Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и пс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:13, дипломная работа

Описание

Анализ обстановки в Российской Федерации, связанной с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу, показывает, что, продолжая оставаться своеобразным «мостом» по переброске наркотических средств и психотропных веществ между Азией и странами европейского континента и Америки, Россия сама стала активным потребителем наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации………………………………………………….….9
1.1. Характеристика наркотических средств и психотропных веществ, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации…………………………………………………………………………….…9
1.2. Объективные и субъективные признаки незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ…………………………..18
1.3. Способы незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации…...23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.1. Состояние и динамика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.2. Факторы, способствующие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления……………………………………………………………………...……43
2.3. Противодействие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами Сибирского таможенного управления ……………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………69
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом (исправления № 3) Сашины (1).doc

— 505.00 Кб (Скачать документ)

Так, 16 апреля 2005 г. сотрудниками Шереметьевской таможни в ходе осуществления таможенного контроля грузов, прибывших авиарейсом SU 186 «Киев-Москва», следующим из Украины через территорию России в Киргизстан по маршруту Киев–Москва–Бишкек, были выявлены и задержаны 20 коробок лекарственного препарата, содержащего психотропное вещество – кетамин, общей массой 116 кг. и 10 коробок лекарственного препарата, содержащего психотропное вещество – трамадол, общей массой 184 кг.

В последнее время перевозчики часто используют так называемый внутриполостной способ сокрытия наркотических средств, когда они перевозятся внутри человеческого тела. В большинстве случаев внутриполостной способ сокрытия используется при осуществлении незаконных перевозок наркотических средств на воздушном транспорте, в связи с тем, что время, затраченное на перевозку, имеет важное значение для наркокурьера.

Перевозка наркотических средств внутриполостным путем обеспечивает сравнительно малую вероятность их обнаружения, но одновременно является сложным и опасным способом транспортировки. Кроме того, такие способы сокрытия имеют ограниченные возможности по объему перево­зимого груза. Именно по этой причине их используют для доставки наиболее дорого­стоящих наркотических средств (героин и кокаин).

Так 15 апреля 2011 г. в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ОБКН (отдела по борьбе с контрабандой наркотиков) Внуковской таможни пресечена попытка перемещения наркотических средств через государственную границу Российской Федерации.

При проведении таможенного контроля пассажиров рейса Душанбе – Москва был задержан гражданин Таджикистана, который пытался провести в желудке наркотическое вещество.

Рентгеноскопическое исследование брюшной полости пассажира показало наличие в ней посторонних предметов. Позднее, при проведении специальных медицинских процедур в стационаре из полости желудка у двадцатишестилетнего мужчины было извлечено 95 контейнеров цилиндрической формы, изготовленных кустарным способом и содержащих порошкообразное вещество серо- белого цвета, общим весом около 700 гр. В своем пояснении молодой человек объяснил, что ему обещали заплатить за перевозку 1000 долларов.

Экспресс-анализ (наркотест), проведенный таможенниками, дал положительную реакцию на наркотическое средство – героин.

Ранее в Домодедовской таможне также был задержан двадцатитрехлетний гражданин Душанбе, который перевозил в своем желудке 37 контейнеров с героином, общим весом свыше 300 гр.[21]

По данным фактам возбуждены уголовные дела по ст.188 УК РФ.

Выявление и задержание перевозчиков наркотических средств, использующих внутриполостной способ их сокрытия, представляет определенные сложности: во-первых, такого человека трудно визуально выделить, а, во-вторых, в случае необнаружения наркотических средств все действия сотрудников правоохранительных органов могут вызвать обоснованные жалобы и претензии проверяемого пассажира. В этой связи необходимо полагаться на достоверную оперативную информацию, знания, опыт и интуицию.

Следует обращать внимание не только на внешнее поведение и физическое состояние наркокурьеров, но и на иные признаки возможного незаконного перемещения наркотических средств внутриполостным способом.

К таким признакам можно отнести:

- маршрут следования пассажира из регионов, где традиционно производятся наркотические средства и психотропные вещества;

- несоответствие внешнего облика пассажира ориентировочной стоимости перевозимого им багажа;

- невразумительные объяснения пассажиром целей и мотивов своей поездки, особенности его поведения во время ответов на вопросы.

Судебно-следственная практика позволяет определить ряд признаков, по которым можно выявить лиц, которые используют для перевозки наркотиков внутриполостные способы сокрытия. К таким признакам, на наш взгляд, следует отнести следующие:

- возраст от 18 до 40 лет;

- излишняя контактность и повышенная дружелюбность либо наоборот;

- проявление повышенной нервозности при контакте с представителями правоохранительных органов, особенно в случае затягивания процесса прохождения пограничного и таможенного контроля.

В подавляющем большинстве случаев перевозчиками наркотических средств выступают представители малооплачиваемых профессий или безработные. Наркокурьеры могут находиться в поезде (самолете) с сопровождающими лицами, в том числе с детьми.

При этом следует устанавливать, есть ли среди пассажиров лица, которые:

- в пути не принимали пищу и напитки;

- после посещения туалетной комнаты использовали избыточное количество парфюмерной продукции;

- обращались с жалобами на недомогание и просили выдать им болеутоляющие или кислотопонижающие лекарственные средства;

- проявляли признаки нервозности и напряженности, а также повышенный интерес относительно своевременности прибытия поезда или самолета в пункт назначения.

В практике расследования подобных преступлений у правоприменителей нередко возникают существенные трудности, связанные с ограниченным и нечетким регламентированием процедур медицинского освидетельствования, досмотра и изъятия наркотических средств и психотропных веществ в законодательных актах.

Во-первых, хотя законодательство и предусматривает медицинское освидетельствование, однако его проведение существенно ограничено конкретными целями. Статья 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001№ 195-ФЗ (далееКоАП РФ) предусматривает, что медицинское освидетельствование производится лишь для определения состояния опьянения и только в случаях принятия решения об отстранении от управления транспортным средством.[22] Статья 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» также указывает лишь на такую цель медицинского освидетельствования, как определение состояния наркотического опьянения.[23]

Освидетельствование, производимое в рамках уголовного дела, имеет своей целью обнаружение следов и предметов преступления на теле обследуемого, а не внутри его. Так, ст. 179 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) предусматривает, что для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний.

Таким образом, ни в уголовно-процессуальном законе, ни в КоАП РФ нет правовых оснований для проведения медицинского освидетельствования на предмет обнаружения сокрытых наркотических средств и психотропных веществ внутри обследуемого лица.[24]

Во-вторых, особенно в последнее время, на практике бывают случаи, когда при производстве личного досмотра или при личном обыске используется рентгеноскопия (рентгеновский фазовый анализ) с последующим указанием в протоколах хода и резуль­татов этого действия; на наш взгляд, подобное применение данных технических средств пока также не имеет своего законодательного регламентирования.

Так, ст. 27.7 КоАП РФ предусматривает личный досмотр для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения[25], находящихся при физическом лице, а не сокрытых внутри его. Личный обыск подозреваемого или обви­няемого по уголовному делу также предполагает поисковые действия снаружи человека, а не внутри его. Личный обыск может быть произведен при наличии достаточных оснований полагать, что лицо скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела[26]. Следовательно, исполь­зование в ходе вышеуказанных действий средств рентгеноскопии для обнаружения наркотиков, сокрытых внутриполостным способом, не предусматривается законода­тельством.

Статья 26.8 КоАП РФ под техническими средствами понимает только измеритель­ные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.[27]

Норма, предусмотренная в ч. 6 ст. 164 УПК РФ, которая говорит о возможности применения технических средств и способов обнаружения, фиксации и изъятия следов преступлений и вещественных доказательств в ходе производства следственных действий,[28] представляется очень обобщенной, поскольку не раскрывает, что понимается в УПК РФ под техническими средствами и способами обнаружения, фиксации и изъятия следов преступлений и вещественных доказательств, а также основные направления использова­ния данных средств.

Помимо этого в связи с отсутствием в определении личного обыска и освидетельствования[29] указания на возможность поисковых действий, направленных на обнаружение предметов преступления внутри человеческого организма, ч. 6 ст. 164 УПК РФ в этом аспекте понимается как декларативная.

В ч. 4. ст. 115 Таможенного кодекса Таможенного союза говорится, что таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.[30]

В связи с тем, что данная статья носит бланкетный характер, необходимо срочное принятие ведомственного нормативного акта Фе­деральной таможенной службой Российской Федерации, в котором надо предусмотреть использование таможенной досмотровой рентгенотехники не только в целях досмотра товаров, вещей, транспортных средств, но также лиц, их перемещающих. В настоящий момент такой нормативный акт еще не принят.

Порядок проведения личного досмотра, предусмотренный ст. ст. 117. Таможенного кодекса Таможенного союза также не предусматривает возможности применения технических средств, обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники.[31]

При этом личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза.

Ныне действующий порядок проведения личного таможенного досмотра не предусматривает производство рентгенологических исследований, он включает: осмотр всех мелких предметов (трость, зонт, портмоне, зажигалка, авторучка, портсигар и т. п.), верхней одежды, обуви и головного убора досматриваемого лица; ощупывание поверх нательного белья всего тела досматриваемого лица; обследование тела досматриваемого лица (осмотр волос, кистей рук, ступней ног и т. д.).

В связи с этим возможны ситуации, когда лицо, подозреваемое в совершении незаконной перевозки наркотических средств и психотропных веществ, может отказаться от добровольной их выдачи и от медицинских рентгенорадиологических процедур, что не позволит обнаружить наркотическое средство, приведет к гибели задержанного от интоксикации и затруднит раскрытие данного преступления.

Считаем, что выявленные недостатки действующего уголовно-процессуального, административного и таможенного законодательства должны найти свое законодательное решение.

Обманное использование документов или средств таможенной идентификации означает предъявление таможенному контролю подложных (поддельных) документов, использование фальсифицированных пломб, печатей, идентификационных знаков и т. д.

Недекларирование или недостоверное декларирование означает незаявление в таможенной декларации (или устно) сведений о перемещаемых через таможенную границу предметах.

Анализ материалов уголовных дел по делам о незаконном перемещении наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации показывает, что, как правило, их перевоз­ка осуществляется с сокрытием от таможенного контроля и сопряжена с недекларированием.

Например, Р., находясь на территории Таиланда, приобрел у неустановленных лиц марихуану массой около 8 кг. для ввоза и продажи в России. Марихуану Р. расфасовал в жестяные банки и полиэтиленовые пакеты. При прохождении таможенного контроля сведений о наркотическом средстве в таможенной декларации он не указал и о его наличии в своем багаже сотрудникам таможни не заявил. Однако после того как на экране рентгеновско­го аппарата обозначились предметы непонятного предназначения, был проведен дос­мотр багажа Р., в ходе которого марихуана была обнаружена и изъята .[32]

17 декабря 2002 г. неустановленное лицо, воспользовавшись услугами экспресс-почты фирмы «DHL», направило из Перу в Россию в адрес проживающего в г. Петрозаводске Ч. посылку с двумя металлическими кувшинами и сокрытым в них наркоти­котическом средстве – кокаином весом 1025 г. 24 декабря 2002 г. посылка с наркотическим средством транзитом при­была в г. Санкт-Петербург. При осмотре посылки сотрудник таможни заметил, что два кувшина серебристого цвета являются неестественно тяжелыми. При потряхивании кувшинов был слышан характерный звук сыпучего вещества. После проведения направленного досмотра в одном из кувшинов было проделано небольшое отверстие и обнаружено порошкообразное вещество белого цвета. Тогда же был проведен экс­пресс-анализ порошка на содержание наркотических средств, который показал, что в кувшинах содержится кокаин.[33]

Информация о работе Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и пс