Основы конкуренции понятие и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение
стр
3
Глава 1
Основы конкуренции понятие и функции
стр
5
1.1
Сущность и понятие конкуренции
стр
5
1.2
Функции конкуренции
стр
8
Глава 2
Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции
стр
10
2.1
Основные модели рынка
стр
10
2.2
Формы конкуренции
стр
13
2.3
Виды конкуренции
стр
21
Глава 3
Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы
стр
23
3.1
Современная конкуренция и ее значение конкуренции
стр
23
3.2
Формы современной конкуренции
стр
27
3.3
Способы ведения конкурентной борьбы
стр
29
3.4
Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством
стр
31
Заключение
стр
35
Список использованных источников
стр
36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 92.95 Кб (Скачать документ)

Если же российские товары не могут конкурировать с заграничными, то наши производители могут потребовать  от государства проведения мер защиты от западных конкурентов, скажем сокращения объема импорта или увеличения таможенных пошлин, чтобы импортные товары стали  дороже.

Межотраслевая конкуренция — один из видов капиталистической конкуренции, характеризующийся борьбой между капиталистами различных отраслей хозяйства за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал, за его наиболее выгодное приложение. Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный процесс перелива капиталов из одной отрасли хозяйства в другую и устанавливаются пропорции воспроизводства общественного капитала.

 Межотраслевая конкуренция  приводит к тому, что капиталисты  покидают отрасли с низкой  нормой прибыли и устремляются  в отрасли, где норма прибыли  наиболее высокая. В результате  этого в ряде отраслей производство  сокращается, спрос на создаваемые  товары начинает превышать их  предложение, рыночная цена этих  товаров возрастает выше их  стоимости, норма прибыли в  этих отраслях поднимается до  среднего уровня. В то же время  в отраслях с высокой нормой  прибыли в результате большого  прилива капиталов, ищущих более  выгодного применения, усиливается  внутриотраслевая конкуренция, производство  расширяется, предложение товаров  начинает превышать спрос на  них, вследствие чего падают  рыночные цены и норма прибыли. 

В условиях свободной конкуренции  в результате постоянного перелива капиталов из одной отрасли в  другую в поисках более прибыльного  их применения и происходит образование  средней (общей) нормы прибыли. Таким  образом, через механизм межотраслевой  конкуренции закон стоимости  стихийно регулирует распределение  капиталов, средств производства и  рабочей силы между различными отраслями  капиталистического хозяйства. В межотраслевой  конкуренции находят свое выражение  те экономические отношения, которые  складываются между капиталистами  разных отраслей хозяйства при дележе совокупной прибавочной стоимости, производимой всем рабочим классом  данной страны. В условиях монополистического капитализма перелив капитала из одной отрасли в другую затрудняется. Однако межотраслевая конкуренция  не исчезает, ока способствует выравниванию отраслевых норм прибыли в интересах.

Внутриотраслевая конкуренция — один из видов капиталистической конкуренции; борьба между частными товаропроизводителями, создавшими товары одного вида, за наиболее выгодные условия их производства и сбыта; борьба между капиталистами одной отрасли производства за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию единой рыночной цены на товары данного вида, в основе которой лежит общественная (рыночная) стоимость этих товаров.

 Предприятия с высокой  производительностью труда и  соответственно низкой, при реализации  своей продукции по рыночным  ценам или даже по несколько  сниженным ценам получают добавочную  прибыль, источник которой —  избыточная прибавочная стоимость.  Предприятия же с низкой производительностью  труда и соответственно высокой  индивидуальной стоимостью продукции  при реализации ее по рыночным  ценам теряют часть созданной  прибавочной стоимости и получают  низкую норму прибыли, а иногда  не могут даже возместить издержки  производства. Внутриотраслевая конкуренция  ведет к разорению простых  товаропроизводителей и мелких  капиталистов, к концентрации производства и капитала, к углублению классовых противоречий буржуазного общества; победу в ней одерживают предприятия с высокой степенью концентрации капитала.

Эта конкуренция, с одной  стороны, служит стимулом к техническому прогрессу и повышению производительности труда на капиталистических предприятиях, а с другой — выступает как  тормоз развития производительных сил, поскольку порождает коммерческую тайну, препятствует повсеместному  быстрому внедрению достижений науки  и техники в данную отрасль  хозяйства, влечет за собой расхищение производительных сил и сопровождается прямыми разрушительными последствиями, особенно в условиях господства крупного монополистического капитала, когда  методы внутриотраслевой конкуренции  становятся наиболее жестокими.

Совершенная конкуренция складывается на рынке, где ни один из участников не может воздействовать на рыночную цену и объем спроса и предложения.

Конкуренция среди производителей на данном рынке (со стороны предложения) получила название полиполия, что означает «много продавцов», а конкуренция  между покупателями (со стороны спроса) — полипсония, то есть «много покупателей».

Рынок совершенной конкуренции  характеризуется следующими основными  признаками:

—   неограниченное число  независимых продавцов и покупателей  товара конкурентной отрасли (несколько  сотен или тысяч), причем каждый продавец имеет ограниченную долю рынка;

—абсолютная однородность продукции означает, что товары, предлагаемые к продаже, имеют одинаковые стандартные свойства в отношении качества, упаковки и внешнего вида;

— абсолютно свободный доступ на рынок новых предприятий и свободный выход из него существующих компаний;

—  абсолютная мобильность, то есть свобода перемещения всех факторов производства, возможность  освободиться от лишних ресурсов или  привлечь дополнительные факторы;

—полный обзор (прозрачность) рынка означает, что продавцы и покупатели информированы о ценах, качестве товаров, объемах их спроса и предложения, то есть они принимают решения в условиях определенности;

— условия конкурентной борьбы одинаковы для всех участников рынка, нельзя допускать, чтобы в конкуренции создавались для кого-то преимущества, вытекающие из дружбы или различий в сроках поставки товаров.

На совершенном рынке  продавцы и покупатели встречаются  не только в одном и том же месте, но и в одно и то же время, так  чтобы каждый из них мог без  промедления реагировать на все  изменения на рынке. Ярким примером такого рынка является товарная, валютная и фондовая биржи. Цена конкретного  товара на рынке совершенной структуры  устанавливается в зависимости от спроса и предложения. Каждый отдельный продавец и покупатель не может оказывать на нее прямого влияния.

Например, если продавец запрашивает  высокую цену, все покупатели переходят  к его конкурентам, если же продавец запрашивает более низкую цену, то на него будет ориентирован основной спрос, который он не в состоянии  удовлетворить из-за незначительной доли рынка. Поэтому продавец приспосабливается  к рынку путем регулирования  объема продаж. Он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Изменить цену все же можно, если все продавцы будут действовать  сообща.

Спрос на данном рынке достаточно стабильный, то есть не бывает резких колебаний  спроса. Покупателям безразлично  у какого производителя покупать товар, так как он стандартный. Получается, что и у продавцов и у  покупателей нет выбора, по какой  цене продавать или покупать товар. Они могут сделать это только по сложившейся рыночной цене.

Рынок совершенной (чистой, свободной, идеальной) конкуренции  является излюбленным рынком экономистов, на котором они изучают поведение  производителей и потребителей. Хотя данный рынок является теоретической  моделью, он имеет большое практическое значение, поскольку может объяснить  реальную ситуацию на рынках, близких  к совершенной конкуренции. К  ним экономисты относят рынки  ценных бумаг, валюты, марочного бензина, пшеницы, кукурузы, молока и мяса, хлопка и шерсти, овощей и фруктов. Многие экономические теории, в частности  спроса и предложения, строятся применительно  к рынку совершенной конкуренции. Кроме того, он является эталоном, образцом для сравнения с другими рынками.

Несовершенная конкуренция (Imperfectcompetition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка  совершенной конкуренции, которая  является абстракцией и практически  не существует в реальной жизни, а  только в теории, рынок несовершенной  конкуренции встречается практически  повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике  — это рынки несовершенной  конкуренции.

Признаки несовершенной  конкуренции:

- наличие входных барьеров в отрасль;

- дифференцированность продукции;

-основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;

-возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

В условиях несовершенной  конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние  издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних  издержек и выражена следующей формулой:

 

(MC = MR) < AC < P

 

Примеров рынков несовершенной  конкуренции можно привести превеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроники (Samsung, Siemens, Sony) и др.[7]

Существуют такие виды несовершенной конкуренции как  монополия, олигополия и монополистическая конкуренция, их характеристики представлены в таблице 1.

 

Таблица 1-Виды рыночных структур несовершенной конкуренции

Виды  рынков несовершенной конкуренции

Количество производителей

Степень дифференциации продукции

Степень контроля над ценами

Барьеры для входа на рынок

Монополистическая конкуренция

Большое количество фирм

Разнообразная продукция

Относительно  небольшая

Низкие

Олигополия

Малое количество фирм

Однообразная  продукция или с незначительными  различиями

Частичная

Высокие

Монополия

Одна фирма

Однообразная  продукция не имеющая субститутов

Полная

Высокие


 

2.3 Виды конкуренции

 

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором  она будет пытаться работать, следует  учесть, что конкуренция бывает трех видов.

Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для туризма — это лодки, велосипеды, рюкзаки, лыжи, палатки, байдарки, котелки, специальная одежда и т.п. Поэтому нее спортивные товары в одном магазине могут конкурировать друг с другом.

Видовая конкуренция предполагает наличие товаров, предназначенных  для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно  важным характеристикам. Например, аудиоаппаратура  различается уровнем выходной мощности, а также по другим менее важным характеристикам.

Предметная конкуренция происходит в результате выпуска товаров, различающихся  только качеством изготовления они  другими, может быть, незначительными  отличиями.

В последнее время еще одним  фактором цивилизованной конкуренции  становится скорость. Здесь речь идет о распространяющемся в последнее  время таком методе конкуренции, как быстрое выполнения заказа клиента при той же цене.

В предпринимательской практике известна и недобросовестная конкуренция, т.е. применяются методы конкурентной борьбы, снизанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относятся:

- демпинг (например, демпинговая цена, означающая искусственно занижение цены продажи товаров, применяется как средство пни вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж); применение демпинговой цены считается средством нечестной конкуренции и запрещено законодательствами ряда стран;

- установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;

злоупотребление господствующим положением на рынке: установление дискриминационных  цен или коммерческих условий;

- установление зависимости поставок товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров;

- введение ограничительных условий в агентские соглашения;

- тайна на торгах и создание тайных картелей;

- ложная информация и реклама;

- недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов;

- нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг.

Однако английская пословица гласит: «Можно всегда надуть некоторых, можно  иногда надуть всех, но надувать всех и  всегда -невозможно».

Видовая конкуренция – Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно нужным характеристикам, например магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.

Предметная конкуренция  происходит в результате выпуска  идентичных товаров, различающихся  только качеством изготовления или  даже одинаковых по качеству, но имеющих незначительные отличия.

Информация о работе Основы конкуренции понятие и функции