Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Содержание

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 4
1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 7
2. Лицензирование отдельных видов деятельности 12
3. Основные положения законодательства о деятельности монополий и антимонопольного законодательства 16
4. Стандартизация и сертификация 22
5. Государственное регулирование ценообразования 25
Литература 30

Работа состоит из  1 файл

Правовое регул.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

К монополистическим  действиям органов власти и управления относятся принимаемые ими акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих  субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещается: а)образование органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров; б) наделение названных органов

полномочиями, осуществление  которых имеет либо может иметь  своим результатом ограничение  конкуренции;в) совмещение функций  указанных органов с функциями  хозяйствующих субъектов;

г) наделение последних  функциями названных органов.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными согласованные монополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (между собой либо с хозяйствующим субъектом), когда они имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ. Федеральный антимонопольный орган - МАП РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Для осуществления своих полномочий МАП РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

За нарушение предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение антимонопольного законодательства на должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 У К.

Монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки монополии:

1) юридическое основание  установления, реализации и прекращения  режима;

2) соотношение законодательства  о монополиях с Законом «О  конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;

3) границы действия  рассматриваемых монопольных режимов  по отраслям и видам хозяйствования;

4) общий правовой статус  субъектов монополий, специфический  характер их прав и обязанностей;

5) система регулирования деятельности субъектов монополий;

6) санкции и ответственность  за нарушение положений законодательства  в соответствующей области.

Сферы деятельности монополий:

1)транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) услуги по передаче  электрической и тепловой энергии;

4) железнодорожные перевозки;

5) услуги транспортных  терминалов, портов, аэропортов;

6) услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

Рассматриваемые монопольные  институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.

 

4. Стандартизация и сертификация

Стандартизация - это  деятельность по установлению правил, норм и характеристик в целях  обеспечения:

1) единства измерений;

2) качества продукции,  услуг и работ в соответствии  с уровнем развития техники,  технологии и науки;

3) обороноспособности  и мобилизационной готовности  страны и так далее.

Стандартизация и сертификация, это две смежные системы, созданные  для контроля качества услуг, продукции и оборудования. Основными регламентирующими документами являются ГОСТ (нормативный документ) и технический регламент. Постепенно система стандартов качества меняется, учитывая введение новых технологий производства продукции.

Так например, после создания Таможенного союза ведется активная работа по созданию новых тех. регламентов, которые вводятся вместо действующих  ранее ГОСТов.

Сертификат качества – это товаросопроводительный документ, который подтверждает соответствие товара показателям качества, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, техническим характеристикам, требованиям природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора. Сертификат выдается экспортером или предприятием-изготовителем. Сертификат качества должен быть составлен в нескольких экземплярах. При импорте товаров сертификат качества применяется, как справочный документ для таможни, он дает информацию о количественных и качественных характеристиках импортируемого товара.

Сертификат соответствия - необходим для идентификации товара. Он подтверждает соответствие товара всем необходимым требованиям. Сертификация продукции может производиться добровольно или на обязательной основе. Сертификация качества - это выполнение требований государственных регулирующих органов. Кроме того, сертификация услуг и товаров способствует активному продвижению их на рынке. Доверие покупателя, довольно часто, зависит от наличия сертификата качества. На сегодняшний день существует огромное количество компаний, которые помогут получить сертификат.

Экологическую безопасность товара подтверждает экспертное заключение или свидетельство о гос.регистрации. В некоторых случаях получение  сертификата возможно только в случае прохождения данной экспертизы.

Сертификат пожарной безопасности требуется для подтверждения товаров требованиям установленного технического регламента. Чаще всего, сертификат пожарной безопасности необходим на продукцию строительного назначения. Проверятся степень воспламеняемости и горючести того или иного вида продукции. Нужно сказать, что с введением тех. регламента о пожарной безопасности, требования к строительным материалам значительно повысились. В ряде случаев, сертификат соответствия ГОСТ не выдается без пожарного сертификата.

Свидетельство о государственной регистрации выдается органами Роспотребнадзора бессрочно.

Орган по сертификации - юридическое лицо, которое аккредитовано  проводить работы по сертификации в  соответствии с определенной областью аккредитации. Орган по сертификации должен иметь все необходимые документами, разрешающими данному органу осуществлять свою деятельность на законных основаниях. Поэтому, необходимо ответственно подходить к выбору органа по сертификации. Прежде всего, нужно хорошо изучить договор о сотрудничестве. Поискать информацию о той или иной компании в Интернете. Это поможет сделать Вам правильный выбор.

Сертификацию всегда проводят органы по сертификации, являющиеся третьей стороной. К модулям соответствующим  сертификации можно отнести модуль F и G.

По закону «О техническом регулировании» оценка соответствия проводится в следующих формах:

  1. Государственный контроль или надзор по закону это основная форма оценки соответствия.
  2. Аккредитация (установление компетенции);
  3. Испытания (например, уникального оборудования);
  4. Регистрация (для новой продукции);
  5. Подтверждение соответствия;
  6. Приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено;
  7. Иные формы.

В техническом регламенте должны быть определены государственные  контрольные и надзорные органы. Указаны их полномочия и сфера ответственности. За каждым контролирующим органом закрепляется конкретный раздел технического регламента.

 

5. Государственное регулирование ценообразования

Государственное регулирование  цен в экономике страны позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых рычагов воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Государственное регулирование дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе, связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом: образование, наука и культура, здравоохранение и др.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого методов.

К косвенному регулированию  относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, в частности такие, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры.

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которой имеет несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.

Прямое регулирование  цен осуществляется следующими способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен), "ценового коридора" и фиксированных цен. Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях (во время войн, послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Политика «ценового потолка»

Они формируют так  называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотации, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике республики кроме указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупцию на государственных предприятиях. Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаше всего она применяется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя (рис. 1.2).

На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство  вынуждено скупать, и затем ими  распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка.

 

Рис 1 2 Политика «ценового пола»

Политика "ценового коридора" заключается в том, что устанавливаются два предела цен верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис.1.3).

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности