Фонд обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть социально-экономическую сущность средств Фонда обязательного медицинского страхования и изучить порядок формирования и использования его средств.
Для достижения поставленной цели предназначены следующие задачи:
1. Исследовать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования: функции, полномочия, средства.
2. Рассмотреть нормативно-правовую сторону формирования и функционирования Фонда обязательного медицинского страхования.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Сущность фонда обязательного медицинского страхования………... 5
1.1 Понятие фонда обязательного медицинского страхования РФ…. 5
1.2 Роль, функции обязательного медицинского страхования РФ….. 9
2. Руководство фондом обязательного медицинского страхования и его финансирование…………………………………………………………… 13
2.1 Управление фондом ОМС в РФ…………………………………… 13
2.2 Финансирование обязательного медицинского страхования…… 15
3. Реализация фондом обязательного медицинского страхования социальных функций государства………………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список используемой литературы……………………………………....... 27

Работа состоит из  1 файл

Фонд обязательного медицинского страхования.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

Расходование средств ФОМС осуществляется во исполнение возложенных на него задач и в соответствии с утвержденным бюджетом.

Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2009 год составили 550,8 млрд. рублей, или 98,6% от суммы расходов, утвержденных в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В 2009 году в структуре расходов территориальных фондов 94,4% составляют расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (2008 год – 84,0%).

Снижение доли средств федерального бюджета в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годами объясняется отсутствием в 2010 году расходов на финансирование мероприятий в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

Основную часть расходов Фонда в 2008-2010 годах составят расходы, связанные с долевым финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования и расходы, направленные на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.

Объемы финансирования по указанным направлениям в 2008-2010 годах были существенно увеличены.

При этом необходимо отметить, что в 2008-2009 годах при отсутствии на территории муниципального образования (городского округа) учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета осуществлялись денежные выплаты медицинским работникам первичного звена, оказывающим дополнительную медицинскую помощь в медицинских организациях, в которых в порядке, установленном законодательством, размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных ФМБА и РАМН.

Проектом закона не предусмотрены расходы на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, так как средства на указанные цели предусмотрены в составе расходов на ежемесячные денежные выплаты, учитываемые в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством отдельные категории граждан ежегодно до 1 октября заявляют о желании пользоваться набором социальных услуг за счет вычета соответствующей суммы из ЕДВ.

Вместе с тем, в 2008 году финансирование дополнительного лекарственного обеспечения в рамках действующего законодательства осуществлялось через систему обязательного медицинского страхования, при этом объем средств на указанные цели в 2008-2010 годах определялось ежегодно в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» после 1 октября соответствующего года, исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, содержащейся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с внесением изменений в Федеральный закон о бюджете Фонда в установленном порядке.

В 2008-2010 годах Фонд продолжил направление средств Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2008 году и сумме 16,6 млрд. рублей, в 2009-2010 годах — до 17,0 млрд. рублей ежегодно.

Новый Федеральный закон принят Государственной Думой 21 сентября 2011 года и одобрен Советом Федерации 28 сентября 2011 года.

Исполнение бюджета Фонда осуществлялось на основании Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

В целом доходы бюджета Фонда в 2010 году составили 101 843,6 миллиона рублей. Доходы бюджета Фонда без учёта межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составили 97 109,6 миллиона рублей (95,4% от общего объёма поступивших средств), из них страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 91 027,8 миллиона рублей.

За 2010 год сумма средств, переданных Фонду из федерального бюджета на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составила 4 734,0 миллиона рублей.

 

3.      РЕАЛИЗАЦИЯ ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

 

 

 

Более чем десятилетний опыт функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о достаточно высокой эффективности этого звена финансов. Однако отсутствие опыта в организации их деятельности, сложная экономическая ситуация, длительное время существовавшая в стране, некоторые неожиданные изменения в концепции функционирования внебюджетных фондов, а иногда и прямое нарушение законодательства стали причиной существенных недостатков в их деятельности.

Особенно много вопросов по-прежнему возникает относительно проводимой в стране реформой здравоохранения. С большим опозданием выходят комментарии к новым законам[12].

Особую тревогу вызывает непредсказуемость и неожиданность изменения законодательства, несоблюдение сроков утвержедения бюджетов внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении (особенно ФФОМС), отсутствие прозрачности в деятельности фондов и недостаточный контроль за их расходованием. Так что сфера приложения сил как научных, так и практических работников в части совершенствования функционирования социальных внебюджетных фондов все еще продолжает оставаться очень широкой[6].

Большие трудности возникли с принятием мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. Несмотря на хорошие финансирование, многие категории граждан не были в полной мере оснащены необходимыми лекарственными препаратами в нужные сроки. А на данную статью расходов потрачено значительное количество средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Готовый проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на плановый период 2012-2013 предусматривает общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 335 968 300,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 21 140 700,0 тыс. рублей;

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2012 год в сумме 369 166 400,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 23 250 000,0 тыс. рублей, и на 2013 год в сумме 403 541 600,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 18 810 000,0 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета Фонда на 2012 год в сумме 369 166 400,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 000 000,0 тыс. рублей, и на 2013 год в сумме 403 541 600,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 23 000 000,0 тыс. рублей.

В последние годы очень много говориться о проблемах, которые накопились в российском здравоохранении. Важная роль в решении этих проблем отводится Фонду обязательного медицинского страхования. До настоящего времени в нашей стране сохраняются огромные различия в системе финансирования и управления сферой здравоохранения в регионах. В настоящее время в России еще не созданы необходимые условия для предоставления квалифицированной высокотехнологичной медицинской помощи всем в ней нуждающимся. Медленно решается проблема оснащения российских лечебных учреждений современной техникой и оборудованием.

Подведя черту, можно сказать, что несмотря на все трудности, возникающие в организации реализации социальных функций государства, в целом Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является развивающимся фондом. Много успехов достигнуто в развитии и функционировании новых проектов, направленных на повышение заработной платы медицинским работникам и стимулирование их труда[15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                        

 

Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения.

     Обязательное  медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

     Фонд  обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ.

     ФОМС  формируется за счет: отчислений от сельхозналога; отчислений от единого налога на вмененный доход; добровольных взносов юридических и физических лиц; а также за счет доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

     Федеральный и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования освобождаются  от уплаты налогов по доходам от основной деятельности. Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

     В настоящее время система ОМС  сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанных как с внешними, так и с внутренними факторами. Проблемы, существующие при введении ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.  Конституция РФ. – М.:Приор, 2010. – 48 с.

2. Закон РФ от 28.06.91 № 1499-1 (ред.23.12.2003) «О медицинском страховании граждан в РФ»

3. Федеральный закон О страховых взносов в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ № 326 от 29 ноября 2010 г. М.:Проспект – 52 с.

4. Андреева,О., Контроль качества медицинской помощи – основа защиты прав пациентов // Медицинский вестник - 2009. № 32. – С 18.

5. Алексеев, А.А. Страхование: учебное пособие для вузов /А.А. Алексеев - РнаД.: Феникс 2008. – 167с.

6. Брызгалин, А.В. Страховые взносы в 2010 году / А.В. Брызгалин, А.Н. Головкин – Омега, 2010. – 86 с.

7. Гейц, И.В. Новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов / И.В. Гейц -  М.:ДИС,2009. – 124 с.

8. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования /В.Гришин //Здравоохрание РФ. – 2008. - №4. – С.16-20.

9. Иванников, И.А. Медицинское право. Учебное пособие / И.А. Иванников, Рубанова. – 2009. – 256 с.

10. Колоколов Г.Р. Медицинское обслуживание / Г.Р Колоколов. - М.:ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2008. – 186 с.

11. Косаренко, Н.Н. Современное страховое право: учебное пособие / Н.Н Косаренко. - М.:Экономика, 2009. – 157 с.

12. Кузнецова, О.В. Добровольное страхование / О.В. Кузнецова. - М.:Издательство "Юрайт", 2008. – 178 с.

13. Полетаев, А.В. Расходы на страхование работников: Методическое пособие / А.В. Полетаев. - М.:ДИС, 2009. – 86 с.

14. Рыбин, В.Н. Основы страхования: Учебное пособие для вузов / В.Н. Рыбин. -  М.:КноРус, 2010. – 125 с.

15. Сплетухов, Ю.А. Страхование / Ю.А.  Сплетухов, Е.Ф. Дюжиков. - ИНФРА-М, 2008. – 98 с.

16. Федорова, Т.А. Основы страховой деятельности / Т.А. Федорова. - М.: БЕК, 2007. – 154 с.

17. Шихов, А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. / А.К. Шихов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 174 с.

18. http://www.medcompany.ru

29. http://top.medlinks.ru/

20. http://www.webmedinfo.ru

21. http://www.medvestnik.ru

22. http://www.rosmedstrah.ru

23. http://ora.ffoms.ru


 

2

 



Информация о работе Фонд обязательного медицинского страхования