контролируемая поставка товаров.

На основе международных договоров Российской Федерации или по договоренности с таможенными или иными органами иностранных государств таможенные органы России проводят такое оперативно-розыскное мероприятие, как контролируемая поставка. Оно проводится в целях пресечения международного незаконного оборота товаров, перемещения наркотических средств или психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, а также выявления лиц, участвующих в таком незаконном перемещении.

Контролируемая поставка – это ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию под негласным контролем товаров, а также включенных в незаконное перемещение наркотических средств или психотропных веществ. Она может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой.

Суть данного мероприятия состоит в передаче оперативными работниками или под их контролем другими гражданами каких-либо предметов, денег, валюты, ценностей лицам, заподозренным в совершении преступлений, в целях их разоблачения.

В случае принятия решения об осуществлении контролируемой поставки, если страной назначения товаров, наркотических средств или психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении начальник таможенного органа немедленно уведомляет прокурора в установленном порядке.

Цель контролируемой поставки – выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Задачами контролируемой поставки являются:

- установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов;

- установление отправителей и получателей;

- установление лиц, совершивших или совершающих преступление;

- обеспечение доказательств преступной деятельности.

Классификация контролируемых поставок может проводиться по различным основаниям.

В зависимости от способа наблюдения контролируемые поставки подразделяются на проводимые: путем наблюдения за грузовыми перевозками и путем слежения за почтовыми отправлениями.

В зависимости от избранной тактики выделяют обычные (когда обнаруженные предметы не изымаются до завершения операции) и «чистые» (когда происходит частичная или полная замена обнаруженных предметов на муляж) контролируемые поставки.

Также контролируемые поставки подразделяются на внешние (осуществляются на территории нескольких государств), внутренние (проводятся только на территории России) и транзитные.

Контролируемые поставки делятся также на сопровождаемые и несопровождаемые.

В практике деятельности таможенных органов России контролируемая поставка обычно осуществляется в рамках тактической операции, то есть совокупности организационных, следственных и оперативно-розыскных мероприятий, объединенных единым замыслом и направленных на достижение единой цели.

В 2010 г. таможенными органами Российской Федерации проведено 47 оперативно-розыскных мероприятий и международных операций по методу «контролируемая поставка».

Так, в сентябре 2010 г. сотрудниками Министерства внутренних дел России, Управления внутренних дел Омской области и Министерства внутренних дел Республики Казахстан успешно проведена международная операция «Контролируемая поставка» в отношении крупной партии наркотического средства – марихуана, незаконно перемещенного в Россию с использованием легкового автотранспорта. Основанием для проведения операции явилась информация, поступившая из Министерства внутренних дел России.

В ходе реализации операции, на участке автодороги вблизи с. Белосток Одесского района Омской области сотрудниками Омской таможни и Управления внутренних дел Омской области задержан и досмотрен автомобиль марки ГАЗ-3110. В ходе досмотра автомобиля в багажном отделении обнаружен и изъят полиэтиленовый пакет с марихуаной массой 9494,8 г., принадлежавший пассажиру автомобиля (гражданину России). В ходе личного досмотра задержанного, в нижнем белье, обнаружен еще один пакет с наркотическим средством – героин массой 4, 98 г.

5) Применение технических средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 Таможенного кодекса Таможенного союза в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.[51]

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) – это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений.

Информация о работе Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и пс