Основы конкуренции понятие и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение
стр
3
Глава 1
Основы конкуренции понятие и функции
стр
5
1.1
Сущность и понятие конкуренции
стр
5
1.2
Функции конкуренции
стр
8
Глава 2
Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции
стр
10
2.1
Основные модели рынка
стр
10
2.2
Формы конкуренции
стр
13
2.3
Виды конкуренции
стр
21
Глава 3
Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы
стр
23
3.1
Современная конкуренция и ее значение конкуренции
стр
23
3.2
Формы современной конкуренции
стр
27
3.3
Способы ведения конкурентной борьбы
стр
29
3.4
Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством
стр
31
Заключение
стр
35
Список использованных источников
стр
36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 92.95 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

стр

 3

Глава 1

Основы конкуренции понятие  и функции

стр 

 5

1.1

Сущность и понятие  конкуренции

стр

 5

1.2

Функции конкуренции

стр

 8

Глава 2

Основные модели рынка. Формы  и виды конкуренции

стр

10

2.1

Основные модели рынка

стр

10

2.2

Формы конкуренции

стр

13

2.3

Виды конкуренции

стр

21

Глава 3

Современная конкуренция  и ведение конкурентной борьбы

стр

23

3.1

Современная конкуренция и ее значение конкуренции

стр

23

3.2

Формы современной конкуренции

стр

27

3.3

Способы ведения конкурентной борьбы

стр

29

3.4

Основные направления и инструменты  регулирования конкуренции государством

стр

31

Заключение

стр

35

Список использованных источников

стр

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная рыночная экономика Казахстана представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению  рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители  могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое  производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка  определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих  в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и  потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для  улучшения своих позиций на рынке  компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, информацию через рекламу.

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед  экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и  поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный  экономист знает, что рынок тем  эффективнее, чем он больше удовлетворяет  условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Реальная рыночная экономика немыслима  без конкуренции. В этой связи  возникает настоятельная необходимость  в изучении конкуренции, ее уровня и  интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

Некоторые представители нынешней власти уповают  на старые советские методы командно-административного  управления экономики, хотя в мире давно  известно про их неэффективность  и отсталость. Как мне кажется (и я далеко не одинок в своём  мнении), идти необходимо в совершенно противоположном направлении - путём  рыночных реформ и преобразований, какими бы тяжелыми они не были.

Процесс становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Конкуренция - один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.

Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего  потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной  экономике совсем недавно претерпел  кардинальное изменение. Конкуренция  и все процессы, связанные с  ней (демонополизация) новы для Казахстана и потому их изучение для нас важно и актуально.

В курсовой работе рассмотрены следующие разделы:

- Основы  конкуренции, понятие и функции;

- Основные модели рынка. Формы и виды конкуренции;

- Современная конкуренция и ведение конкурентной борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Основы конкуренции понятие и функции

 

         1.1 Сущность и понятие конкуренции

 

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое  неизбежное столкновение порождается  объективными условиями: полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за наибольший доход.

Конкуренция — это исходная категория, характеризующая  сущность рыночной экономики. Имеется  несколько определений этого  понятия. Приведем некоторые из них:

1.Конкуренция  — состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают  возможность каждого из них  односторонне воздействовать на  общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном  рынке (Закон о конкуренции  на товарных рынках).

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между  финансовыми организациями, при  которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках).

Такое определение  конкуренции предполагает, что:

-участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);

-конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:

-важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;

-наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.

2. Конкуренция  — борьба фирм за ограниченный  объем платежеспособного спроса  потребителей, ведущаяся фирмами  на доступных им сегментах  рынка.

Это определение  предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую  место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция  — это центр тяжести всей  системы рыночного хозяйства.  Продавцы и покупатели конкурируют  между собой, чтобы добиться  каждый своей цели за счет  конкурентов (продавцы — более  высокой прибыли; покупатели —  более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной  борьбы, выполняет функцию регулирования  спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении понятие конкуренции  раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как  совершенный, так и несовершенный  рынок и содержит указания о характере  соперничества участников рынка, целевой  направленности и функциях конкуренции.

Многофакторный  характер конкуренции. Конкуренция  — это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит  в первую очередь от:

-модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок);

-формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации);

-стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке;

-мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели;

-типа предпринимательских реакций на изменения на рынке;

-степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.

Конкуренция - один из регуляторов предложения общественного производства, фактор образования средней нормы прибыли, формирование рыночной стоимости товара, дифференциации товарных производителей по доходам. Конкуренция выступает экономическим законом рыночных отношений, товарного производства вообще, и одновременно одним из рычагов общественного воспроизводства. Первой функцией конкуренции является прямое влияние на процесс ценообразования. Вторая экономическая функция — стимулирование НТП. [1]

В повседневной жизни мы все чаще встречаем   слова:   "конкуренция",   "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

Конкурентность  рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

Итак, конкуренция - категория явным образом противоречивая. С одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка  не бывает, а с другого – целиком  конкурентным есть тот рынок, на котором  участники (фирмы) не ведут между  собою конкурентной борьбы. И дальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком  конкурентным. Больше того, чем более  сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к  целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции  выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это  большое благо (между прочим, эта  точка зрения есть характерной для  современных украинских реформаторов), другие настаивают на потому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка  и порождая монополию – большое  зло для экономики.

Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция. Конкуренция - это форма экономических  отношений между субъектами рыночного  хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.

Информация о работе Основы конкуренции понятие и функции