Функции, цели, задачи Фонда обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определить роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
выявить особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России;
определить порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского образования;
проанализировать динамику доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования;
выявить основные проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути решения данных проблем.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы функционирования федерального фонда обязательного медицинского страхования.
1.1. Понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования………………………………………………………………….5
1.2. Особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России………………………………………………………9
1.3. Порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………………11
Глава 2. Анализ деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2.1. Динамика доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования. …………………………………………………….… 14
2.2. Результаты деятельности территориальных фондов……………………….. 18
2.3. Проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути совершенствования деятельности ФОМС………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………………………….. 28

Работа состоит из  1 файл

Функции ФОМС.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

В течение десяти лет обязательное медицинское страхование в субъектах  Российской Федерации развивалось  и функционировало в виде нескольких моделей, обусловленных различной инфраструктурой страховщиков, что приводило к абсолютно различным механизмам финансирования медицинской помощи, оказываемой в рамках медицинского страхования.

Как минимум, этих моделей  было четыре: страховая модель (в  территориях работали фонды ОМС и страховые компании, которые осуществляли деятельность в соответствии с действующим законодательством); фондовая модель (в территориях работали только фонды ОМС, которые выполняли роль страховщиков, а страховые компании не работали или отсутствовали вообще); смешанная модель (и фонды ОМС и страховые компании существовали и выполняли роль страховщиков) и нулевая модель (все финансовые ресурсы медицинского страхования зачислялись в бюджет и механизмы медицинского страхования не использовались). В этом заключается часть организационной проблемы медицинского страхования.

Другая часть этой проблемы заключалась  в том, что подобное “разнообразие” далеко не всегда позволяло гражданам, застрахованным в разных субъектах  Федерации не только реализовать свое право на получение медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, если они находились не по месту своего жительства, но зачастую и претендовать на получение медицинской помощи вообще. Исключение составляли только случаи экстренной помощи. Только в 1999 году, Федеральному фонду ОМС удалось в определенной степени решить эту проблему, обязав территориальные фонды ОМС осуществлять взаиморасчеты за оказанную иногородним медицинскую помощь.

Наличие обозначенной выше проблемы способствовало региональным диспропорциям в становлении и развитии системы медицинского страхования, что в свою очередь приводило к значительной дифференциации конституционных прав и реальных возможностей населения в получении медицинской помощи. До сих пор данная проблема решена не в полном объеме.

Кроме того, управление территориальными фондами ОМС осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, что предоставляло возможность  нецелевого использования финансовых ресурсов медицинского страхования.

4. Проблема информационной поддержки – все еще не удалось обеспечить адекватную информационную поддержку процессам перехода к медицинскому страхованию. Зачастую в средствах массовой информации высказываются поверхностные суждения по данному сложному предмету не совсем профессионально-подготовленными людьми.

Любые реформации требуют информационной поддержки, которая, прежде всего необходима для консолидации уже существующих сторонников перемен и привлечения в их число новых. В определенные исторические периоды, когда происходят значимые для всего общества изменения (а к таким можно отнести и введение медицинского страхования), информационная поддержка должна приобретать характер пропаганды. При этом пропаганда должна носить не огульный а целенаправленный характер. В нашем случае следовало бы сосредоточить усилия на разъяснительной работе среди медицинского персонала. Следует с сожалением констатировать, что этого сделано не было.

По данным социологических исследований, проведенных в различных регионах России в период внедрения медицинского страхования (1995-1997 гг.) подавляющее большинство врачей узнавали о медицинском страховании и познавали его особенности из тех же источников, что и все остальное население – из средств массовой информации.

С большим опозданием началась специальная подготовка не только врачей, но и руководителей здравоохранения. Результаты торопливости того периода, плодами которой стали неинформированность медицинского персонала о сути и принципах медицинского страхования, непонимание причин, целесообразности и необходимости его использования в России, проявляются в виде негативного отношения большинства врачей к медицинскому страхованию, которое, по их мнению, не принесло в здравоохранение ничего, кроме заполнения дополнительного количества документов.

5. Проблема терминологическая – существует серьезная путаница в терминологии: в обиход запущены различные термины, которые искажают представление, как о сущности медицинского страхования, так и его принципах.

Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что в настоящее  время крайне необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также  создать условия и предпосылки  реформирования здравоохранения.

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при  поступлении средств ОМС в  систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодняшний тариф поступлений от фонда оплаты труда - не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть - это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально-значимые виды медицинской помощи.

Платежи за неработающее население из средств выделенного  бюджета здравоохранения ведут  к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую  службы, чего нельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д.. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Внедрение системы ОМС  практически на всех территориях  отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Решение проблем реализации и совершенствования системы  обязательного медицинского страхования является модернизация ОМС, целью которой является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

  • обеспечить сбалансированность доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам;
  • обеспечить эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС;
  • устранить недостатки, накопившихся в системе за период ее существования;
  • гармонизировать правовые и организационно-экономические механизмы взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.

Таким образом, проводимая в России модернизация здравоохранения предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.

 

Заключение

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на здравоохранения; децентрализации системы управления фондами здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья.

Среди основных функций фонда: выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

В настоящее время  система ОМС сталкивается с большим  числом проблем, основными из которых  являются:

· недостаточный тариф  страховых взносов;

· неполнота сборов страховых  взносов с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов физических, юридических лиц;

· прямые и косвенные  попытки изъятия средств ОМС (включение  страховых взносов в систему  федеральных налогов, изъятие средств  фондов в бюджет или их консолидация в бюджеты);

· низкая заинтересованность граждан в системе ОМС;

· неудовлетворительная координация деятельности государственных  внебюджетных фондов;

· задержка с принятием  профессиональных медицинских стандартов, порядка взаиморасчетов между, субъектами РФ в системе ОМС.

Эти и другие проблемы ставят вопрос о целесообразности реформирования здравоохранения.

Сегодня система ОМС  доказала свою значимость, рациональность и стабильность. Обязательное медицинское  страхование обеспечивает всем гражданам  Российской Федерации, независимо от пола, возраста, места проживания и социального статуса равные возможности в получении качественной бесплатной медицинской помощи. Средства ОМС как целевой стабильный источник финансирования лечебно-профилактических учреждений позволяют заинтересовать последних в улучшении качества медицинской помощи (уровень финансирования ставится сегодня в прямую зависимость от объемов, качества и достигнутых результатов лечения).

Система ОМС стала  неотъемлемой частью отечественного здравоохранения не только в сфере его финансирования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования нередко выступают в роли организаторов и координаторов процессов, способствующих конструктивному взаимодействию субъектов ОМС. Филиалы осуществляют контроль за порядком всеобщего обязательного медицинского страхования граждан на подведомственных территориях, занимаются заключением договоров страхования работающих граждан и обеспечением их страховыми полисами.

 

   Список литературы

   1. Закон  « О медицинском страховании граждан в РФ»

   2.  Федеральный   закон  "О  бюджете  Федерального   фонда   обязательного

      медицинского страхования на 2000 год":

   3.   Анисимов   В.   Правовые   и   организационно-экономические   основы

      формирования территориальных программ ОМС. Страховое дело 1999г.  №  3

      с.26 – 32

   4.  Бутова  В.Г.   Экономическое   обоснование   страховых   тарифов   по

      обязательному медицинскому страхованию  Финансы 1999 г. № 1   с.38–51

   5. Бородин  А.Ф. О медицинском страховании Финансы 1996 г. № 12

   6. Гехт  И.А. О некоторых  проблемах   внедрения  медицинского  страхования

      Здравоохранение РФ 1996 № 4

   7. Гришин  В. Федеральный  фонд  обязательного   медицинского  страхования.

      Здравоохрание РФ 2000 №4

   8.  Гришин  В.В.  Обязятельное  медицинское  страхование.   Первые   шаги

      Экономика и жизнь 1998 № 41 с. 14

   9. Гришин  В.В. Обязательное медицинское  страхование:  состояние,  анализ,

      пути развития. Экономика и жизнь  2000 № 3 с. 15

  10. Гришин  В.В. Бутова В.Г., Резников А.А.  Модели  системы  обязательного

      медицинского страхования Финансы  1996 № 3

  11. Маршалова  А.С.  Улавнова  Н.К.  Проблемы  эффективности  использования

      фондов обязательного медицинского  страхования. Регион 1996 № 2 с. 107-

      118.

  12. Стародубцев  В.И. Савельева Е.Н. Особенности  медицинского страхования в

      современной России. Российский  медицинский журнал 1996 г.№ 1 с. 8-11

  13. Журнал. Эскперт  №9 2001г.

  14. Журнал, Страховое  дело №4 2001г.

  15. Отчет  федерального фонда  обязательного  медицинского  страхования  за

      2000 год. Российская газета 2001 г. 26 июня.

  16. Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования. Аналитический

      обзор. 2001 г.

  17. http://www.gms.astranet.ru/oms.htm

  18. http://www.rosmedstrah.ru

  19. http://www.iet.ru/personal/shishkin/p1.htm

  20. http://www-koi.ic.sci-nnov.ru/rus/bis_nn/bussines/otchet/text/1018.txt

  21. http://www.tacishf.mednet.ru/ReviewsR2_1_22.htm

  22. http://www.medmedia.ru/insuarance

  23. http://newhouse.ru/medicine/guarantee/must.html




Информация о работе Функции, цели, задачи Фонда обязательного медицинского страхования