Экологическое страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:15, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение экологического страхования в РФ.

Для изучения данной цели поставлены следующие задачи:

- определить понятие и содержание экологического страхования;

- рассмотреть состояние и перспективы развития экологического страхования в России;

- изучить экологические риски при страховании опасных производственных объектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Экологическое страхование в России……..........................................5
Понятие и содержание экологического страхования…………….5
О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России……………………………………………………………..22
Статистические данные об экологическом страховании……….31
Экологические риски при страховании опасных производственных объектов…………………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………….38

Список используемой литературы…………………………………41

Работа состоит из  1 файл

экологическое страхование в РФ.docx

— 75.28 Кб (Скачать документ)

     Федеральным законом "Об охране окружающей среды" предусмотрены две формы проведения экологического страхования - обязательная и добровольная. Обязательное страхование в силу действующего законодательства может быть введено только после принятия специального закона об обязательном экологическом страховании, который установит условия и порядок страхования. В настоящее время экологическое страхование осуществляется в добровольной форме, а его правила утверждаются действующим законодательством и страховыми компаниями, имеющими соответствующие лицензии. В договорах добровольного экологического страхования величина страховых сумм за возмещение вреда окружающей среде определяется по договоренности страховщика и страхователя.

     Проект  федерального закона "Об обязательном экологическом страховании" дважды рассматривался на заседаниях Государственной  Думы, но не прошел рейтинговый барьер. В настоящее время существует понимание того, что принятие данного  закона необходимо и должно быть ускорено. При разработке законопроекта учитывалась  не только необходимость создания специальной  системы страховой защиты объектов окружающей природной среды, но и  требование гармонизации российских нормативно-правовых норм с международным законодательством.

     С принятием закона "Об обязательном экологическом страховании" будет  создан реальный механизм финансирования затрат на восстановление природной  среды и ее компонентов. Страховщик будет оплачивать фактические расходы  на восстановление природной среды  в соответствии с планом восстановительных  работ после их выполнения или  осуществлять финансирование по смете. В законопроект заложена идея предупреждения возможного причинения вреда окружающей среде путем финансирования специальных  предупредительных мероприятий, стоимость  которых бывает дешевле, чем затраты  на ликвидацию последствий от аварии.

     Законом будут охвачены различные виды рисков: причинение ущерба окружающей среде  и природным ресурсам, затраты  на восстановление природных ресурсов, гражданская ответственность за причинение вреда окружающей среде и третьим лицам, а также риски неисполнения обязательств и финансовые риски.

     Кроме того, с учетом ликвидированных экологических  фондов и несовершенной системы  штрафов принятие закона "Об обязательном экологическом страховании" может  положить конец практически бесплатному  использованию окружающей среды.

     Экологическое страхование предусмотрено Законом "Об охране окружающей среды". Кроме того, экологической доктриной, одобренной Правительством РФ в 2002 г., также предусмотрены реализация принципа "загрязнитель платит", определение размера компенсации за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и здоровью населения и установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование.

     Страхование экологических рисков осуществляется также в рамках страхования гражданской  ответственности, установленной рядом  федеральных законов для отдельных  категорий хозяйствующих субъектов. В частности, Федеральным законом  о промышленной безопасности опасных  производственных объектов, предусматривающим  страхование вреда, причиненного окружающей природной среде, для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Однако в договорах экологического страхования и в договорах  страхования гражданской ответственности  опасных производственных объектов предусмотрено страхование экологических  рисков только на случай аварийного загрязнения  окружающей среды.

     В зарубежной практике под экологическим  страхованием обычно понимают страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или  катастрофой. К 2007 г. все страны ЕС должны были гармонизировать свое природоохранное законодательство в соответствии с Директивой ЕС об экологической ответственности, а к 2010 г. - систему финансовых гарантий на случай причинения вреда экологии. Основным положением Директивы является то, что субъект хозяйственной деятельности, нанесший вред окружающей среде, обязан нести финансовую ответственность.

     На  сегодняшний день экологическое  страхование становится не только экономическим  инструментом регулирования хозяйственной  деятельности в целях снижения экологического риска, но и механизмом, повышающим уровень конкурентоспособности  на мировом рынке.

     В России в настоящее время отсутствует  страхование экологических рисков, связанных с негативным воздействием чрезвычайных ситуаций природного характера. Хотя данный вопрос представляется чрезвычайно  важным. Результаты анализа изменений  климата на территории Российской Федерации  указывают на рост вероятности экстремальных  гидрометеорологических явлений.

     По  оценкам Всемирной метеорологической  организации и Всемирного банка  реконструкции и развития, в настоящее  время отмечается тенденция увеличения материальных потерь из-за усиливающегося воздействия опасных природных  явлений. Более 50% общего ущерба от опасных  природных явлений составляют опасные  гидрометеорологические явления. Кроме  того, ежегодный ущерб от воздействия  опасных гидрометеорологических явлений  на территории Российской Федерации  составляет 30 - 60 млрд руб. Ежегодный прирост количества опасных явлений составляет около 6,3%. Эта тенденция, по данным Росгидромета, сохранится и в дальнейшем.

     Счетная палата способствует улучшению экологической ситуации в России. Счетной палатой был завершен аудит эффективности воспроизводства минерально-сырьевой базы в Российской Федерации в 2005 - 2007 гг. Проверка семи коммерческих структур выявила ряд нарушений, связанных с неисполнением условий лицензионных соглашений, и в том числе с несоблюдением природоохранного законодательства, в частности с несоблюдением нормативов предельно допустимых выбросов и осуществлением выбросов без разрешительных документов, отсутствием лицензий на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, несоблюдением условий лицензионных соглашений по уровням добычи полезных ископаемых, а также осуществлением разработки участков месторождений без лицензий. Недоначисление недропользователями платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ составило 47,3 млн руб.

     Существующая  методическая база оценки ущерба, причиненного окружающей природной среде, не соответствует  реалиям сегодняшнего дня. У большинства  документов отсутствует правовой статус, преобладают нормативные методы. Иски, направляемые в суды по экологическим  правонарушениям, в основном ограничиваются требованиями о взыскании платы  за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Хотя этот вопрос тоже является актуальным. Например, Счетной палатой было проверено соблюдение природоохранного законодательства и использования средств федерального бюджета и собственных средств предприятий на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в металлургической, нефтяной, газовой и химической отраслях в субъектах Российской Федерации. Было установлено, что в результате ненадлежащего контроля со стороны специально уполномоченных органов исполнительной власти за начислением сумм платежей за негативное воздействие на окружающую среду недополученная сумма платежей только по трем предприятиям составила более 280 млн руб.

     Руководители  природоохранных подразделений  в регионах указывают на отсутствие федерального статуса у методик  по оценке ущерба.

     При проверке Счетной палатой целевого использования средств федерального бюджета, выделенных Сочинскому национальному  парку, было установлено, что отсутствие единого нормативного документа по расчету наносимого экосистемам ущерба при использовании в целях рекреации территории национальных парков не позволяет в полном объеме взимать сумму ущерба. Погашение потенциального ущерба и его сумма носят добровольный характер. По результатам направленного Счетной палатой представления Росприроднадзор с 2007 г. работает над проектом "Разработка научно-методического обеспечения определения такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный животному и растительному миру, почвенному покрову нарушением природоохранного законодательства России на особо охраняемых природных территориях". Однако до сих пор данный документ не разработан. Данное методическое обеспечение особенно актуально в преддверии Олимпиады 2014 г., объекты которой будут частично расположены на территории Сочинского национального парка. Счетная палата планирует осуществлять контроль реализации данного проекта в области расходования бюджетных средств и соответствия природоохранному законодательству в течение всего периода подготовки к Олимпиаде, так как существуют риски выделения земель особо охраняемых природных территорий в аренду без объективной оценки воздействия на окружающую среду.

     В настоящее время сумма предъявленного к возмещению вреда окружающей среде  составляет 318,8 млн руб. Оценка ущерба включает затраты на ликвидацию негативных последствий, затраты по иным потерям и убыткам, возникшим в связи с причинением вреда. Счетной палатой будет проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств федерального бюджета на финансирование восстановительных работ в Керченском проливе и осуществления контрольных, надзорных и иных функций по охране и использованию природных ресурсов Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю". Значимость этого контрольного мероприятия определяет необходимость контроля за реализацией мероприятий по ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов и аварийных сбросов загрязняющих веществ в Керченском проливе. Существуют следующие риски: невыполнение мероприятий по ликвидации загрязнения природной среды района Керченского пролива может привести к значительному ухудшению экологической ситуации в данном регионе, кроме того, возможно недопоступление в бюджет денежных средств, исчисленных за вред, причиненный водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Исковые заявления о возмещении вреда окружающей среде поданы в арбитражные суды. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной или иной деятельности, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством. В результате аварии произошло вымывание серы и нефтепродуктов в море. Протоколом количественного химического анализа отборов проб морской воды установлено наличие загрязняющих веществ (нефтепродуктов) в акватории в районе затопления теплоходов. Однако на сегодняшний день ни одного судебного решения по возмещению ущерба виновными не принято.

     Более того, согласно распоряжению Правительства  РФ в 2008 г. для частичного покрытия расходов, связанных с ликвидацией последствий  аварийного разлива нефти в акватории  Черного и Азовского морей, из резервного фонда Правительства  РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий  стихийных бедствий выделяется 48,7 млн руб. на финансирование аварийно-спасательных работ. То есть принцип "загрязнитель платит" пока не всегда работает.

     Для того, чтобы в ближайшем будущем экологическая ситуация улучшилась - должен быть осуществлен целый комплекс мер. Законодателям необходимо доработать и принять ряд нормативных актов, в том числе закон "Об обязательном экологическом страховании", о котором сегодня мы с вами говорили. Счетная палата в свою очередь продолжит проведение аудитов охраны окружающей среды. Главное, чтобы все мы не забывали о том, что природные богатства небесконечны и невосполнимы и ответственность за то, что увидят будущие поколения, лежит на каждом из нас.

      

     2. Статистические данные об экологическом страховании

     2.1. Экологические риски при страховании опасных        производственных объектов

     Возможности страховой отрасли в еще крайне малой степени задействованы  как для предотвращения, так и  для возмещения нанесенного окружающей природной среде ущерба и ликвидации нанесенного природе по вине застрахованного  ущерба. Действительно, страхование  выполняет не только компенсационную  функцию, защищая страхователей - прежде всего крупные промышленные объекты - от крупных убытков и незапланированных  расходов, включая возмещение потерпевшим  третьим лицам post factum, но и превентивную функцию. При принятии на себя риска (а объекта - на страхование) страховщик при подготовке договора страхования еще до того, как наступит страховой случай (вероятность которого рассчитывается на основе имеющейся статистики и с применением актуарных методов), внимательно изучает его состояние, оценивает риски (для этой цели привлекаются сюрвейеры, брокерские страховые фирмы) и средствами тарифной политики поощряет осторожных и предусмотрительных операторов и владельцев промышленных объектов, устанавливая в отношении их поощрительные тарифы. Потребители страховых услуг получают от страховщика и диагностику, и консультации о способах снижения уровня опасности и степени риска.

     Здесь уместно сослаться на классический закон страхования, который гласит, что ни страховщик, ни страхователь (имеется в виду, конечно, только добросовестный страхователь) не должны быть заинтересованы в наступлении  страхового случая, который наступает  помимо их воли в силу рассчитанной специалистами статистической вероятности. Они должны приложить все старания, чтобы предотвратить его. Но если ущерб, то есть неблагоприятное событие, все-таки наступил, то надо приложить все усилия, чтобы ограничить его масштаб. Договор страхования наделяет страхователя правом "требовать от страховщика возмещения расходов, произведенных в целях уменьшения убытков от страхового случая". Однако это происходит, только когда страховая компания признала такие расходы необходимыми и дала на них свое согласие. В экстремальной ситуации возможностей для предварительного согласования, наверное, немного.

Информация о работе Экологическое страхование в РФ