Правовое
регулирование предпринимательской
деятельности в Казахстане
Сегодня экономические
изменения в Казахстане намного
опережают преобразования в правовой
сфере. Такая ситуация не является исключением
и в сфере малого и среднего
предпринимательства. Рассмотрим данную
ситуацию с хронологической точки
зрения.
Можно выделить
следующие основные этапы законодательного
обеспечения становления малого
предпринимательства в Казахстане:
- 11 декабря 1990
года принят Закон Казахской
ССР «О свободе хозяйственной
деятельности и развитии предпринимательства
в Казахской ССР», который является
одним из первых законодательных
актов, определившим основные
правовые, экономические и социальные
условия для свободной предпринимательской
деятельности. В указанном законе
предпринимательство трактуется
как инициативная или иная
деятельность за счет собственных,
заемных и других имущества
и средств, с целью получения
для всех участников этой деятельности
взаимовыгодных результатов и
дохода;
- 4 июля 1992 года
принят Закон Республики Казахстан
«О защите и поддержке частного
предпринимательства», который установил,
что государство обеспечивает
максимальную свободу частных
предпринимателей, охрану коммерческой
тайны и ответственность государственных
органов и должностных лиц
за нарушение прав частных
предпринимателей. Законом было
подтверждено положение об отказе
государства прямо вмешиваться в
частную предпринимательскую деятельность.
Впервые в одном законодательном акте
были отражены вопросы государственной
регистрации частной предпринимательской
деятельности, хозяйственной деятельности
частных предпринимателей, охраны коммерческой
тайны;
- Государственная
программа поддержки и развития
предпринимательства на 1992-1994 годы;
- Государственная
программа поддержки и развития
предпринимательства на 1995-1996 годы;
- 6 марта 1997 г.
был принят Указ Президента
Республики Казахстан «О мерах
по усилению государственной
поддержки и активизации развития
малого предпринимательства». Поддержка
и развитие малого предпринимательства
провозглашаются приоритетной сферой
государственной экономической
политики. Главными задачами развития
малого предпринимательства названы,
в первую очередь, обеспечение
занятости населения, решение
его социальных проблем и развитие
трудовой активности, наполнение
потребительского рынка широким
ассортиментом товаров и услуг.
В указе были определены конкретные
меры по поддержке субъектов
малого бизнеса: создание фонда
развития малого предпринимательства,
строительство центров и инкубаторов
малого бизнеса, распространение
на субъекты малого предпринимательства,
занимающихся производством материального
продукта, льгот в области налогового
и таможенного обложения и
др.
Создание промышленных
центров малого предпринимательства
предпочтительно в форме акционерных
обществ или консорциумов с привлечением
внутренних и внешних инвестиций.
Основные мероприятия
по реализации Программы предусматривают
разработку проекта промышленного
центра малого предпринимательства
в городе Астане. В декабре 1998 года
подписан протокол намерений между
Фондом развития малого предпринимательства
и компанией «Финтрако» на проектирование,
менеджмент и строительство в городе Астане
технопарка на 250 малых предприятий различных
отраслей экономики с созданием более
12 тысяч новых рабочих мест. Турецко-казахстанская
Ассоциация бизнесменов, совместно с Агентством
Турции по развитию и поддержке малого
и среднего предпринимательства (КОСГЕБ),
приступила к разработке проекта создания
технопарка стоимостью от 40 до 60 миллионов
долларов США, из которых 75% финансирует
Эксимбанк Турции, 25% - заказчик [28];
- 19 июня 1997 года
приняты Закон Республики Казахстан
«Об индивидуальном предпринимательстве»
и Закон Республики Казахстан
«О государственной поддержке
малого предпринимательства», который
определил субъектов малого предпринимательства
с численностью работников не
более 50 человек и общей стоимостью
активов в среднем за год
не свыше 60000-кратного расчетного
показателя, а также основные
принципы и меры по государственной
поддержке малого предпринимательства
[12, С. 14];
- 7 июля 1992 года
Указ президента Республики Казахстан
«О приоритетах и региональных
программах поддержки и развития
малого предпринимательства в
Республике Казахстан»: установлены
приоритеты развития малого предпринимательства
по видам производства товаров
и услуг: создание новых и
развитие действующих производств
товаров народного потребления,
замещающих импорт строительных
материалов, малых видов оборудования,
развитие сферы услуг, развитие
производства по дальнейшей переработке
продукции аграрного комплекса;
31 декабря 1998
года утверждена Государственная
программа развития и поддержки
малого предпринимательства в
Республике Казахстан на 1999-2000 годы.
Основными результатами программы
к концу 2000 года определены: рост
числа субъектов малого предпринимательства
к концу 2000 года до 500 тысяч,
увеличение численности занятых
в сфере малого бизнеса до 2
миллионов человек, доля субъектов
малого предпринимательства в
Валовом внутреннем продукте
страны к концу 2000 года –
15%;
- 19 января 2001 года
N 77 Постановление правительства
Республики Казахстан О Концепции развития
и поддержки малого предпринимательства
в Республике Казахстан на 2001-2005 годы [11].
Таким образом,
в Республике Казахстан законодательная
база для развития и функционирования
малого бизнеса, в целом, сформирована.
На современном этапе одной из
основных задач является полная реализация
на практике установленных положений.
Указанные акты
обеспечили основу для устойчивого
развития предпринимательства в
Республике, создали необходимые
предпосылки для становления
предпринимательского класса. В то же
время, не нашли полного отражения вопросы,
связанные с функционированием небольших
предприятий, определения четких критериев
отнесения тех или иных юридических лиц
к категории малых и средних предприятий,
что затрудняло не только статистический
учет основных показателей деятельности
данных предприятий, а также препятствовало
выработке эффективных мер по оказанию
мер государственной поддержки предпринимателям.
Экономическое
развитие Казахстана в последние
годы значительно продвинулось вперёд
по пути формирования полисубъективной
структуры отношений собственности. Гражданский
кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно
фиксирует это обстоятельство. Причём,
особенности приобретения и прекращения
права собственности на имущество, владения,
пользования и распоряжения им для каждого
из субъектов определяются исключительно
законом. И лишь закон определяет виды
имущества, которые могут находиться исключительно
в государственной или частной собственности
[1; 2].
Новая ситуация
потребовала радикальных изменений
в правовой основе экономической
деятельности. Гражданский кодекс РК
- важнейшая веха на этом пути. Он определил
принципиальные основы экономических
отношений при переходе к рыночным
методам хозяйствования, сформировал
основные правила, нормы их правового
регулирования, обобщил и законодательно
закрепил новые формы организации
экономической жизни, возникшие
в последние годы.
В Гражданском
Кодексе, в частности, жёстко регламентированы
организационно-правовые формы коммерческой
деятельности. А это означает, что
все без исключения действующие
коммерческие структуры должны быть приведены
в соответствие с введёнными Гражданским
Кодексом нормами [2, С. 86].
Наряду с физическими
лицами, Гражданский кодекс РК признаёт
субъектами гражданских прав и обязанностей
юридические лица.
Юридическим лицом
признаётся организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает
по своим обязательствам этим имуществом,
может от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде.
Юридическое лицо
можно определить как совокупность
следующих признаков:
- юридическое
лицо имеет или может иметь
имущество, обособленное от имущества
его участников;
- юридическое
лицо обладает самостоятельной
волей, которая может не совпадать
с волей его отдельных участников;
- юридическое
лицо вправе совершать от своего
имени сделки, т. е. участвовать
в имущественном обороте;
- юридическое
лицо несёт самостоятельную ответственность
по своим обязательствам;
- юридическое
лицо может быть истцом и
ответчиком в суде;
- существование
юридического лица является, в
принципе, бессрочным и не зависит
от состава его участников [2, С.
88].
Во многом действие
этих признаков лишь предполагается,
а на практике законодательство вносит
свои особенности и исключения в
их действия. Так, например, положение
об абсолютной самостоятельности юридического
лица коммерческого характера во
многом ограничено предписаниями антимонопольного
законодательства разных стран.
Решая вопрос о
выборе формы деятельности в той
или иной сфере (осуществлять её как
гражданин - физическое лицо, или же
создать организацию - юридическое
лицо), необходимо предварительно изучить
все особенности законодательства,
определяющие положение юридических
лиц вообще (в качестве субъектов
гражданских прав и обязанностей),
и нормы, касающиеся отдельных организационно-правовых
форм юридических лиц. Такое знание
важно и для тех, кто в ходе
своей деятельности сталкивается с
юридическим лицом, чтобы правильно
определить его правовое положение,
порядок и условия участия
его в коммерческом обороте, ответственность,
которую юридическое лицо и/или
участники юридического лица будут
нести по его обязательствам. Например,
ответственность товарищества с ограниченной
ответственностью и акционерного общества
ограничена по общему правилу только принадлежащим
им имуществом, между тем, как в случае
недостаточности имущества для удовлетворения
требований кредиторов у полного товарищества,
товарищества на вере и товарищества с
дополнительной ответственностью по их
долгам будут отвечать в соответствии
с положениями Гражданского кодекса их
участники.
Гражданский кодекс,
признавая юридические лица субъектами
гражданских прав и обязанностей,
проводит общую дифференциацию юридических
лиц на коммерческие и некоммерческие.
Деление организаций на коммерческие
и некоммерческие проводится в зависимости
от наличия при создании и деятельности
организации в качестве основной цели
извлечение прибыли. При этом, перечень
организационно-правовых форм коммерческих
организаций, приведённый в Гражданском
кодексе, является исчерпывающим, что
означает невозможность использования
для ведения предпринимательской деятельности
какой-либо иной фирмы, кроме предусмотренных
в Кодексе. Кодекс же предусматривает
следующие формы деятельности коммерческих
(имеющих в качестве основной цели извлечение
прибыли) организаций:
- хозяйственные
товарищества – согласно Гражданскому
Кодексу (ст. 58), хозяйственным товариществом
признается коммерческая организация
с разделенным на доли (вклады)
учредителей (участников) уставным
капиталом. Имущество, созданное
за счет вкладов учредителей
(участников), а также произведенное
и приобретенное хозяйственным
товариществом в процессе его
деятельности, принадлежит товариществу
на праве собственности. Хозяйственные
товарищества могут создаваться
в форме полного товарищества,
коммандитного товарищества, товарищества
с ограниченной ответственностью,
товарищества с дополнительной
ответственностью;
- акционерное
общество - юридическое лицо, выпускающее
акции с целью привлечения
средств для осуществления своей деятельности.
Акционеры акционерного общества не отвечают
по его обязательствам и несут риск убытков,
связанных с деятельностью общества, в
пределах стоимости принадлежащих им
акций;
- третья форма
организации предпринимательской
деятельности, предусмотренная ГК
РК, является производственный кооперативом,
которым признается добровольное
объединение граждан на основе
членства для совместной предпринимательской
деятельности, основанной на их
личном трудовом участии и
объединении его членами имущественных
взносов. Членов кооператива должно
быть не менее двух. Члены производственного
кооператива несут по обязательствам
кооператива дополнительную (субсидиарную)
ответственность в размерах и порядке,
предусмотренных Законом о производственном
кооперативе;
- кроме трех
видов организации частного предпринимательства,
в РК разрешено государственное
предпринимательство. К государственным
относятся предприятия: 1) основанные на
праве хозяйственного ведения; 2) основанные
на праве оперативного управления (казенное
предприятие). Имущество государственного
предприятия является неделимым и не может
быть распределено по вкладам (долям, паям),
в том числе, между работниками предприятия.
Фирменное наименование государственных
предприятий должно содержать указание
на собственника его имущества. Государственное
предприятие создается, ликвидируется
и реорганизуется по решению уполномоченного
государственного органа [2, с. 85].