Регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:29, контрольная работа

Описание

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 43.15 Кб (Скачать документ)

1) переоценка основных фондов, особенно  в условиях инфляции, должна осуществляться  своевременно;

2) нормы амортизации должны быть  достаточными для простого и  расширенного воспроизводства основных  фондов;

3) амортизационные отчисления на  предприятиях должны использоваться  только исходя из их функционального  назначения;

4) нормы амортизации должны быть  дифференцированы в зависимости  от функционального назначения  основных фондов, а также с  учетом срока их морального  и физического износа;

5) предприятия должны иметь возможность  применять ускоренную амортизацию.

Инвестиционная политика. Важным рычагом  воздействия на предпринимательскую  деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно  может воздействовать на темпы объема производства, на изменение структуры  общественного производства и решение  многих социальных проблем.

Государственное предпринимательство. Одной из важнейших форм прямого  вторжения государства в экономику  является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской  деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана  с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

При этом государство выступает  самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных  диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности  экономики.

Государственное предпринимательство3 является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей  страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень  огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно  высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления  реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала  заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс  дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.

Существенное влияние на предпринимательскую  деятельность государство может  оказать через проведение соответствующей  внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные  условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных  предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может  расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового  баланса, создать условия для  конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Структурная политика. В структурном  плане наша экономика является гипертрофированной, это результат предшествующего  развития, и изменение ее в сторону  сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности — также важнейшая  задача государства.

Из этого всего можно сделать  вывод, что у государства имеются  различные рычаги для вмешательства  в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема  экономики, только правильно надо уметь  ими пользоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Государственная поддержка предпринимательства4 представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует  изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные  интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение  различных слоев и групп населения  к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику  удовлетворения потребности в продуктах  и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам  сделать осознанный выбор - стать  предпринимателем или остаться наемным  работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Формирование  целостной системы государственной  поддержки предпринимательства - сложный  и длительный процесс, в основе которого лежат:

  1. законодательная и нормативная база.
  2. правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;
  3. обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;
  4. система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики.
  5. государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности, инвестиции в отраслевое и региональное развитие.

Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и  других нормативно-правовых актах органов  исполнительной власти, реализуется  прежде всего государственной службой. Последняя является "головной организацией" и по реализации государственной  промышленной политики.

Однако  не каждому государственному служащему  требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, то ее уровень  зависит не только от возможности  государства влиять на экономику. Главное  же в том, что государственная  служба осуществляет полномочия государственных  органов иным чем прежде путем. Она  выполняет прежде всего следующие  функции, в том числе по поддержке  предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие  с  бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными  вопросами занимается множество  органов с различными функциями  и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются  также разнообразные советы, координационные  комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов  Федерации. Тем не менее координация  организаций, специализирующихся на поддержке  малого предпринимательства на федеральном  и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

Представляется, что в перспективе будет преобладать  тенденция к дальнейшей децентрализации  и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере. Эффективность  децентрализованных подходов подтверждает опыт развитых стран. Так, особенностью Германии как федерального государства  является высокая степень политической и хозяйственной самостоятельности  федеральных земель. Детально отработанная система распределения компенсации позволяет, в частности, правительствам земель выполнять специальные программы развития, в то время как федеральное правительство реализует собственные мероприятия и программы федерального уровня на той же территории. В определенных случаях возможно, например, долевое финансирование того или иного проекта одновременно в рамках федеральных и земельных программ.

Между тем  ни федеральный закон "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации", ни программа  действий правительства, ни федеральная  программа поддержки малого бизнеса  не содержат четкой концепции его  развития.  Не сформулированы ясные  социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и  приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки  малого предпринимательства не подкреплены  и достаточными ресурсами.

Одна  из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее  время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и  т.д. Поиск рынков сбыта продукции  стал главным фактором выживания  предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий. Приватизация имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.

  Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения  иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной  гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и централизацией.   Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др. В то же время оно крайне забюрократизировано, что может нанести ущерб развитию конструктивного предпринимательства. Сама практика работы ряда лицензионных подразделений показывает явное пренебрежение к участникам рынка. Нередко критерием для выдачи лицензии выступает личная лояльность к руководству соответствующих организаций.

Таким образом, для развития предпринимательства  применяется ряд экономических  методов и рычагов, в том числе  приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный  заказ, лицензии, тарифы, государственные  гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что  резко снижает их эффективность. 

Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе  структур, чтобы предпринимательство  стало импульсом подъема отечественной  экономики.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Мировой  опыт свидетельствует о том, что  государство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поиск оптимального соотношения  сил государства и бизнеса.

В экономике  разных стран вмешательство государства  в управление ею подвижно, процессы усиления государственного регулирования  сменяются дерегулированием в зависимости  от степени вмешательства государства.

Формы и  методы государственного регулирования  различаются в разных странах  и в пределах одной страны в  зависимости от состояния экономики: стабильно развивающаяся рыночная; переходная от одной системы хозяйствования к другой, развивающаяся в чрезвычайных ситуациях и др.

В переходные периоды, как показывает практика, государственное  регулирование усиливается, для  этого есть объективные причины. Однако к настоящему времени государственное  регулирование в России в полной мере еще не сложилось. Есть отдельные  законы и постановления Правительства  РФ по регулированию некоторых сфер но утвержденная научно обоснованная стратегическая программа государственного регулирования отсутствует. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.

С переходом  нашей страны на рыночные отношения  стал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и  социальном плане с каждым годом  возрастает, несмотря на то, что он находится  в стадии становления, и в этом плане мы существенно отстаем  от развитых стран, мира.

Основной  причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого бизнеса со стороны государства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В.Сергеева. – 3-е изд., перераб. и пол. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 560 с.
  2. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и допол. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с: ил.
  3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 345 с.
  4. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/18_2_98.htm

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и допол. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с: ил.

2 Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В.Сергеева. – 3-е изд., перераб. и пол. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

3 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 345 с.

Информация о работе Регулирование предпринимательской деятельности