Экологическое страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание

Задачами данной работы является рассмотрение сущности экологического страхования, законодательства, критерий оценок и расчетов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...5
1. Понятие и значение экологического страхования………………………...7
1.1 Экономическая сущность страхования……………………………...........7
1.2 Задачи и функции экологического страхования……………....................9
2. Правовая база экологического страхования и ее развитие в РФ………..12
3. Механизм экологического страхования………………………………….18
4. Проблемы отечественного рынка экологического страхования и способы их преодоления………………………………………………………..………26
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа!!!!!!!.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 


Содержание

Введение………………………………………………………………………...5

1. Понятие и значение экологического страхования………………………...7

1.1   Экономическая сущность страхования……………………………...........7

1.2   Задачи и функции экологического страхования……………....................9

2. Правовая база экологического страхования и ее развитие в РФ………..12

3. Механизм экологического страхования………………………………….18

4. Проблемы отечественного рынка экологического страхования и способы их преодоления………………………………………………………..………26

Заключение…………………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время вопрос создания системы экологического страхования в России весьма актуален. Представляется, что одним из перспективных способов обеспечения экологической безопасности является система экологического страхования. Ведь именно экологическое страхование создает взаимную заинтересованность – и страхователя, и страховщика – в снижении риска аварий. Кроме того, оно позволяет уменьшить разовые издержки отдельного предприятия при нанесении им ущерба в результате экологической аварии, а пострадавшим дается гарантия, что они получат причитающуюся по закону сумму компенсаций за причиненный им вред независимо от финансового положения источника вреда.

Известно, что корни экологических проблем лежат в экономике. Это предопределяет одну из целей современной природоохранной стратегии - увязать экологические требования, весьма капиталоемкие и потому зачастую невыгодные хозяйствующим субъектам, с объективными экономическими законами, побуждающими вкладывать средства только в то, что дает прибыль. Отсюда и практическая задача: переход в основном от административных преимущественно к экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Одним из средств ее решения является внедрение экологического страхования.

Экологическое страхование в Российской Федерации с ее многочисленными промышленными объектами, представляющими потенциальную экологическую опасность, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных негативных природных явлений, также диктует необходимость проведения указанной деятельности.

Поэтому главная задача экологического страхования состоит в аккумулировании и направлении средств на природоохранные мероприятия через специальные фонды, либо в возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью населения в результате ухудшения или изменения ее качества. Но нормативные правовые акты последних лет невнятно отреагировали на обозначившуюся в практике объективную необходимость сформировать единое понятие экологического страхования. Многообразие его понятий, предлагаемое в ряде научных исследований, на сегодня находится в стадии формирования, а также попыток внедрения в нормативную правовую базу и в практику.

Задачами данной работы является рассмотрение сущности экологического страхования, законодательства, критерий оценок и расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и значение экологического страхования

1.1    Экономическая сущность страхования

 

Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как кризисное. Вследствие интенсивного загрязнения большинства природных объектов площадь территорий с острой экологической ситуацией во много раз превосходит площадь всех природных заповедников и заказников. Размер экономического ущерба от  загрязнения составляет примерно половину национального дохода страны. Около 24 тыс. промышленных предприятий продолжают загрязнять окружающую среду, многие из них не укладываются в установленные для них нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.

Одним из путей возмещения вреда, причиненного природным объектам, является введение и развитие института платности природопользования. Если коротко, его суть состоит в том, что предприятия и организации, деятельность которых в той или иной степени связана с использованием природных объектов, производят ежегодные платежи, направляемые соответствующими госорганами на компенсацию вреда и восстановление окружающей природной среды.

Однако институт платности природопользования рассчитан прежде всего на компенсацию вреда, причиненного окружающей природной среде промышленными и иными объектами при нормальных режимах эксплуатации. Значительно больший ущерб природной среде может быть причинен в результате аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Защиту от непредвиденных и чрезвычайных событий и экологического риска, во всем мире берут на себя страховые компании. С переходом на рыночные условия хозяйствования потребность в экологическом страховании возникла и в России. На территории нашей страны, где расположены многочисленные объекты, представляющие серьезную экологическую опасность, экологическое страхование может стать эффективной системой финансирования мероприятий по защите окружающей среды.

Экологическое страхование – страхование ответственности предприятий – источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей природной среды, обеспечивающее возможность компенсации части причиняемых загрязнением окружающей среды убытков и создающее дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий.

Экономическая сущность страхования состоит в том, что оно выступает как совокупность особо замкнутых перераспределительных отношений между её участниками по поводу формирования за счёт денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям или организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

Страхование аварийного загрязнения окружающей среды ориентируется на риски, происхождение которых часто не удается идентифицировать, а следовательно, оценить и адекватно отразить в количественных показателях. Если рассматривать риск как "математическое ожидание функции потерь при отыскании оценок параметров математической модели или ее структуры", то его величина зависит по крайней мере от пяти особо важных составляющих:

1) объема поступившего вредного вещества;

2) вида реципиента;

3) периода экспозиции;

4) времени года;

5) степени экологической опасности этого химического или физического элемента.

Построить интегральный показатель последствий аварийного загрязнения, достоверно отражающий уровень экономических потерь, вероятно, никогда не удастся, да и нет такой необходимости. Надо создать приемлемую для пользователей (в нашем случае - для страховщиков и страхователей) методику оценки причиняемых им убытков.

Специфика аварийного загрязнения заключается и в том, что последствия его и так называемого постоянного антропогенного давления на природу несопоставимы. В то же время непрерывное поступление вредных веществ в окружающую среду в объемах, значительно превышающих временно допустимые, можно квалифицировать по его негативным результатам как аварийное загрязнение. Это дает основания говорить о методах определения качественных и численных характеристик аварийного загрязнения окружающей среды. Однако вероятность ситуации, при которой воздействие на природные компоненты вписывается в очерченные рамки, рассчитать на имеющейся сегодня информационной базе невозможно. Статистика аварий с зарегистрированными экологическими эффектами отсутствует, либо, возможно, пока недоступна (что мало вероятно). Это в первую очередь связано с отсутствием четкой концепции экологической аварии. Можно привести достаточно примеров аварий и техногенных катастроф, даже частоты их возникновения, но методологии оценки экологической опасности того или иного производства, отвечающей требованиям экологического страхования, не существует. Главным в методологии оценки экологической опасности предприятий и производств должно стать страховое экологическое аудирование.

 

1.2. Задачи и функции экологического страхования

 

Главная задача экологического страхования - дополнительное финансовое обеспечение экологической безопасности при соблюдении интересов всех сторон: страховщиков, страхователей и третьих лиц.  В соответствии с этой целью на систему экологического страхования возлагаются следующие функции:

-         обеспечение гарантированного покрытия затрат и ущербов природопользователей, иных юридических и физических лиц (включая государство), возникающих в результате регистрации экологических рисков в рамках застрахованной деятельности;[1]

-         обеспечение предприятиям-источникам экологической опасности финансовых резервов для покрытия экологического ущерба, нанесенного им третьим лицам (включая государство как собственника объектов окружающей среды);[2]

-         обеспечение необходимых резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций, согласно правилам декларирования безопасности промышленных объектов;[3]

-         финансирование страхователем превентивных мероприятий по снижению экологического риска из средств резерва предупредительных мероприятий и временного использования средств страхового фонда;[4]

-         прибыльный оборот временно свободных средств страхового фонда с их последующим целевым использованием;[5]

-         экологический (эколого-экономический) аудит застрахованной деятельности и страхуемых экологических рисков;[6]

-         обеспечение участникам системы обязательного и добровольного страхования государственных и негосударственных льгот и привилегий в ведении хозяйственной деятельности, как субъектам, вложившим собственные средства в региональную систему страхования.[7]

Если для операций имущественного страхования существует достаточно богатый спектр нормативно-методической документации, то для страхования ответственности за аварийное загрязнение среды ее еще предстоит разработать.

То, что необходимость изыскания новых источников финансирования природоохранных мероприятий сегодня как никогда остра, понятно, как и то, что реальными дополнительными финансовыми резервами обладает пока только частный капитал. Найти для него привлекательные направления вложения средств - еще одна функция экологического страхования в том смысле, в котором мы его понимаем.

Таким образом, в  настоящее время в России слабо развито страхование риска загрязнения окружающей природной среды, получившее в мире название "экологическое страхование". А ведь одним из перспективных способов обеспечения экологической безопасности является именно система экологического страхования, оно создает взаимную заинтересованность и страхователя, и страховщика в снижении риска аварий. Кроме того, оно позволяет уменьшить разовые издержки отдельного предприятия при нанесении им ущерба в результате экологической аварии, а пострадавшим дается гарантия, что они получат причитающуюся по закону сумму компенсаций за причиненный им вред независимо от финансового положения источника вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовая база экологического страхования и ее развитие в Российской Федерации

 

Правовые основы экологического страхования в Российской Федерации определяются следующими нормативными актами:

- Гражданский кодекс РФ (гл.48,ст.927,935-937);[8]

-Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;[9]

- Федеральный Закон РФ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 15);[10]

- Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;[11]

- Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (ст. 7);[12]

- Постановление Правительства РФ №1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации»;[13]

Институт экологического страхования применяется для предотвращения и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф. Отличительной чертой страхования является возможность компенсации непредвиденного чрезвычайного ущерба. Экологическое страхование может проводиться в обязательной и добровольной форме, причем мировая практика показала целесообразность законодательного закрепления обязательного страхования некоторых экологических рисков.

Свое первое законодательное оформление экологическое страхование получило в 1991 году в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды"[14] (ст. 23). В развитие этого Закона Министерством охраны окружающей природной среды и природных ресурсов и Росгосстрахом были утверждены Типовые положения о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации. Ряд субъектов Федерации принял собственные законы об экологическом страховании (Ульяновская, Нижегородская области, Татария).

В 1994 году в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических катастроф Министерство охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ приняло решение о проведении эксперимента по развитию экологического страхования, где в качестве базы для его осуществления были определены несколько регионов (Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Вологодская области, г. Саратов и др.). В августе 1995 г. решение о проведении аналогичного эксперимента приняли органы власти Московской области. В нем первоначально должны были участвовать администрации двух районов области (Ногинского и Раменского), ряд страховых компаний и около 30 предприятий области, деятельность которых может привести к непредвиденному загрязнению окружающей среды.

Информация о работе Экологическое страхование в РФ