Функции, цели, задачи Фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определить роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
выявить особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России;
определить порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского образования;
проанализировать динамику доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования;
выявить основные проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути решения данных проблем.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы функционирования федерального фонда обязательного медицинского страхования.
1.1. Понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования………………………………………………………………….5
1.2. Особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России………………………………………………………9
1.3. Порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………………11
Глава 2. Анализ деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2.1. Динамика доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования. …………………………………………………….… 14
2.2. Результаты деятельности территориальных фондов……………………….. 18
2.3. Проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути совершенствования деятельности ФОМС………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………………………….. 28

Работа состоит из  1 файл

Функции ФОМС.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………

3

Глава 1. Основы функционирования федерального фонда обязательного  медицинского страхования.

    1. Понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования………………………………………………………………….

 

 

 

5

    1. Особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России………………………………………………………

 

9

    1. Порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………………

 

11

Глава 2. Анализ деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования.

2.1. Динамика доходов  и расходов федерального фонда  обязательного медицинского страхования. …………………………………………………….…

 

 

14

2.2. Результаты деятельности  территориальных фондов………………………..

18

2.3. Проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути совершенствования деятельности ФОМС………………………………..

 

20

Заключение……………………………………………………………………………

26

Список литературы…………………………………………………………………..

28


Приложение 1

Приложение 2

 

Введение

Некоторое время назад в городе Оренбурге, где я проживаю, стала функционировать частная служба скорой медицинской помощи. Казалось бы, что в стране, где уже много лет организована система обязательного медицинского страхования, нецелесообразно «открывать» бизнес частной медицинской помощи, тем более скорой. Также наличие большого количества частных клиник в нашем городе заставляет задумываться о том, нужно ли способствовать существованию системы обязательного медицинского страхования, если многие люди даже не хотят посещать больничные заведения, предполагающие бесплатное медицинское обслуживание?

Цель курсовой работы – определить роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. раскрыть понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования;
  2. выявить особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России;
  3. определить порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского образования;
  4. проанализировать динамику доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  5. проанализировать результаты деятельности территориальных фондов ОМС;
  6. выявить основные проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути решения данных проблем.

Объектом исследования данной курсовой работы является система обязательного медицинского страхования РФ.

Предметом - федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

При написание курсовой работы и исследовании результатов деятельности ФОМС использовала материалы учебников для высших учебных заведений, учебных пособий, данные сайтов Интернет.

 

 

Глава 1. Основы функционирования федерального фонда обязательного  медицинского страхования.

 1.1. Понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское  страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) принятый в 1991 году. Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 

В качестве субъектов  медицинского страхования Законом  определены гражданин, страхователь, страховая  медицинская организация, медицинское  учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Структура системы ОМС была представлена 87 территориальными фондами ОМС, 120 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 262 филиалами СМО.

Численность граждан,  застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС — 139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек, неработающих — 82 128,5 тыс. человек.

На 01.01.2011 года в ТФОМС зарегистрировано 8 000 620 страхователей, из них  87 страхователей  неработающего населения - органов исполнительной власти.

Система обязательного медицинского страхования создана с целью  обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

  • финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;
  • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС осуществляет следующие функции:

  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; 
  • разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
  • выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  • осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
  • осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
  • организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  • изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
  • участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.

 

Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.

 

 

1.2. Особенности становления  системы обязательного медицинского  страхования в России.

Здравоохранение РФ прошло сложный исторический путь развития, позволивший в 20-60 годы решить задачи социально-гигиенического благополучия в стране в условиях преимущественно  инфекционной патологии. В течение  нескольких десятилетий развитие здравоохранения шло экстенсивным путем, что было в значительной степени оправдано. Однако в 70-80 годы в связи с начинающимся эпидемиологическим переходом, новыми условиями социально-экономического развития страны необходимо было перевести здравоохранение на новый режим функционирования, но в силу целого ряда причин это не было сделано. Более того, в последнее десятилетие усилились те негативные тенденции, которые были связаны с остаточным принципом финансирования, господством административно-командных методов управления, уравнительным затратным характером всего народного хозяйства. Форма хозяйствования в здравоохранении отражала в условиях командно-административной системы ее основополагающие черты. Эти черты и признаки достаточно подробно проанализированы в литературе и могут быть сведены к следующему. Во-первых, это иерархическая многоуровневая подчиненность; во-вторых, определение на уровне высших звеньев управления целей развития ЛПУ и путей их достижения; в - третьих, текущая координация и текущий контроль деятельности нижестоящих звеньев; в - четвертых, доведение до лечебно-профилактических учреждений обязательных к исполнению адресных плановых заданий, к выполнению которых привязывалась системы оценки и стимулирования. Все это приводило к следующим последствиям. Это, прежде всего хроническая нехватка финансовых средства, неэффективное использование имеющихся ресурсов, недостаточные материальные стимулы, отсутствие возможности здравоохранению влиять на демографические, экологические, социально-экономические факторы, определяющие условия жизни людей и состояние их здоровья. Можно утверждать, что в 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный кризис здравоохранения, который проявлялся особенно остро по следующим направлениям:

1. Кризис здоровья. Если  еще 20 лет назад группа здоровых составляла приблизительно 30% от общего числа населения, то теперь не более 20%. Более 25% населения ежегодно госпитализируется в больницы, из каждый 100 родившихся 11 имеют дефекты физического и психического состояния. Снизилась средняя продолжительность жизни;

2. Кризис финансирования. Если в начале 70-х расходы на  здравоохранение составляли около  10% от ВНП, то теперь они составили  менее 3% от ВНП. 

3. Кризис материально-технической  базы;

4. Кризис кадров.. 

Предпосылками к принятию закона о медицинском страховании послужили:

1. Недостаточность финансирования  здравоохранения

2. Бесплатная бюджетная медицина  автоматически увеличила обращаемость  за медицинской помощью (на 60%).

3. Параллельно с увеличением обращаемости увеличилось количество врачей, объем проводимых исследований и росло число медицинских услуг. Одновременно с ростом количественных показателей падали качественные показатели.

 

 

 

1.3. Порядок формирования  и использования средств Фонда  обязательного медицинского страхования.

Порядок формирования и использования  страхового резерва средств на обеспечение  граждан необходимыми лекарственными средствами Федерального фонда обязательного  медицинского страхования разработан в соответствии с пунктом 14 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864.

Страховой резерв создается за счет средств, предусмотренных в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования по виду расходов 782 "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами" в целях компенсации недостатка средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами, распределенных по территориальным фондам обязательного медицинского страхования исходя из численности граждан, проживающих в субъекте Российской Федерации и имеющих право на набор социальных услуг. Средства страхового резерва используются в случае недостаточности средств на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами в течение года, не являются свободными средствами и входят в состав статьи расходов бюджета Фонда "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами". Размер страхового резерва средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами определяется правлением Фонда и формируется ежеквартально в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на очередной квартал. Размер страхового резерва на год должен составлять не менее 10% от объема средств, предусмотренных по статье расхода бюджета Фонда "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами".

Информация о работе Функции, цели, задачи Фонда обязательного медицинского страхования