Структура и содержание рынка страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание

Главная цель работы предопределяется раскрытой выше актуальностью: провести исследование рынка страховых услуг.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- рассмотреть структуру и содержание рынка страховых услуг;
- проанализировать современное состояние рынка страховых услуг в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 3
1 Структура и содержание рынка страховых услуг 6
2 Современное состояние рынка страховых услуг 15
3 Перспективы развития и направления совершенствования рынка страховых услуг в Республике Беларусь 26
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

Структура и содержание рынка страховых услуг.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

Маркетинг — это комплексный подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой организации, направленной на оказание страховых услуг, соответствующих по количеству и качеству потенциальному спросу.

Опыт применения маркетинга в рыночной деятельности страховых организаций позволяет выделить две его основные функции:

- формирование спроса на страховые услуги;

- удовлетворение страховых интересов.

Принципы маркетинга страховщика:

- изучение конъюнктуры страхового рынка;

- сегментация страхового рынка;

- инновации (постоянное совершенствование модификации страховых продуктов с учетом требований рынка).

Наиболее важные направления маркетинга:

1) определение рынка страховых услуг;

2) анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка;

3) продвижение страхового продукта на рынке (реклама, личный контакт, пропаганда, стимулирование);

4) изучение потенциальных возможностей организаций-конкурентов.

Анализ информации по состоянию спроса на страховые услуги, учет собственныхфинансовых возможностей позволяют организации разработать план деловой стратегии по освоению страхового рынка:

1) определение стратегии на данный продукт;

2) отбор перспективных видов страхования;

3) выбор оптимальных каналов оказания страховых услуг;

4) определение системы стимулирования спроса на услуги (снижение тарифов, льготы);

5) выбор инструментов конкуренции (реклама, комиссионное вознаграждение);

6) расчет рентабельности;

7) технико-экономическое обоснование маркетинговых расходов;

8) контроль.

Сегментация страхового рынка. Сегмент — это потребители страховых услуг, одинаково реагирующие на те или иные предложения страховых организаций.

Сегментирование рынка — это процесс разбивки потребителей на группы по какому-либо актуальному для реализации страховой услуги признаку (возраст, пол, материальный достаток, профессия).

Существуют географическая (по региональному признаку) и демографическая сегментация (пол, возраст, уровень доходов) рынка.

Таким образом, с помощью службы маркетинга обеспечивается координация деятельности всех существующих подразделений страховой организации, превращение их в единую систему, что позволит руководству страховой организации целенаправленно воздействовать на страховой рынок.

Менеджмент в страховании включает в себя управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми ресурсами в целях обеспечения наиболее эффективной деятельности страховщика[13,c.45].

Характерная особенность страхового рынка состоит в непредсказуемости возможного результата, т.е. его рисковом характере. Таким образом, главная особенность менеджмента в страховании — управление в условиях риска.

Главная обязанность менеджера в этих условиях — не избегать риска, а предвидя его, снизить возможные негативные последствия до минимума, если невозможно их избежать. Целенаправленные действия по ограничению риска в системе страховых отношений носят название «управление риском» или «риск-менеджмента».

Риск-менеджмент позволяет оценить величину страхового риска, близкую к действительной, разработать меры, при помощи которых могут быть нейтрализованы негативные результаты действий.

Методы управления риском:

- упразднение — попытка избежать риска;

- предотвращение потерь и контроль;

- страхование с позиций риск-менеджмента (создание участниками страховых фондов и компенсаций в виде страховых выплат);

- поглощение — признание ущерба без возмещения его посредством страхования.

Процесс управления риском состоит из следующих этапов: 1) определение цели; 2) выяснение риска (статистические данные); 3) оценка риска (определение вероятности наступления страхового случая и величины страхового ущерба); 4) выбор метода управления риском.

Для осуществления функций страховой организации формируется ее организационная структура управления. Структура управления создается с учетом внешнего окружения, учитывает ее размер, специализацию.


2 Современное состояние рынка страховых услуг

 

Страховой рынок Республики Беларусь начал свое развитие с начала девяностых, в период бурного развития предпринимательской деятельности, когда в нашей стране впервые появились рыночные отношения, конкуренция и свобода выбора.

Желание многих заработать на неразвитом рынке привело к созданию более 40 страховых организаций, вступивших в борьбу за выживание.

Единственным, кому эта деятельность явилась не в новинку, был Белгосстрах, организация, основанная ещё в 1921 году[6,c.40].

Полученный на протяжении десятков лет опыт и разветвленная сеть продаж позволяют Белгосстраху и сейчас удерживать лидирующие позиции по сумме полученной страховой премии, ежегодно покрывая страхованием более половины страхового рынка республики.

А что же остальные? Многие не выдержали испытаний на прочность в условиях развивающейся экономики, отдельные организации не смогли удовлетворить требования лицензирующего органа и обеспечить полноценную защиту своих страхователей.

В итоге в настоящее время на страховом рынке республики осуществляют страховую деятельность 27 страховых организаций, две из которых получили данное право относительно недавно.

При этом, как первая, так и вторая компании являются своего рода уникальными для нашего рынка.

Республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация» создана по решению Правительства. Данная организация является первой и единственной в Республике, осуществляющей деятельность исключительно по перестрахованию.

Правительство, создавая данную организацию, ставило перед собой определенные задачи. Это, прежде всего, уменьшение оттока валютных средств страховых организаций республики. Дело в том, что страховая организация не всегда может обеспечить за счет своих собственных средств покрытие убытка по страховому случаю, если сумма выплаты велика. Это могут быть, например, космические, авиационные риски, страхование крупных предприятий и т.п.

В этом случае страховая компания, чтобы обеспечить защиту страхователю, передает часть своего риска за определенную плату другому страховщику (возможно иностранному), который обладает необходимой величиной собственного капитала. Это способствует привлечению иностранных участников страхового рынка к размещению своих рисков на территории нашей республики[15].

Таким образом, функционирование данной организации наряду с другими инструментами увеличения экспорта должно помогать созданию в нашей республике положительного внешнеторгового сальдо.

Но, когда речь заходит о страховании экспорта или импорта, в первую очередь вспоминается очередное «детище» нашего Правительства, созданное Советом Министров Республики Беларусь в 2001 году - Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант».

Данная организация разработала и реализовала в республике целую систему комплексной страховой защиты участников ВЭД. Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» эта организация наделена исключительным правом осуществления страхования экспорта от имени Республики Беларусь. Основная цель, которую ставит Правительство перед Белэксимгарантом в краткосрочной перспективе - уменьшение экспортных рисков при поддержке государства.

Итак, перечислим еще раз все созданные нашим Правительством государственные страховые организации:

Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»

Белорусское государственное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгрант»

Республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация».

Создавая данные организации, Правительство, в первую очередь, ориентировалось на необходимость создания действенного механизма минимизации потерь от непредвиденных ситуаций в экономике республики, усиление социальной защиты населения и гарантий защиты их имущественных интересов.

Этим же принципом руководствовалось государство, когда предоставляло полномочия по проведению обязательных видов страхования только государственным страховым организациям или тем компаниям, в чьих уставных фондах доля собственности государства составляет более 50 процентов. Данная норма действует только с 2004 года, а до этого обязательные виды страхования, в частности обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имели право проводить как государственные, так и частные страховые компании.

Страховые организации с долей собственности государства не создавались с нуля. В основном, это бывшие частные компании, которые не желали терять своих клиентов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и безвозмездно передали часть своих акций государству. В частности, это:

- Закрытое акционерное страховое общество «Промтрансинвест»;

- Закрытое акционерное страховое общество «ТАСК»;

- Закрытое акционерное страховое общество «Белнефтестрах»;

- Страховое общество с ограниченной ответственностью «Белкоопстрах»[15].

В каждой из этих компаний государству принадлежит более 50 % акций, а в ЗАСО «Промтрансинвест» государственные предприятия и организации владеют 100 % акций.

Итак, одна из отличительных черт таких страховых компаний состоит в предоставленной им государством возможности проводить обязательные виды страхования. Но данная возможность не является достаточным основанием для проведения обязательных видов страхования. Так, право проведение отдельных видов может быть делегировано только Президентом, а по другим видам страховщику необходимо выполнить определенные лицензионные требования.

В последнее время все больше страховых организаций стремились привлечь иностранного инвестора, воспользовавшись его опытом и капиталом. Ведь недостаточная капитализация страхового рынка - это чуть ли не основной сдерживающий фактор развития отрасли. В нашей республике это особенно актуально.

Для сравнения - отдельные страховые организации из числа лидеров российского страхового рынка обладают собственным капиталом, превышающим величину совокупного собственного капитала всего страхового рынка нашей республики (по состоянию на 01.07.2008г. – 337,8 млрд. рублей).

Поэтому в настоящее время государством проводится активная политика по либерализации законодательства, цель ее - накопление отечественными страховыми компаниями собственных средств и создание благоприятных условий для привлечения в отрасль иностранных инвесторов.
Так, по состоянию на 1 июля 2008 года из 16 частных страховых компаний, действующих на рынке, 11 имели в своем составе иностранных акционеров.

Ниже приведен полный перечень страховых компаний с указанием формы собственности и основных видов предоставляемых услуг:

По самым скромным подсчетам объем рынка страховых услуг в Беларуси по итогам 2008 года составил $440 млн. По мнению специалистов – это весьма скромная оценка[4,c.7].

Ниже представляется общая картина рынка страхования в Республике Беларусь:

 Низкий уровень проникновения страхования в экономику – 0,7% ВВП (Украина – 2,8%, Россия – 2,5%, страны Евросоюза – 8,9%).

Невысокая культура страхования.

Сильное присутствие государства на рынке.

Частные компании занимают достойные места в рейтинге.

Первые месяцы продемонстрировали стабильность рынка.

Курс государства на либерализацию экономики будет стимулировать развитие страхового рынка.

Рисунок 2.1 - Соотношение контролируемых государством и частных страховщиков

 

Совокупный объем премий всех государственных и контролируемых государством страховщиков ‑ 83.7%[4,c.7].

Рисунок 2.2 - Добровольное и обязательное страхование

Обязательным страхованием занимаются только государственные страховщики. В сегменте добровольного страхования государственные предприятия имеют право страховаться только у контролируемых государством страховщиков.

Таблица 2.2 - TOP-10 страховых организаций Республики Беларусь по итогам 2008 года

 №

п.п

Наименование страховой операции

Поступило прерий по договорам прямого страхования и сострахования

Динамика сборов страховых премий в 2008 г. по отношению к 2007 г.

Выплачено страхового возмещения по договорам прямого страхования и сострахования

Уровень выплат

1

Белгосстрах

541 053 906,50

144,5%

265 393 540,80

49,1%

2

ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко»

82 581 509,50

136,2%

53 850 967,50

65,2%

3

ЗАСО «ТАСК»

64 753 722,20

129,7%

32 467 387,20

50,1%

4

ЗАСО «Промтрансинвест»

49 313 190,20

125,5%

39 430 761,90

80,0%

5

ЗАСО «Белнефтестрах»

37 200 870,70

122,4%

15 229 802,50

40,9%

6

СООО «Белкоопстрах»

26 838 565,90

129,2%

11 216 546,30

41,8%

7

Белэксимгарант

26 548 439,10

139,4%

7 846 744,90

29,6%

8

ЗСАО «БРОЛЛИ»

17 589 117,50

142,2%

7 732 115,20

44,0%

9

ЗАО «Страховая компания АльВеНа»

9 887 120,90

168,4%

5 399 808,60

54,6%

10

УСП «Белвнешстрах»

8 418 063,90

153,1%

4 231 578,30

50,3%

Информация о работе Структура и содержание рынка страховых услуг