Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и пс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:13, дипломная работа

Описание

Анализ обстановки в Российской Федерации, связанной с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу, показывает, что, продолжая оставаться своеобразным «мостом» по переброске наркотических средств и психотропных веществ между Азией и странами европейского континента и Америки, Россия сама стала активным потребителем наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации………………………………………………….….9
1.1. Характеристика наркотических средств и психотропных веществ, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации…………………………………………………………………………….…9
1.2. Объективные и субъективные признаки незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ…………………………..18
1.3. Способы незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации…...23
Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.1. Состояние и динамика незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………39
2.2. Факторы, способствующие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления……………………………………………………………………...……43
2.3. Противодействие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами Сибирского таможенного управления ……………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………69
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом (исправления № 3) Сашины (1).doc

— 505.00 Кб (Скачать документ)

Значительный научный и практический интерес представляет ситуация, сложившаяся сегодня в соприкасающихся с Казахстаном областях Сибири (Республика Алтай, Алтайский край, Тюменская, Омская, Новосибирская области).

Во-первых, российско-казахстанская государственная граница – самая протяженная в мире и составляет 7509 км.; только на долю Западной Сибири приходится около 2700 км. этой границы.

Вследствие огромной протяженности и сравнительно недавнего появления, а следовательно, и недостаточной обустроенности, именно она создает питательную почву для усиления угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Во-вторых, южный участок границы, расположенный в пределах сибирских территорий, в обозримом будущем обещает быть наиболее оживленным, подвергающимся особенно активным воздействиям со стороны беспокойных азиатских соседей.

Изучение опыта строительства границы между Сибирью и Казахстаном имеет важное значение и в том отношении, что уровень доходов большинства сибирских регионов заметно ниже регионов Европейской России, а это создает специфические условия приграничной деятельности, нуждающиеся в глубоком осмыслении.

Следует выделить несколько нерешенных проблем, создающих трудности в обустройстве границы. Первая из них – это незавершенность процесса оформления российско-казахстанской государственной границы в международно-правовом аспекте. На сегодняшний день делимитировано 70% границы, что составляет около 5 тыс. км. Таким образом, почти 1/3 этой границы пока ещё не имеет даже чётких очертаний.

По расчетам российских экспертов, оборудование одного километра государственной границы на равнинной местности между Россией и Казахстаном составляет 1-3 млн. долларов, в горной – 15-20 млн. долларов, а строительство и оборудование одного погранично контрольно-пропускного пункта потребует от 3 до 15 млн. долларов. Общие же расходы на обустройство казахстанско-российской границы, по примерным подсчетам, составляют около 1 млрд. долларов.

Фактическая «прозрачность» отдельных участков российско-казахстанской границы, обусловленная наличием разветвленной сети дорог, пересекающих границу на значительном удалении от пограничных пунктов пропуска, снижает эффективность противодействия афганскому наркотрафику.[46]

С 1 июля 2011 г. на российско-казахстанской границе исчезнет таможенный контроль. Первый вице-премьер Российской Федерации Игорь Шувалов побывал в казахстанском Уральске, чтобы, как сообщала пресса, лично убедиться, все ли к этому готово. Хотя логичнее было бы посетить южную границу Казахстана – то есть теперь Таможенного союза, где будет работать общая таможня. Спецслужбы России полагают, что исчезновение таможенного досмотра на границе с Республикой Казахстан серьезно облегчит жизнь наркомафии. Что можно сделать для того, чтобы эти опасения не оправдались?

В соответствии с межгосударственными договоренностями, участники Таможенного союза (ТС) должны обеспечить контроль на своей внешней границе.

И технически на юге это сделать проще. Хотя бы потому, что граница Казахстана с Россией составляет 7,5 тысяч км., а с южными соседями, через которых наркотрафик, собственно, и осуществляется – вдвое меньше. К тому же на севере она идет по голой степи, а на юге существуют естественные преграды в виде горных хребтов.

Все будет зависеть от двух факторов.

Во-первых, от технического оснащения таможенных служб. Казахстан объявил о том, что намерен потратить на укрепление южной границы в течение ближайших двух лет около 14 миллиардов тенге. Между тем, стоимость одного стационарного инспекционно-досмотрового таможенного комплекса, позволяющего рентгеном просвечивать автотранспорт и контейнеры, составляет порядка 9 миллионов долларов (около 1,3 миллиарда тенге). Есть, конечно, различные модификации этих комплексов, в том числе мобильные на базе грузовиков «Мерседес», подешевле. Но отличаются они не только меньшей пропускной способностью, но и эффективностью (хотя бы по количеству проекций, в которых можно посмотреть груз). На южной границе России они работали. Передадут ли их на новые рубежи для защиты интересов ТС?

А ведь вопрос упирается не только в оснащение таможни этими комплексами. На одном из совещаний с участием премьер-министра Казахстана Карима Масимова (который лично курирует эту тему) акимом Жамбылской области Канатом Бозумбаевым отмечалось, что некоторые пункты пограничного контроля на границе с Узбекистаном даже не электрифицированы. Задача укрепления южных рубежей Таможенного союза требует срочных мер – причем от всех его участников.

Второй фактор – человеческий. Например, в конце апреля 2010 г. года в Омской области сотрудниками ФСКН была задержана грузовая машина. В ней обнаружили около 30 кг. героина, замаскированного под луковицы (наркодельцы не поленились и оклеили каждый контейнер шелухой).

Фура проследовала из Кыргызстана (и за рулем сидел гражданин этого государства) транзитом через Казахстан в тот момент, когда официально граница Казахстана и Киргизии была уже две недели как полностью закрыта в связи с революцией в Бишкеке!

Никакие товары через границу не пропускали, но для участников наркотрафика было сделано исключение. Очевидно, что здесь не обошлось без крупной взятки. Если учесть, что в России в розницу героин реализуется по цене от 700 до 2000 рублей за дозу (обычно порядка 0,6 граммов наркотического вещества), то и размер «мзды» мог быть впечатляющим.

Таможенная граница на юге может стать серьезной преградой для международной наркомафии только в том случае, если государственные службы Казахстана, призванные бороться с этим злом, сумеют эффективно противодействовать коррупции в собственных рядах, укрепить их проверенными и квалифицированными кадрами. Без этого любые технические меры окажутся совершенно бесполезными.

Понимание важности проблемы борьбы с наркотрафиком на уровне первых лиц в Казахстане присутствует, что уже обнадеживает. В частности, премьер-министр страны Карим Масимов даже во время последнего экономического кризиса говорил буквально следующее:

«Сколько бы вы ни просили, как бы тяжело ни было, по поводу борьбы с наркотиками мы все вам ресурсы даем. Вносите предложения, границы должны быть надежно укреплены».

Только времени осталось очень мало – всего несколько месяцев – для того, чтобы река дурмана не превратилась в водопад.[47]

4) Скудость современного бюджетного финансирования органов пограничной и таможенной службы на участках государственной границы Российской Федерации со странами Содружества независимых государств (СНГ), а также на ряде направлений внешних границ СНГ приводит к тому, что, отсутствует необходимое инженерно-техническое оборудование существующей линии границы, почти не ведется строительство пограничных и таможенных постов, пунктов пропуска, пунктов упрощенного перехода, чрезвычайно низка техническая оснащенность действующих пограничных и таможенных подразделений – ощущается острая нехватка автомобильного транспорта, средств связи, денежных средств на содержание личного состава, оплату тепловой и электрической энергии, плохо или совсем не оборудованы служебные помещения

5) Массовый поток нелегальных мигрантов. Серьезно усугубляет обстановку на границе растущий поток нелегальных мигрантов, прибывших преимущественно из сопредельных стран, которые за неимением стабильного заработка продолжают пополнять армию наркокурьеров и распространителей наркотических средств и психотропных веществ. Не случайно за последние годы в приграничных районах страны активизировали свою деятельность преступные этнические группировки, борьба с которыми всегда представляла серьезную проблему для правоохранительных органов во всем мире. Усиливается тенденция, связанная с устремлениями наркоторговцев к созданию крупных перевалочных пунктов афганских наркотических средств и психотропных веществ вблизи российско-казахстанской границы. После вывода российской пограничной группы из Таджикистана есть основания предполагать, что оперативная обстановка на данном направлении значительно усложнится.

6) Углубление кризисных явлений в экономике большинства государств бывшего СССР и негативными процессами, явлениями в социально-экономической жизни. Низкий уровень оплаты труда или отсутствие работы как таковой продолжают стимулировать пособничество наркоторговцам со стороны местного населения приграничных с Российской Федерацией регионов.

7) Рост пассажирского и грузового потока через государственную границу Российской Федерации, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления, в том числе и транзитного. Сибирский федеральный округ – основной транспортный узел России.

Уникальное геополитическое положение Сибири как моста между Европой и Азией характеризуется тем, что через Сибирский федеральный округ проходят основные транзитные потоки России (грузоперевозки и пассажирские перевозки) из европейской части страны в азиатскую.

Разветвленные международные транспортные артерии Сибирского федерального округа активно используются наркоторговцами для быстро незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ к месту реализации на территории России, а также их транзитных поставок в другие страны. Анализ маршрутов, источников поступления, видов и химического анализа наркотических средств, задержанных на территории России, дает основание полагать, что основная их масса поступает из-за рубежа контрабандным путем.

Таким образом, близость приграничных территорий, находящихся под контролем Сибирского таможенного управления к источнику культивирования и производства наркотических средств и психотропных веществ, наличие протяженных участков границы, их слабое техническое оснащение, значительная удаленность отдельных пунктов пропуска от линии государственной границы, наличие развитой системы международного транспортного сообщения по-прежнему остаются главными факторами, определяющими обстановку на таможенной границе России, находящуюся под контролем Сибирского таможенного управления.

 

2.3. Противодействие незаконному перемещению наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами Сибирского таможенного управления

 

Поиск и обнаружение наркотических средств и психотропных веществ, как составляющая оперативной задачи поиска и обнаружения предметов контрабанды, в настоящее время приобрели особую актуальность. В связи с этим, от таможенных служб Российской Федерации требуется более целенаправленная организация работы по выявлению в перемещаемых через границу объектах наркотических средств и психотропных веществ.

Для осуществления данной функции в таможенных органах Сибирского таможенного управления Российской Федерации созданы специальные правоохранительные подразделения – отделы по борьбе с контрабандой наркотиков.

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков осуществляет возложенные на него функции и задачи, регламентированные Типовым положением о подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков таможни.[48]

В соответствии с этим положением подразделение по борьбе с контрабандой наркотиков является структурным подразделением таможни, непосредственно осуществляющим борьбу с контрабандой наркотиков.

Основными функциями отдела по борьбе с контрабандой наркотиков являются:

1) осуществление в пределах своей компетенции оперативно-розыскной деятельности, определение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования гласных и негласных методов и средств при их проведении в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ;

2) осуществление сбора, обработки, систематизации и анализа данных о незаконном перемещении наркотических средств, психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации в регионе деятельности таможни с целью изучения тенденций и закономерностей в незаконном перемещении наркотических средств и психотропных веществ, оценки степени угрозы от их незаконного перемещения и прогнозирования складывающейся наркообстановки на таможенной границе Российской Федерации и в регионе деятельности таможни.

Для повышения эффективности работы по выявлению и пресечению незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации, обладающих индивидуальным запахом, в июне 2008 г. в Сибирском таможенном управлении была создана собственная кинологическая служба.

До конца 2008 г. планировалось завершить комплектование кинологических подразделений Сибирского таможенного управления специалистами-кинологами.

В настоящее время на канале выявления незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации при проведении таможенного контроля кинологическими подразделениями таможен Западно-Сибирского региона используется 67 служебных собак, Восточно-Сибирского – 26.

Роль и значение кинологов в деятельности таможенных органов растет, поскольку в настоящее время, несмотря на постоянное совершенствование «просвечивающей» электронной аппаратуры, нюх собаки остается единственным безотказным способом выявления взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ.

Поэтому в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» в г. Иркутск в 2009 г. должно было начаться строительство регионального кинологического центра.

Ему поставлены задачи:

- обеспечение участия инспекторов-кинологов со служебными собакам в проведении таможенного контроля с целью обнаружения наркотических средств, психотропных, ядовитых, радиоактивных и иных веществ, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов;

- организация обучения и специальной подготовки служебных собак, профессионального обучения руководителей и должностных лиц кинологических подразделений таможенных органов Сибирского таможенного управления;

Информация о работе Анализ деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления по борьбе с незаконным перемещением наркотических средств и пс