Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Содержание

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 4
1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 7
2. Лицензирование отдельных видов деятельности 12
3. Основные положения законодательства о деятельности монополий и антимонопольного законодательства 16
4. Стандартизация и сертификация 22
5. Государственное регулирование ценообразования 25
Литература 30

Работа состоит из  1 файл

Правовое регул.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗАОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Уголовного права и процесса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Правовое  регулирование профессиональной деятельности» 

На тему: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса на базе средне-специального образования

Бахтиярова Алёна Раисовна

Специальность: «Товароведение и экспертиза товаров»

№ зачётной книжки: ТзС-11-32

Проверил: Попов К.И

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

 

Содержание

 

1.  Государственное регулирование предпринимательской деятельности

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

— разработка, принятие и контроль над законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

— повышение эффективности  государственного регулирования и  снижение соответствующих издержек;

— ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;

— создание условий для  свободной и добросовестной конкуренции  на рынке, свободного перемещения товаров  на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

— сочетание текущих  и перспективных направлений  развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

— содействие долговременному  росту накопления капиталов и  стабильному развитию, сдерживание  инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного  регулирования хозяйственной сферы  деятельности;

— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

— поддержание социального  равновесия и приемлемого для  большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное  регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

— осуществление структурной  перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных  на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции  к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

— повышение конкурентоспособности  продукции экспортных отраслей и  отдельных видов производств;

— поиск и использование  возможностей долгосрочного обеспечения  производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

— укрепление положения  в приоритетных и наиболее прогрессивных  отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

— пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными  мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

— использование мер  воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более  направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Большое значение в 80-е  гг. XX в. приобрели целевые программы  отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и  нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Большое значение в системе  управляющего воздействия имеют  конкретные формы и методы взаимоотношений  администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

Важной сферой регулирования  является применение финансовых методов  в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она  сводится к ограничению срока  жизни патента и осуществлению  принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской  деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование  производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

Как и направления (сферы) государственного регулирования пред­принимательской деятельности, формы такого регулирования  многооб­разны. В целом их можно  подразделить, соответственно мерам  государ­ственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные .

Экономические формы  в условиях рыночного хозяйства  должны за­нимать одно из ведущих  мест. Экономические формы государственно­го  регулирования экономики можно  охарактеризовать как меры, заклю­чающиеся в определении направлений и стратегии развития экономи­ки в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйствен­ной деятельности.

Экономической формой государственного регулирования предприни­мательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулиро­вание, поскольку  без налогов невозможна реализация публичных интере­сов. К экономическим  формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозиро­вание и программирование социально-экономического развития. Разумеет­ся, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вмес­те с тем главное предназначение названных форм регулирования пред­принимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

Без организационных  форм государственного регулирования  не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные фор­мы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, при­меняемые в пределах, установленных законами, компетентными государс­твенными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организацион­ным формам государственного регулирования предпринимательской де­ятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные пред­писания, применение нормативов и лимитов, установление квот.

Организационные формы  государственного регулирования необхо­димо  отличать от санкций, применяемых к  хозяйствующим субъектам — правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Напри­мер, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуаль­ного предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.

Государственный контроль за соблюдением законодательства субъек­тами  предпринимательской деятельности — это, по своей сути, одна из организационных  форм государственного регулирования  предпринима­тельской деятельности.

Государственная поддержка  также является одной из форм государ­ственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в оп­ределенных сферах экономики. «Сюда от­носятся государственная поддержка субъектов малого предприниматель­ства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обес­печению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей».

Защита субъектов предпринимательской  деятельности, как форма го­сударственного  регулирования предпринимательской деятельности, ха­рактеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты де­лятся на судебные и внесудебные.

Поскольку, как уже  отмечалось выше, формы государственного регу­лирования предпринимательской деятельности должны иметь норматив­ное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми фор­мами государственного регулирования предпринимательской деятельно­сти. Некоторые формы государственного регулирования предпринима­тельской деятельности называются правовыми в соответствующих норма­тивных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование — это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как до­говор, имущественная ответственность и т.п.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности