Структура и содержание рынка страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание

Главная цель работы предопределяется раскрытой выше актуальностью: провести исследование рынка страховых услуг.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- рассмотреть структуру и содержание рынка страховых услуг;
- проанализировать современное состояние рынка страховых услуг в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 3
1 Структура и содержание рынка страховых услуг 6
2 Современное состояние рынка страховых услуг 15
3 Перспективы развития и направления совершенствования рынка страховых услуг в Республике Беларусь 26
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

Структура и содержание рынка страховых услуг.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

Наша страна по степени открытости экономики занимает в мире одну из лидирующих позиций, в этой связи особое внимание уделяется стимулированию экспорта, а также защите имущественных интересов экспортеров, инвесторов и финансирующих их банков от возникающих рисков при осуществлении экспортной деятельности. Для реализации этих целей Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» создана комплексная система стимулирования экспорта.

Задачи, поставленные перед отечественным страховым рынком, диктуют необходимость повышения уровня профессиональной подготовки и квалификации кадров в сфере страховой деятельности. Отсутствие оптимальной системы повышения квалификации работников страховой сферы отрицательно сказывается на качестве страховых услуг. В этих целях необходимо:

- продолжить подготовку специалистов по страховому делу в учреждениях образования по трехуровневому принципу обучения, обеспечивающему последовательное получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

- активизировать работу по повышению квалификации работников страховых организаций путем проведения практических конференций, курсов, семинаров и других форм обучения;

- активнее привлекать к разработке учебно-методической и научной литературы по вопросам страхования специалистов из числа работников ведущих страховых организаций и органа государственного надзора за страховой деятельностью;

- обеспечить достаточным тиражом издание специализированной периодической литературы, освещающей актуальные проблемы страховой деятельности в республике[2].

Необходимо совершенствовать подходы страховых организаций по осуществлению страховой деятельности не только через страховых агентов, ставших традиционными представителями страховщиков в отношениях со страхователями, но и через страховых брокеров, предлагающих страхователям страховые услуги сразу нескольких страховщиков, что предоставит страхователям возможность выбора наиболее приемлемых и оптимальных для него условий страхования. Реализация данного предложения позволит развить добросовестную конкуренцию между страховыми организациями. Кроме того, необходимо организовать профессиональное обучение соответствующих специалистов страховых организаций, что позволит обеспечить улучшение качества и повысить доступность страховых услуг для граждан и организаций нашей страны.

В настоящее время перед уполномоченным органом по регулированию и надзору за страховой деятельностью субъектов страхового рынка стоит задача по пересмотру отдельных требований законодательства в целях дальнейшего повышения эффективности системы надзора и регулирования страховой деятельности в республике.

Решение поставленной задачи необходимо осуществить путем:

- совершенствования законодательства в области регулирования и надзора за страховой деятельностью;

- обеспечения сближения национальной системы регулирования страховой деятельности с международными принципами и стандартами, установленными Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS), с учетом необходимости вступления республики во Всемирную торговую организацию;

- повышения требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

- совершенствования системы бухгалтерского учета страховых операций и повышения прозрачности финансовой отчетности;

- формирования единой автоматизированной системы сбора и обработки данных страховой деятельности;

- развития взаимовыгодных контактов и членства в Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS).

Реализация Республиканской программы позволит:

- уменьшить нагрузку на бюджет Республики Беларусь в части возмещения непредвиденных потерь, вызванных факторами природно-техногенного характера не за счет бюджетных средств, а за счет механизма страхования, как обязательного, так и добровольного;

- привлечь на долгосрочной основе в национальную экономику сбережения населения и организаций путем увеличения охвата страхователей по видам добровольного страхования, и прежде всего относящихся к страхованию жизни;

- обеспечить стабильность и надежность национального страхового рынка, повысить его конкурентоспособность и инвестиционные возможности;

- сократить отток иностранной валюты путем развития национальной перестраховочной организации;

- внедрить современные стандарты надзора и регулирования страховой деятельности;

- обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки кадров в сфере страхования.

Выполнение запланированных мероприятий позволит за 2006–2010 годы увеличить объем страховых взносов по отношению к ВВП до 1,5 процента при их среднегодовом приросте в указанный период 23,7 процента ежегодно.

С учетом достижения к 2011 году в государственных и с долей государства более 50 процентов страховых организациях равного удельного веса взносов по обязательным и добровольным видам страхования среднегодовой темп прироста в целом по страховому рынку за указанный период должен составить 10,5 процента по обязательным видам страхования и 40,6 процента по добровольным видам страхования.

В целях реализации задач, поставленных настоящей Республиканской программой, будут выполнены соответствующие мероприятия, определенные в Плане действий по реализации Республиканской программы, а также даны задания государственным страховым организациям и страховым организациям, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, по достижению установленных им темпов роста страховых взносов по добровольным видам страхования и республиканскому унитарному предприятию «Белорусская национальная перестраховочная организация» по темпам роста страховых премий по рискам, принятым в перестрахование[2].

Реализация мероприятий, определенных в Плане действий по реализации Республиканской программы, не потребует бюджетных затрат.


Заключение

 

Подводя итог вышеизложенному, следует сформулировать некоторые выводы.

Страхование и рынок страховых услуг являются неотъемлемой частью экономики страны, всей совокупности рыночных экономических отношений. Поэтому на формирование страховых отношений не влияют существующая рыночная среда и законы рыночной экономики. Рыночная среда, цели и функции страхования обуславливают основные принципы организации рынка страховых услуг. Проведенный анализ теоретических основ страхования показал, что основная цель страхования заключается в обеспечении непрерывности процессов общественного воспроизводства.

Страховой рынок Республики Беларусь развит слабо, о чем говорит низкая доля страховых премий в ВВП (около 0,8%) и небольшой охват рынка (застраховано около 5% рисков).

На белорусском страховом рынке отсутствуют полноценные рыночные отношения из-за неравенства предприятий всех форм собственности. Так, осуществлять обязательное страхование, которое составляет основу рынка, согласно законодательству, могут только государственные страховые компании.

Концентрация белорусского страхового рынка является очень высокой. Так, на долю безусловного лидера страхового рынка Республики Беларусь государственной страховой компании «Белгосстрах» приходится более 60% всех собранных страховых премий.

Вместе с тем, белорусский рынок страховых услуг обладает большим потенциалом развития. Если сравнивать наши страховые компании по своим финансовым возможностям даже с российскими организациями, то показатели собственного капитала у нас еще недостаточны.

В рейтинге страховых компаний стран СНГ «Белгосстрах» занимает 30-е место. И это достаточно хороший результат.

Основной задачей сегодня является наращивание собственного капитала для расширения финансовых возможностей страховых компаний и увеличения количества страховых услуг.

В Республике Беларусь сегодня присутствует около 90 видов добровольных страховых услуг и около 10 видов обязательного страхования. На постсоветском пространстве только Казахстан может похвастаться таким разнообразием страховых услуг. И это только набор рисковых видов страхования. Еще необходимо прибавить несколько видов накопительного страхования.


Список использованных источников

 

1.      О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 с изм. и доп. от 12 мая 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 1/10688

2.      О Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1749 с изм. и доп. от 4 июля 2009 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 162, 5/30098

3.      Бенко А. На свой страх и риск // Рэспублiка. -  № 254 (4192) от 24 января 2007 г. – С.4-5

4.      Владимиров А. Рынок страхования в Беларуси // Экономическая газета. - №94 (1012) от 5 декабря 2006 г. – С.7-9

5.      Генесеева Е. Анализ страхового рынка Республики Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2008. – №15. - С.19-22

6.      Запольский М. Банковский и страховой секторы: стратегия взаимодействия // Банкаускi веснiк. - 2003. - №25. - С.40-42

7.      Коваленко Н.Н. Правовое регулирование страхования в Республике Беларусь. - Мн.: РИВШ, 2007. – 217 с.

8.      Косаренко Н.Н. Государство и страхование. Научная монография. – М.: НИБ, 2007. - 476 с.

9.      Куприянов А. Обзор страхового рынка Республики Беларусь // [электронный ресурс] www.infobank.by

10. Мурина Н.Н., Роговская А.А. Страховое дело: учеб. пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. - 246 с.

11. Сверж А., Осенко С. Страховой рынок Республики Беларусь: перспективы в развитии // Банкаўскi веснiк. - 2008. - №20 – С.25-30

12. Сербиновский Б.Ю., Гаръкуша В.Н. Страховое дело: учеб. пособие. – М.: 2005. – 143 с.

13. Страхование от А до Я / под ред. Л.И. Корчевской., К.Е.Турбиной. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 305 с.

14. Страховое дело: учеб. пособие / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова. А.В.Урупин. - Мн.: БГЭУ, 2001. – 208 с.

15. Страховой рынок Республики Беларусь: итоги и основные тенденции // [электронный ресурс] www.marketing.by

16. Финансы: Учебник / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Сабанти Б.М. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2007. - 462 с.



Информация о работе Структура и содержание рынка страховых услуг