Основы конкуренции понятие и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение
стр
3
Глава 1
Основы конкуренции понятие и функции
стр
5
1.1
Сущность и понятие конкуренции
стр
5
1.2
Функции конкуренции
стр
8
Глава 2
Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции
стр
10
2.1
Основные модели рынка
стр
10
2.2
Формы конкуренции
стр
13
2.3
Виды конкуренции
стр
21
Глава 3
Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы
стр
23
3.1
Современная конкуренция и ее значение конкуренции
стр
23
3.2
Формы современной конкуренции
стр
27
3.3
Способы ведения конкурентной борьбы
стр
29
3.4
Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством
стр
31
Заключение
стр
35
Список использованных источников
стр
36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 92.95 Кб (Скачать документ)

- невозможность любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо предпочтений и льгот;

- полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства;

-абсолютная однородность (гомогенность) реализуемых товаров и услуг;

- отсутствие субъектного контроля (власти) над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразование предстает как объективный процесс. 

Необходимо  подчеркнуть, что только наличие  суммы всех названных условий  позволяет создать идеальную  модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции в рамках свободного (совершенного) рынка с механизмом свободного ценообразования.  Что же касается несовершенной конкуренции, то в целом она характеризуется более или менее активным вмешательством в конкурентные отношения монополистических «начал» и установлением власти над ценами со стороны отдельных субъектов рынка.  
         В ходе анализа сложного переплетения чисто конкурентных отношений с процессами монополизации следует обратить внимание на то существенное обстоятельство, что монополизация не должна отождествляться лишь с процессами укрупнения производства и капитала, ведущими к установлению так называемого «всевластия» монополистических объединений в экономике.  
Современное рыночное хозяйство представляет собой причудливый симбиоз большого, среднего и малого бизнеса. И было бы известным упрощением считать всех представителей большого бизнеса (гигантские национальные и транснациональные корпорации) строго монополистическим сектором экономики, а фирмы среднего и малого калибра - немонополистическим.  
В настоящее время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции три ее разновидности:

1) чистую (абсолютную) монополию; 

2) олигополию (от греч. «oligos» - немногий, немногочисленный),

3) дифференциацию  продукции, благодаря которой  складывается монополистическая конкуренция.  
В первом варианте (сугубо монополистическая ситуация) на каком-либо определенном товарном рынке устанавливается господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в этом случае иногда используется термин «монопсония»), что порождает абсолютную власть такого монополиста над ценами.

Подобный  феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся на практике, означает полное отсутствие конкурентных отношений и вправе рассматриваться  как еще одна чисто абстрактная  модель рынка.  
Во втором варианте (олигопольная структура рынка) относительно не-большое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь в условиях конкуренции частичного (и порой достаточно жесткого) контроля над ценами. Такая разновидность несовершенной конкуренции типична для ряда отраслей (нефть, автомобилестроение, электроника, химия и т.д.) в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. 

И наконец, третий вариант, опирающийся на постоянно  прогрессирующую дифференциацию производимых продуктов, сводится к функционированию множества производителей (агентов  предложения), делающих ставку на расширяющееся  разнообразие благ (латинский термин «дифференциация» переводится как  «различие») и, следовательно, на удовлетворение растущего (не только количественно, но и качественно) объема человеческих потребностей. На смену унылой однородности (идентичности) товаров и услуг приходит резкое возрастание их пестрого многообразия по самым разным параметрам, начиная от сорта, качества, торговой марки, уровня сервиса и кончая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы.

За усилением  дифференциации продукции естественно  следует повышение степени контроля над предложением и над ценами. Ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного  монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве ситуацию уникальности и неповторимости. Подобный монополизм может активно  произрастать и реально произрастает во всех сферах бизнеса - от большого до мельчайшего, а крупномасштабная концентрация производства и капитала перестает быть его единственной материальной основой.[10]

 

3.3 Способы ведения конкурентной борьбы

 

Конкуренция в переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных  предприятий, рациональному использованию  ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. 

Добросовестная  конкуренция и недобросовестная конкуренция

Основными методами являются:

- повышение  качества продукции

- снижение  цен ("война цен")

- реклама

- развитие  дои послепродажного обслуживания

- создание  новых товаров и услуг с  использованием достижений НТР  и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными  распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита  и др. В основном ценовая конкуренция  используется для выталкивания с  рынка более слабых соперников или  проникновения на уже освоенный  рынок.

Более эффективной  и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. В  качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.  

 В  настоящее время получили очень  большое развитие различного  рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения  запросов потребителя, его отношения  к тем или иным товарам, т.к.  знание производителем подобного  рода информации позволяет ему  более точно представлять будущих  покупателей его продукции, более  точно представлять и прогнозировать  ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.   

 Большую  роль играет до и послепродажное  обслуживание покупателя, т.к. необходимо  постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.   

 В  связи с большим влиянием на  общественность средств массовой  информации, прессы реклама является  важнейшим методом ведения конкурентной  борьбы, т.к. с помощью рекламы  можно определенным образом формировать  мнение потребителей о том  или ином товаре, причем как  в лучшую, так и в худшую  стороны, в качестве доказательства  можно привести следующий пример:   

 Во времена существования ФРГ  у  западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.    

 Но  наряду с методами  добросовестной конкуренцией существуют и другие,  менее законные методы ведения конкурентной борьбы. 
Основными методами являются:

- экономический  (промышленный шпионаж)

- подделка  продукции конкурентов

- подкуп  и шантаж

- обман  потребителей

- махинации  с деловой отчетностью

- валютные  махинации

- сокрытие  дефектов и т.д.  

 К  этому можно также добавить  и научно-технический шпионаж,  т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является  источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий. [11]

 

3.4 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством

 

Естественные монополии и контроль над ними. Сама по себе конкуренция  не является идеальной формой экономических отношений людей. Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах.

Итак, в  конкурентной системе ресурсы и  конечные товары распределяются по силе денежных голосов. Побеждает, как правило, тот, у кого их больше. А что делать тем потребителям, которые по объективным причинам не могут получать какую-то приемлемую сумму денежного дохода? Одни семьи могут кормить отборной пищей любимого бульдога, другие — питаются простейшими, нередко низкокачественными, продуктами питания. Конечно, ни в коем случае нельзя поощрять лентяйство, инертность, безответственность, но в то же время нельзя и не видеть во многих случаях проблем объективного характера. Критики конкурентной системы отмечают также ее недостаточную способность в распределении экономических ресурсов отвечать требованиям социальной справедливости и гуманности. В частности, ресурсы могут направляться на строительство роскошных особняков, создание изысканных предметов для богатых, а в то же время в обществе может не хватать школ, больниц, лекарств первой необходимости.

Нельзя  обойти вниманием еще одну проблему. Конкурентная система действительно  создает заинтересованность в снижении издержек производства, его научно-техническом  обновлении. Однако этот вопрос имеет  и другую сторону. Конкуренция порождает  заинтересованность в простой "скупке" научно-технических новшеств — чтобы  они не достались конкурентам, в  локализации их применения, в нераспространении  в экономике новых технических, информационных, организационных элементов. Не следует, конечно, преувеличивать масштабы и возможности такой "эгоистической" деятельности, но не считаться с  ней совсем также нельзя.

Поэтому конкурентная система нуждается  в определенной корректировке извне, выполнять которую может только государство.

Здесь начнем с констатации общепризнанного  среди экономистов положения, что  в некоторых сферах экономики  конкуренция является нежелательной, затруднительной или даже неприемлемой формой экономических отношений. Это  те области хозяйственной деятельности, которые попадают в раздел исключения из общего правила, утверждающего полезность и необходимость конкуренции  в экономике.

Естественная (законная, оправданная) монополия —  это чистая монополия, существование  которой признается обществом целесообразным. С такой монополией государству, разумеется, не следует вести линию на ее устранение. Государство изначально признает законность или оправданность существования естественной монополии. Поэтому отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования условий деятельности.

Что же это  за субъекты, к монопольному положению  которых государство проявляет такую лояльность? Обычно ими являются предприятия, которые обеспечивают снабжение электроэнергией, газом, водой, многими услугами связи и транспорта. Представите на минуту, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы в том районе, где вы живете, действовало бы несколько независимых предприятий по тепло обеспечению жилищ, и каждое из них прокладывало бы свои собственные коммуникации к квартирам или домам клиентов.  

Целесообразнее, экономически выгоднее отказаться в  таком и подобных случаях от конкуренции.

Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством  в течение определенного периода  времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя, затраченных  им труда, денег, времени от захвата, неоплачиваемого присвоения. Авторские  права дают авторам произведений исключительные права продавать  или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Информация о работе Основы конкуренции понятие и функции