Основы конкуренции понятие и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение
стр
3
Глава 1
Основы конкуренции понятие и функции
стр
5
1.1
Сущность и понятие конкуренции
стр
5
1.2
Функции конкуренции
стр
8
Глава 2
Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции
стр
10
2.1
Основные модели рынка
стр
10
2.2
Формы конкуренции
стр
13
2.3
Виды конкуренции
стр
21
Глава 3
Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы
стр
23
3.1
Современная конкуренция и ее значение конкуренции
стр
23
3.2
Формы современной конкуренции
стр
27
3.3
Способы ведения конкурентной борьбы
стр
29
3.4
Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством
стр
31
Заключение
стр
35
Список использованных источников
стр
36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 92.95 Кб (Скачать документ)

К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:

а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка  какого-то товара или услуги;

б) предложение  стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в  условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты — это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

в) сложность  входа в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами  на вступление в отрасль встают очень  серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и  доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами  препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

г) наличие  стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет  получить большую долю рынка, в большей  степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже  своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении  проблем, ресурсного обеспечения (закупка  крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов  ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву  для подобных стремлений.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так  и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.[4]

 

2.2 Формы конкуренции

 

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам  соперничества.

По масштабам  развития конкуренция может быть:

-Индивидуальной (один участник рынка стремится  занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи  товаров и услуг).

Как известно, особенностью свободной конкуренции  является то, что продавцы и покупатели являются мелкими собственниками. Никто  из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и  установить для всех свою цену. Это  решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной "игры", ведущие  соперников к победе или поражению. 
Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (лат. notmatio - упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками. 
Второе правило. Чтобы, как говорится, "обхитрить" равновесную цену, товаропроизводитель старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценой. 
         Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи [5].

Третье  правило. При обострении борьбы соперники  прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов  по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам. О подобном соперничестве  рассказал А. Куприн в романе "Яма". Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В  конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной  борьбе, одно из пароходных обществ  предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его  конкурент тотчас же к даровому проезду  присовокупил еще полбулки белого хлеба. Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.

-  Местной  (ведется среди товаровладельцев  какой-то территорий);

-  Отраслевой (в одной из отраслей рынка  идет борьба за получение наибольшего  дохода);

- Межотраслевой  (соперничество представителей разных  отраслей рынка за привлечение  на свою сторону покупателей  в целях извлечения большего  дохода);

- Национальной (состязание отечественных товаровладельцев  внутри данной страны)Прежде всего важно уяснить, кто участвует в национальной конкуренции, которая может развертываться внутри отдельных отраслей рынка или во всей рыночной системе.

Широко  распространено представление о  том, что в рыночном соперничестве  принимают участие только отдельные  продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается "война всех против всех". 
Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности "отбить" покупателей у своих соперников. Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы "потеснить" других претендентов на нужный им товар. 
Наконец, главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая - купить вещи по меньшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая же армия выигрывает сражение? Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Кроме того, важно следующее обстоятельство. Для эффективного воздействия конкурирующих сил на рыночную цену требуется достаточно большая - так называемая критическая масса продавцов и покупателей. В странах с многочисленным населением такая масса насчитывает несколько миллионов человек. В таком случае национальная конкуренция выступает в качестве мощной силы, которая направляет деятельность всех агентов рынка по каналам, о которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления. Во-первых, она воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Во-вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка. В-третьих, она приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

- Глобальной (борьба предприятий, хозяйственных  объединений и государств разных  стран на мировом рынке).

По характеру  развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются  посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения  качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).[6]

Экономисты классифицируют формы конкуренции по трем наиболее важным признакам представленным на схеме 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

           -ценовая                               - внутриотраслевая        - совершенная

           -неценовая                           - межотраслевая             - несовершенная

 

          Схема 1 – формы конкуренции

 

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов без изменения ассортимента и качества товаров. Снижение цены возможно за счет уменьшения издержек производства или сокращения прибыли компании. Это требует от производителей соблюдения режима экономии ресурсов, их эффективного использования, в основном за счет внедрения новых технологий. Эта задача является решаемой только для крупных предприятий, которые к тому же могут позволить себе отказаться на некоторое время от прибыли, чтобы вытеснить с рынка конкурентов.

Например, в результате ввода  в эксплуатацию подводного туннеля, соединяющего Францию с Великобританией, усилилась конкуренция между  компанией «Евротуннель» и паромными  компаниями. Последние с целью  переманить клиентов не только резко  снизили цены на билеты, но и открыли  на паромах торговлю товарами, не облагаемыми  таможенными пошлинами. Таким образом, число потенциальных пассажиров туннеля предпочло воспользоваться  услугами паромов, так как на них  можно было еще и купить товары по низким ценам.

Такой метод ведения конкурентной борьбы получил название «война цен». Он широко используется в период проникновения  на чужой рынок. Например, американская компания «Кока-Кола» применила  его при вторжении на рынки  стран Латинской Америки, а японские автомобильные компании таким же образом продвигали свои товары на американский и европейский рынки.

Устойчивые компании применяют  следующие дополнительные методы борьбы за «голоса» покупателей:

—  демпинг — продажу  товаров по сниженным, бросовым ценам (с помощью такого метода российские производители хотели завоевать  американский рынок текстиля, одежды и оружия);

—   продажу товара с дисконтом, то есть со скидкой на 5—20% от цены товара (его часто применяют  продавцы в предпраздничные дни);

—   продажу в рассрочку  — с выплатой стоимости одного или нескольких товаров по частям в течение 1—3 лет (применяется на рынках мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи).

Неценовая конкуренция основана на дифференциации, то есть на различиях с аналогичным товаром конкурентов. Они выражаются в:

— предложении товаров  более высокого качества, с большей  надежностью, комфортом, безопасностью  и сроком службы (конкуренция качества и технического превосходства);

—лучших условиях продажи  и более продолжительном сроке  гарантийного обслуживания (конкуренция  сервиса);

— использовании интенсивной  рекламы, различных презентаций  в целях стимулирования сбыта товаров;

— предоставлении покупателям  широкого выбора услуг, например продажа  товаров с сюрпризом (подарком, лотереей), бесплатная доставка на дом, выбор товара по каталогу, оформление заказа по телефону;

— повышении ценности товара в глазах покупателя с помощью  привлекательного дизайна, упаковки, необычайного вкуса, оригинального названия, отсутствия холестерина, сахара и кофеина.

Например, американская компания «Seven-Up» в начале девяностых годов XX века стала представлять угрозу для  лидера рынка прохладительных напитков «Coca-Cola», поставив на данный рынок газированную воду без кофеина. А компания «Dirol»  укрепила свои позиции, выпустив жевательную  резинку с ксилитом. Многие производители  животного и растительного масел  стали выпускать свою продукцию  баз холестерина.

Все эти факторы оказывают  сильное влияние на мнение потребителей. Но, несмотря на эти «бантики», покупатели прежде всего обращают внимание на имидж, то есть образ, авторитет компании и страны-производителя. Мировую  известность имеют американские компании, производящие компьютеры и  программное обеспечение, японские — аудио и видеотехнику, итальянские  — обувь, французские — косметику  и парфюмерию, немецкие — автомобили. На рынке продовольственных товаров  непререкаемый авторитет имеют  отечественные продукты питания  с маркой «Довгань». Это свидетельствует  о конкурентоспособности этих товаров.

Под конкурентоспособностью понимают комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению  с аналогичными товарами других отечественных  и зарубежных производителей.

Информация о работе Основы конкуренции понятие и функции